Курсовая теория на тему «Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности подростка»: теоретические аспекты социально- педагогического исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Детско-родительские
взаимоотношения представляются средой, которая детерминирует психическое
развитие ребенка и определяет формирование его личности. Воздействие родителей
на ребенка во многом связано с воспитательными влияниями на него, а
представления о ребенке представляются внутренней основой воспитания.
Роль семьи в
формировании уникальной для каждого подростка социальной ситуации развития является
общеизвестной. Стиль семейного воспитания, который определяется родительскими
ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к подростку,
особенностью восприятия подростком родителем и способов поведения с ним – представляет
из себя значительным фактором развития личности.
Актуальность
исследования определяется зачастую возникающими проблемами в воспитании ребенка
у родителей, педагогов и теми трудностями, с которыми встречаются психологи при
диагностике и коррекции личностного развития подростка, коррекции
детско-родительских взаимоотношений. Опыт работы демонстрирует, что зачастую
воспитательные ошибки связаны с тем, что родители и педагоги не всегда берут во
внимание индивидуальность ребенка, ориентируются больше на собственные потребности,
отталкиваясь от своих личностных особенностей. Не глядя на то, что сегодня в сообществе
широко постулируется принцип индивидуального подхода к ребенку в ходе обучения
и воспитания, реализация его на практике затрудняется.
Бесспорным представляется
то, что семья – главный институт воспитания. Она представляется отправной
точкой всего воспитательного процесса, так как то, что подросток обретает в
семье – он сохраняет в течение всей дальнейшей жизни. Важность семьи в качестве
института воспитания обусловлена тем, что в ней подросток находится в течение огромной
части собственной жизни, и по длительности собственного воздействия на личность
ни один из институтов воспитания нельзя сравнить с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка. Но стоит отметить, что не стоит забывать, что семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания.
Также необходимо
отметить, что никто не может предоставить ребенку столько любви, ласки и
заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой иной
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании,
сколько может сделать семья.
Семья, которая не может
воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в ходе социализации ребенка. В
связи с этим, проблема воздействия семейного воспитания на развитие и
становление личности представляется настолько актуальной. В связи с особой
воспитательной ролью семьи образовывается вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить
положительные и свести к минимуму отрицательные воздействия семьи на воспитание
ребенка.
Под стилем семейного
воспитания принято рассматривать комплекс родительских стереотипов, которые
воздействуют на подростка по всем направлениям его жизнедеятельности.
Наиболее важным с точки
зрения влияния стилей семейного воспитания на личность и поведение представляется
подростковый возраст, который именуется критическим периодом. Именно в этот
период подросток полностью перестраивает систему взаимоотношений с окружающим
миром.
Цель данной работы изучить влияние семейного воспитания на формирование
личности подростка возрастом от 10-15 лет. Исходя из цели необходимо решить
следующие задачи:
— уточнить понятие семья;
— выявить особенности подросткового возраста от 10-5 лет;
— определить стили семейного воспитания. Методы исследования: теоретические
методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение,
обобщение.
Предметом исследования
является влияние семейного воспитания на развития личности. Объектом
исследования является развитие личности ребенка.
Гипотеза данной работы: в развитии и становлении личности напрямую зависит
от стиля семейного воспитания.
Проблема воздействия семьи на личность
и поведение ребенка находилась в области интересов многих исследователей и
теоретиков, таких как А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. В.
Ковалев, В. М. Минияров, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер,
Д. Баумринд, Г. Навайтис, Ю. Хямяляйнен.
Изучением влияния
семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались
представители гуманистического подхода К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Л. Лотт и
Д. Нельсен, представители бихевиористского подхода А. Бандура, Б. Ф. Скиннер, Дж.
Бр. Уотсон, представители психоаналитического подхода А. Адлер, Д. В. Винникотт,
З. Фрейд, Э. Фромм.
Наиболее известные
классификации стилей семейного воспитания предложены Д. Баумринд, В. И.
Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым, Гр. Крайг, Э. Г. Эйдемиллером и
другими.
Значимость эмоциональных
отношений подчеркивается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. И. Захаровы, А. С.
Спиваковской, К. Хорни. Многие отечественные психологи отмечают амбивалентный,
противоречивый характер личности подростка, способствующий нарушению их
взаимоотношений с родителями, а именно Л. И. Божович, А. А. Реан, Д. И.
Фельдштейн.
Методологической основой представляются
философские, психологические и педагогические концепции, которые раскрывают процесс воздействия стилей семейного
воспитания на личностные особенности ребенка (данная проблема наиболее широко
отражена в работах Л. С. Алексеевой, Л.И. Божовича, М.А. Галагузовой, Т. А
Куликовой, С.В. Ковалева, В. И. Титаренко, В.В. Ткачевой и многих других).
Практическая
значимость работы заключается в том, что результаты исследования предоставили
возможность сформулировать и расширить представление о причинах воспитательных
нарушений в семье, что важно в профилактической и консультативной работе по
предупреждению негармоничного личностного развития ребенка.
Структура и
объем данной работы обусловлена целями и задачами, и состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Введение:
Детско-родительские
взаимоотношения представляются средой, которая детерминирует психическое
развитие ребенка и определяет формирование его личности. Воздействие родителей
на ребенка во многом связано с воспитательными влияниями на него, а
представления о ребенке представляются внутренней основой воспитания.
Роль семьи в
формировании уникальной для каждого подростка социальной ситуации развития является
общеизвестной. Стиль семейного воспитания, который определяется родительскими
ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к подростку,
особенностью восприятия подростком родителем и способов поведения с ним – представляет
из себя значительным фактором развития личности.
Актуальность
исследования определяется зачастую возникающими проблемами в воспитании ребенка
у родителей, педагогов и теми трудностями, с которыми встречаются психологи при
диагностике и коррекции личностного развития подростка, коррекции
детско-родительских взаимоотношений. Опыт работы демонстрирует, что зачастую
воспитательные ошибки связаны с тем, что родители и педагоги не всегда берут во
внимание индивидуальность ребенка, ориентируются больше на собственные потребности,
отталкиваясь от своих личностных особенностей. Не глядя на то, что сегодня в сообществе
широко постулируется принцип индивидуального подхода к ребенку в ходе обучения
и воспитания, реализация его на практике затрудняется.
Бесспорным представляется
то, что семья – главный институт воспитания. Она представляется отправной
точкой всего воспитательного процесса, так как то, что подросток обретает в
семье – он сохраняет в течение всей дальнейшей жизни. Важность семьи в качестве
института воспитания обусловлена тем, что в ней подросток находится в течение огромной
части собственной жизни, и по длительности собственного воздействия на личность
ни один из институтов воспитания нельзя сравнить с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка. Но стоит отметить, что не стоит забывать, что семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания.
Также необходимо
отметить, что никто не может предоставить ребенку столько любви, ласки и
заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой иной
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании,
сколько может сделать семья.
Семья, которая не может
воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в ходе социализации ребенка. В
связи с этим, проблема воздействия семейного воспитания на развитие и
становление личности представляется настолько актуальной. В связи с особой
воспитательной ролью семьи образовывается вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить
положительные и свести к минимуму отрицательные воздействия семьи на воспитание
ребенка.
Под стилем семейного
воспитания принято рассматривать комплекс родительских стереотипов, которые
воздействуют на подростка по всем направлениям его жизнедеятельности.
Наиболее важным с точки
зрения влияния стилей семейного воспитания на личность и поведение представляется
подростковый возраст, который именуется критическим периодом. Именно в этот
период подросток полностью перестраивает систему взаимоотношений с окружающим
миром.
Цель данной работы изучить влияние семейного воспитания на формирование
личности подростка возрастом от 10-15 лет. Исходя из цели необходимо решить
следующие задачи:
— уточнить понятие семья;
— выявить особенности подросткового возраста от 10-5 лет;
— определить стили семейного воспитания. Методы исследования: теоретические
методы: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение,
обобщение.
Предметом исследования
является влияние семейного воспитания на развития личности. Объектом
исследования является развитие личности ребенка.
Гипотеза данной работы: в развитии и становлении личности напрямую зависит
от стиля семейного воспитания.
Проблема воздействия семьи на личность
и поведение ребенка находилась в области интересов многих исследователей и
теоретиков, таких как А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. В.
Ковалев, В. М. Минияров, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер,
Д. Баумринд, Г. Навайтис, Ю. Хямяляйнен.
Изучением влияния
семейного воспитания на личностные и поведенческие особенности детей занимались
представители гуманистического подхода К. Роджерс, А. Фромм, педагоги Л. Лотт и
Д. Нельсен, представители бихевиористского подхода А. Бандура, Б. Ф. Скиннер, Дж.
Бр. Уотсон, представители психоаналитического подхода А. Адлер, Д. В. Винникотт,
З. Фрейд, Э. Фромм.
Наиболее известные
классификации стилей семейного воспитания предложены Д. Баумринд, В. И.
Гарбузовым, А. И. Захаровым и Д. Н. Исаевым, Гр. Крайг, Э. Г. Эйдемиллером и
другими.
Значимость эмоциональных
отношений подчеркивается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. И. Захаровы, А. С.
Спиваковской, К. Хорни. Многие отечественные психологи отмечают амбивалентный,
противоречивый характер личности подростка, способствующий нарушению их
взаимоотношений с родителями, а именно Л. И. Божович, А. А. Реан, Д. И.
Фельдштейн.
Методологической основой представляются
философские, психологические и педагогические концепции, которые раскрывают процесс воздействия стилей семейного
воспитания на личностные особенности ребенка (данная проблема наиболее широко
отражена в работах Л. С. Алексеевой, Л.И. Божовича, М.А. Галагузовой, Т. А
Куликовой, С.В. Ковалева, В. И. Титаренко, В.В. Ткачевой и многих других).
Практическая
значимость работы заключается в том, что результаты исследования предоставили
возможность сформулировать и расширить представление о причинах воспитательных
нарушений в семье, что важно в профилактической и консультативной работе по
предупреждению негармоничного личностного развития ребенка.
Структура и
объем данной работы обусловлена целями и задачами, и состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Семья является важной
ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни
общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая,
крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.
Основной категорией в
педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком
значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что
данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И.
Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать
«новую породу людей» через воспитание.
Семейное воспитание
играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании
подрастающего поколения. Семейное воспитание основано на принципах
взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект
воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями.
В семейной среде
сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья,
стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие
личности ребенка.
Семья в качестве самого
главного института воспитания оказывает огромное воздействие на развитие
личности.
Стиль воспитания в семье
непосредственно воздействует на учреждение определенных черт личности, так как
акцентуации характера, более ярко отражающихся в подростковом возрасте при
действии разных психогенных факторов, могут приводить к нарушениям социальной
адаптации, отклонениям в поведении.
Стиль семейного
воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей,
применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые
выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Развитие и становление
личности зависит не только от стиля семейного воспитания, на личность оказывает
воздействие огромное количество как внутренних, так и внешних факторов. Но, тем
не менее, семья представляется наиболее близким окружением ребенка, так как ее воздействие
представляется наиболее значительным.
Современные
родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и
возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее
эффективного стиля его индивидуального воспитания
Существенное значение для развития подростка имеет
место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Определение понятия
семья Семью, её происхождение, суть,
исследуют огромное количество наук: социология, психология, педагогика,
демография, право, этика, политология, история и другие. В толковых словарях
русского языка «семья» рассматривается в особенности формально как объединение
лиц, который связаны кровнородственными и брачными взаимоотношениями.
Профессор Анатолий
Георгиевич Харчев определяет такие важные черты социально-правовой
характеристики семьи, как единство быта и взаимосвязанность взаимной
ответственностью. Профессор видит в семье систему взаимоотношений супругов,
родителей и детей в качестве малой социальной группы; взаимную моральную
ответственность и единство быта, совместные усилия по осуществлению социальных
потребностей членов семьи; осуществление потребностей сообщества в физическом и
духовном воспроизводстве себя в новых поколениях.
Семья – является первичной
ячейкой сообщества, его социально-бытовой основой, которая находится в тесной
взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На собственном
уровне она сосредоточивает, концентрирует в жизнедеятельности собственных
членов огромный комплекс взаимоотношений, которые существуют в сообществе.
Семья также и сложная
многофункциональная система, которая исполняет ряд взаимосвязанных функций.
Функция семьи — это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.
К функциям следует отнести:
— экономическая;
— хозяйственно-бытовая;
— рекреативная;
— репродуктивная;
— воспитательная [9, c. 112-115].
Социологи рассматривают
репродуктивную функцию семьи основополагающей общественной функцией, в основе
которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению собственного
рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Исполняя эту
функцию, семья представляется ответственной за физическое, психическое и
интеллектуальное развитие.
Человек обретает ценность
для сообщества тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует
целенаправленного, систематичного влияния. Именно семья с ее непрерывным и
естественным характером влияния призвана формировать черты характера,
убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной
функции семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человека