Педагогика начального образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние стиля педагогического общения на эффективность образовательного процесса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ педагогического общения как главного фактора эффективности обучения 6
1.1. Педагогическое общение как фактор эмоционального благополучия ребенка 6
1.2. Основные компоненты и условия эффективного педагогического общения 10
Вывод к Главе 1 15
Глава 2. Анализ эффективного воздействия в процессе педагогического общения 16
2.1. Педагогическое общение, как элемент педагогического мастерства 16
2.2. Методы и приемы эффективного воздействия в педагогическом общении 21
Вывод к Главе 2 23
Заключение 24
Список используемой литературы 26

 

  

Введение:

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей, которая отражена в государственном образовательном стандарте второго поколения. Эти тенденции коренным образом затрагивают не лишь целеполагание обучения и воспитания, но и предъявляют новейшие требования к личности педагога.
Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического общения.
Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие.
Педагогическое общение в условиях реализации ФГОС — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Несмотря на то, что вопросы формирования стиля педагогической деятельности и, как следствие, повышения качества образовательного процесса неоднократно попадали в поле зрения ученых-исследователей, не разрешенность проблемы критериев оценивания порождает сложность при определении субъектов оценки труда учителя.
Учителя, использующие в своей деятельности авторитарный стиль общения, часто прибегают к созданию различной степени ограничений, наказаний. Общение с авторитарным учителем создает площадку для конфликтов, они находятся в состоянии страха, напряжения, неуверенности.
Оптимальным принято считать демократический стиль общения. Педагог, обладающий демократическим стилем общения, всегда пытается наладить эмоциональный контакт с учеником, проявляет доверие и уважение, не злоупотребляет запретами и строгостью. При таком стиле общения во взаимоотношениях воспитателя и детей царит взаимопонимание.
К изучению стиля педагогической деятельности проявляли интерес такие ученые-исследователи, как А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев, Н. Ф. Маслова, В. А. Кан-Калик.
Параметры оценки эффективности стиля педагогической деятельности рассматривались в работах И. А. Зимней, Н. В. Клюевой, Л. С. Колесникова, В. А. Крутецкого, Ю. А. Самарина.
Теоретические аспекты данного вопроса отражены в работах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Ситак в общепрофессиональных подходах к изучению эффективности деятельности, в исследованиях эффективности педагогической деятельности.
Объект исследования – педагогическое общение.
Предмет исследования – педагогическое общение в образовательном процессе.
Цель исследования – изучить особенности влияния стиля педагогического общения на эффективность образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть педагогическое общение как фактор эмоционального благополучия ребенка;
2. изучить основные компоненты и условия эффективного педагогического общения
3. проанализировать педагогическое общение, как элемент педагогического мастерства
4. проанализировать методы и приемы эффективного воздействия в педагогическом общении
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников вообще, в том числе на уроках окружающего мира.
Одной из характеристик деятельности является ее «стилеобразность». По мнению Е. А. Климова стиль – это индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях гармонизации своих действий и отношений с внешними условиями и другими людьми.
В педагогической деятельности проявляются по отношению к учащимся самые разнообразные действия – это и элементы родительского поведения, для которого характерны опека, забота, любовь, жалость; агрессивность; избегание; доминирование; наблюдение с целью исследования своих воспитанников как субъектов учебной деятельности, сопереживание и др.
Стиль может быть представлен как типичная для учителя система взаимодействия с учащимися, коллегами, родителями, и выражать уровень и специфику отношений между ними. В стиле педагогической деятельности проявляется:
1) специфика отношения к другим людям (авторитарный, демократический, либеральный стиль);
2) специфика к выполнению деятельности (импровизационный, ситуативный, технологический стиль);
3) специфика к результатам деятельности (инновационный, традиционный, продуктивный стиль);
4) специфика к восприятию себя и своей деятельности окружающими (уверенный, профессиональный, демонстрационный и др.);
5) специфика по отношению к возрасту (молодежный, традиционный и др.);
6) специфика по отношению гендерной позиции (мужской, женственный стиль);
7) специфика по отношению к образовательной культуре (академический, гимназический, игротехнический и др.).
Современное эффективное занятие требует специальных форм организации.
Центральной формой сегодня является учебный диалог. Для осуществления диалога важно создать:
— диалогические отношения, то есть отношения несовпадающих смысловых позиций; поэтому основу диалога составляет поиск способа решения проблемы, когда участники могут высказывать предположения, отстаивать собственную точку зрения;
— коммуникативную ситуацию;
— комфортные условия обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность и интеллектуальную самостоятельность. Урок, организованный как диалог, должен иметь особую структуру.
Гибкость структуры нетрадиционного занятия заставляет педагога искать активные методы обучения, в основе которых лежит диалог.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ педагогического общения как главного фактора эффективности обучения
1.1. Педагогическое общение как фактор эмоционального благополучия ребенка

Педагогическое общение – некая связь педагога с учениками в учебно-воспитательной деятельности. Она нацелена на формировании подходящего психологического климата, который положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а также его интеллектуальном развитии.
Основные правила педагогического общения :
1. Проявлять педагогический такт.
2. Уметь:
— устанавливать связь с детьми;
— проникаться их состоянием и поддерживать при любых обстоятельствах;
— сохранять положительный эмоциональный тон, сопровождающийся мимикой пантомимикой;
— жестикуляцией и разговорной речью привлекать к себе собеседника(общедоступность, выразительность, последовательность, краткость);
— слушать с интересом и почтением; никак не останавливать собеседника;
— обладать ораторскими данными (тон, дикция, произношение);
3. Уметь:
— распоряжаться собственными эмоциями (выталкивание негативных помыслов из головы);
— установка на позитивное восприятие собеседника;
— обладать способами поддержания эмоционального благосостояние детей, так как это сказывается на их работоспособности.
Значимым фактором формирования психологического благосостояния считается необходимость создания благоприятного климата.
От персоны преподавателя и его мер воздействия на ребенка зависят конечные результаты воспитательного процесса. В ходе общения с чадом старшие обязаны не просто на теоретическом уровне делиться с ребятами собственным опытом и знаниями, а являться настоящим эталоном для подражания .
Педагогу важно постоянно работать над дыханием, дикцией и голосом. Овладеть техникой речи можно через овладение речевым дыханием и голосом. Любой педагог должен иметь хорошую орфоэпическое произношение и дикцию.
Дикция – это правильность и отчетливость произнесения отдельных звуков, что обеспечивается правильной работой органов речи.
Артикуляционный аппарат должен работать без лишнего напряжения и активно. Все звуки и их сочетания необходимо произносить легко, четко и свободно. Активизировать артикуляционный аппарат, отработать правильность и четкость произнесения звуков, тренировать голос помогут различные специальные упражнения и скороговорки. Работая над голосом, необходимо обратить внимание на освобождение его от напряжения, а также на совершенствование его лучших качеств.
Как педагогам, так и воспитанникам характерно принимать позицию того человека, к которому испытывается искреннее эмоционально-позитивное отношение. В то же время отвергается или принимается с трудом позиция лица, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы