Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная педагогика

Курсовая теория на тему Влияние средств массовой информации на социальное воспитание детей и молодёжи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Характеристика социального воспитания детей и молодежи. 6

1.1. Социальное воспитание детей и молодежи как предмет
социально-педагогических исследований. 6

1.2. Этапы становления социального воспитания детей и
молодежи. 10

2. Влияние средств массовой информации на формирование
личности детей и подростков. 13

2.1. Роль телевидения в процессе воспитания детей и
молодежи. 13

2.2. Сущность влияния СМИ на сознание человека. 18

Список использованных источников и литературы: 28

  

Введение:

 

На сегодняшний день, мы ежедневно сталкиваемся со средствами
массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей жизни, что уже
представить себя без них, мы не можем. В жизни современного общества средства
массовой информации играет большую роль. Активное развитие информационных
технологий началось в середине 20-го столетия. В этой связи объективное
воздействие на развитие ее отношений в обществе приобретает особый смысл:
молодежь должна участвовать в них не только объект воспитания, но и как
ответственный субъект социального творчества, смысловые интересы которого надо
учитывать в обществе.

Значительное воздействие средства массовой информации оказывают
на развитие личности человека, СМИ содействуют на общественное сознание и
поведение людей, влияют на достижение тех или иных действий.

Задачи воспитания и обучения сегодня, при всем многообразии
форм обучения, остаются по-прежнему основными. Современный мир находится в
состоянии формирования новой социальной системы. Сейчас, во всем мире, средства
массовой информации считаются одним из ведущих институтов воспитания. На данный
момент, возрастает роли печати, радио, телевидения в общественной жизни страны,
свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой
информации. СМИ наиболее доступный, распространенный и популярный способ
информирования и развлечения [6].

Широкие возможности средств массовой информации вызывают
необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность
влияния на подрастающее поколение.

Но не всегда положительно СМИ может влиять н воспитание детей
и молодежи. Общей выраженной чертой российского общества, к сожалению, стала
агрессивность. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости не
защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья.

Отрицательные стороны подростков и молодежи выражаются в
различных формах деструктивного поведения, которые обусловливают «кризис социализации».
Увеличение злости в сознании большинства молодых людей создает проблему влияния
СМИ на социальное воспитание детей и молодежи более актуальной [8].

На сегодняшний день, многие исследователи хотят определить
средство массовой информации как важнейшим агентом воспитания.

Цель исследования: изучить влияние средств массовой
информации на социальное воспитание детей и молодёжи.

Объектом исследования является социальное воспитание детей и
молодёжи.

Предмет исследования: СМИ как фактор влияния на воспитание
детей и молодежи.

Задачи исследования:

1. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции
воспитательного воздействия средств массовой информации на детей и молодежи.

2. Исследовать положительное воздействие средств массовой
информации на процесс воспитания детей и молодежи.

-Выявлены ценности ориентации личности;

-Определены положительные и отрицательные влияния на развитие
личности детей и подростков;

-Изучены влияния телевидения на развитие личности детей и
молодежи;

Изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации
и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования
государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её
реализации.

Воспитание ориентировано на выработку у подрастающего человека
умения в решении жизненных проблем делать осознанный выбор нравственным путем,
что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск человеком
способов построения нравственной жизни на сознательной основе. Этот поиск
осуществляется через самоопределение, социум предоставляет ребенку выбор, а
педагог — поддержку в выборе и принятии (переживании) ценностей. Социальное
воспитание обеспечивает не только «выход в социум», но и «обретение себя».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное общество можно охарактеризовать как
информационное общество, главным богатством которого является информация.

Исследование показало, что средства массовой информации
занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом.
Телевидение, радио, печать, интернет стали основными источниками информации,
формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир
людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности,
путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы
узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с
людьми.

В ходе данного исследования мы выяснили, что молодежь почти
ежедневно использует СМИ в качестве главного источника информации.

Процесс воспитания современной молодёжи представляет собой
специально организованную деятельность, направленную на формирование
определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной
жизни.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных
средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие,
сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и
существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия,
захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных
общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров,
духовных лидеров, снижение порога чувствительности — все это не в последнюю
очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

Что касается принципов воспитания, то это общие исходные
положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам,
организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса
воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие
положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Проведенное исследование проблем социализации молодежи
показало, что все механизмы социализации молодежи, так или иначе, касаются
решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и
социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения
являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких
проблем она вполне способна их плодотворно решать при наличии необходимых
предпосылок для этого.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика
социального воспитания детей и молодежи

1.1. Социальное
воспитание детей и молодежи как предмет социально-педагогических исследований Понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось
сравнительно недавно. Социально-педагогическая деятельность – это
последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в
конкретном окружающем их микросоциуме, нацеленная на их эффективное
приспособление к ним. Отличительная черта этой деятельности состоит в том, что
необходимость в ней проявляется тогда, когда у человека возникают трудности во
взаимодействии со средой и ему необходима помощь в социализации. Для содействия
развития человека главным элементом является педагогическая составляющая,
которая связана с воспитанием и образованием человека. Но не всегда
профессиональная задача социального педагога заключается в решении проблем
самого человека [10].

Важным фактором профессионального воспитания является
внеурочная занятость: беседы, встречи с новаторами производства, технические
конференции, конкурсы профессионального мастерства и технического творчества,
вечера, участие в профессионально – ориентированных кружках, предоставление
профессиональных услуг населению и др. Большое значение имеет и воспитание
профессионально-информационной культуры как источника профессиональных
знаний.

Проблема воспитания всегда интересовала ученых-педагогов.
Человеческий мир – это постоянная взаимосвязь между людьми разными по
социальному статусу, интеллектуальному и нравственному облику. Чтобы жить в
этом мире, надо общаться и по желанию, и по необходимости. В настоящее время,
воспитание – это многоуровневая система, которая подразумевает в себе
подсистемы социально-группового воспитания, общегосударственного, национального
самовоспитания. Это касается любого возраста жизнедеятельности человек. В наше
время задача воспитания детей и молодежи считается одной из наиболее важных в
Российской Федерации.

Перемены, в области воспитания, призывают многостороннего
осмысления и принятия определенных выводов и мер. Обстановка усиливается
нестабильностью экономики и общественно-политическими трудностями. Все это, без
исключения, содействует разрушению общественных отношений и моральных устоев,
ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушению внутреннего общества
личности. Одним из беззащитных слоев населения считаются подростки и молодое
поколение. Прослеживается нарастание индивидуализма, противопоставление себя
остальным людям. Асмолов А.Г. считает, что наравне с уменьшением ценностей,
выходит снижение доверия к старшему поколению, перенаправление на
индивидуальное благосостояние, выживаемость, самосохранение. Степень культуры и
воспитание у подростков и молодежи отодвигаются в периферию [1].

Воспитание рассматривалось во все времена, это можно увидеть
из истории педагогики и школы. Важнее всего — способ передачи социального
опыта, а также накопленных ценностей от старшего поколения к младшему. Процесс
социализации ребенка определяется культурой и психологией общества, с одной
стороны, и социальным опытом ребенка, с другой.

Сейчас воспитание призвано адаптировать подрастающих детей к
социуму, но, воспитывая излишне адаптированного человека, общество в результате
может получить инфантильного человека, который не сможет противостоять
жизненным изменениям. Из-за этого большинство современных воспитательных идей
подразумевают в себе социальную направленность формирующих функций воспитания,
так как содержанием процесса являются внутренние процессы развития и
формирования личности по линии социокультурной адаптации, социализации и самореализации
в процессе освоения социального опыта. Отталкиваясь от этого, можно отметить,
что педагогические исследования ориентированы на поиск такой системы
воспитания, чтобы социализируясь, личность обладала такими качествами как
саморазвитие, свое жизненное самоопределение. Здесь понимание цели воспитания
анализирует социальный опыт детей как базу его социализации [20].

Все без исключения, авторы оценивают воспитание в контексте
социализации ребенка, ориентированные на ценность собственного социального опыта
ребенка. Установлено, что опыт — это эмпирическое познание действительности;
чувственно-эмпирическое отражение в сознании людей законов объективного мира и
общественной практики, приобретенное в результате их активного практического
познания; единство знаний и практически усвоенных навыков, умений. Современная
педагогическая наука представляет воспитание как процесс, который сохраняет
гуманную природу общества, создает условия для развития социума, плодотворного
существования личности. Сегодня воспитание призвано привести человека к
осознанию собственной ответственности за самого себя и направленности к основам
человеческой жизни.

Часть общей системы воспитания рассматривается как важнейшая
составляющая социального воспитания, которая обращена на социальное развитие
личности ребенка, его духовности. В нем, как части общего, актуализируются
такие виды воспитания как эстетическое, патриотическое, нравственное,
экономическое, экологическое, и другие, формирующие гражданские и
индивидуальные качества личности ребенка.

На данный момент социальное воспитание понимается как область
педагогического знания, которое призвано изучать и решать комплексные проблемы
человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех
этапах социального становления и развития личности.

Становление социального воспитания как научной категории
начинается в России в 20-х — начале 30-х годов XX века. Одной из проблем,
побудившей исследователей обратиться к данному вопросу, было обостренное
внимание к человеку, повышение роли человеческого фактора и трудности ее
реализации в переходный период. В данную историческую эпоху понятие «социальное
воспитание» применялся для обозначения государственных органов, которые
управляли детскими государственными учреждениями; а также для описания системы
общественного воспитания.

Главная идея социального воспитания в России в 20-х гг.
заключалась в гармоничном сочетании индивидуального и общественного, которое в
первую очередь прослеживалось через взаимодействие школы и среды.

В 1923 году В.В. Гаврилюк («Основы и практика социального
воспитания») дает 4 основные характеристики сущности социального воспитания:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы