Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние семейной ситуации на эмоциональное неблагополучие подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Типология семьи и ее функций 5
1.2 Факторы эмоционального благополучия в семье 8
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1 Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте 19
2.2 Влияние семьи на эмоциональное неблагополучие старших подростков 22
Выводы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменения, длительное время происходящие в политической, социальной и экономической сферах российского общества, оказывают глубокое влияние на жизнь и положение всех групп и слоев населения, что вызвало обострение ряда сложных общественных проблем, в частности проблем семьи, воспитания детей, молодежи. Положение многих российских семей характеризуется общим снижением уровня жизни. Кроме того, напряженность в обществе существенно сказывается на психологическом климате в семье. Возникают проблемы и трудности в благополучных семьях, а еще больше – в неблагополучных.
Это объясняется тем, что в неблагополучных семьях существует несогласованность позиции родителей в вопросах воспитания, скудное семейное общение, недовольство детей своими отношениями с родителями, которое подталкивают ребенка к самоутверждению вне семьи.
Неблагополучные семьи – проблема актуальная для российского общества. Она требует своего решения, поскольку семья – самый важный фактор социализации ребенка, от нее зависит, каким будет наше будущее, наше общество.
Влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Это следует из ряда особенностей, характерных для семьи. Например, ее малочисленность, что облегчает возможность непосредственного эмоционального контакта и межличностного взаимодействия. Неблагополучие в семье разрушает её не только изнутри, но уже и выступает в качестве внешней негативной социальной оценки. Умение выявлять причины эмоциональных проблем подростка позволит правильно скорректировать психологическую работу с ним и исправить ситуацию. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – эмоциональное неблагополучие подростков
Предмет – влияние семейной ситуации на эмоциональное неблагополучие подростков.
Цель исследования – изучить влияние семейной ситуации на эмоциональное неблагополучие подростков.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить типологию семьи и ее функции;
2) исследовать факторы эмоционального благополучия в семье;
3) проанализировать развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте;
4) изучить влияние семьи на эмоциональное неблагополучие старших подростков;
5) сделать выводы.
Методы исследования – анализ, синтез, сопоставление научной информации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению семьи как основы развития эмоциональной сферы личности. Во второй главе приводятся данные научных исследований, касающиеся эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы мы рассматривали влияние семейной ситуации на эмоциональное неблагополучие подростка. Положение многих российских семей характеризуется общим снижением уровня жизни. Кроме того, напряженность в обществе существенно сказывается на психологическом климате в семье. Возникают проблемы и трудности в благополучных семьях, а еще больше – в неблагополучных. К неблагополучным семьям относятся семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества; с низким морально-культурным уровнем родителей; с устойчивыми психологическими конфликтами во взаимоотношениях между родителями, а также родителями и детьми; неполные семьи; материнские семьи (молодые матери одиночки); внешне благополучные семьи, которые допускают серьезные ошибки и просчеты в системе семейного воспитания вследствие неумения правильно строить взаимоотношения между членами семьи, низкой педагогической культурой и необразованностью.
В рамках данной работы мы поставили цель – изучить влияние семейной ситуации на эмоциональное неблагополучие подростков. Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач: 1) изучить типологию семьи и ее функции; 2) исследовать факторы эмоционального благополучия в семье; 3) проанализировать развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте; 4) изучить влияние семьи на эмоциональное неблагополучие старших подростков.
При реализации первой задачи, мы выяснили, что семья – это сложный социальный институт, который является частью общества. Люди создают семьи по разным причинам, которые и определяют их основные функции, дополняющие друг друга. С течением времени некоторые функции семьи могут исчезать, но при этом появляются новые. Невыполнение функций семьи приводит к появлению неблагоприятной обстановки в семье, которая сказывается на психическом здоровье и эмоциональном благополучии всех ее членов.
Решение второй задачи нам показало, что к факторам эмоционального благополучия семьи также относят и наличие взаимной внутренней коммуникации. Процесс ее налаживания может быть различным во временному промежутку. Длительность его зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Некоторые из них помогают усилить эту коммуникацию, а некоторые, наоборот, осложняют ее формирование. Внешние факторы определены дистанцией со своей родительской семьей, а также особенностями общения с друзьями, коллегами, соседями и так далее. Внутренние факторы определяют правила взаимодействия между супругами, их роли, распределение обязанностей и условия адаптации к совместной жизни. У каждого из этих факторов есть составляющие, которые помогают сохранить благополучие семьи, а также есть и такие, которые ее усугубляют. Сохранение благополучия семьи также зависит от особенностей адаптации супругов к семейной жизни. Стоит отметить, что супружеская пара проходит несколько видов адаптации, каждый из которых меняется в течение времени, которое супруги прожили вместе. Некоторые ученые выделяют различные виды адаптации, например, С.В. Ковалев считает, что адаптация заключается во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения супругов, и подразделяет ее на первичную и вторичную. И.В. Гребенников, в свою очередь, выделяет материально-бытовую, нравственно-психологическую, интимно-личностную адаптации. В.М. Целуйко добавляет к ним еще и выделяет еще социально-психологическую адаптацию. Не менее важную роль в успешной адаптации играет и мотивация вступления в брак. Крайне важно, чтобы у обоих супругов она была одинаковой. Поскольку различная мотивация создает противоречия в том, какая именно эта семья должна быть, что, в свою очередь, приводит к недопонимаю и возникновению конфликтных ситуаций. В комплексе все эти факторы создают семейное благополучие.
Решая третью задачу, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте ребенок начинает более активно реагировать на все происходящее вокруг. Его эмоции становятся сильнее и глубже. Подростки в этом возрасте, как правило, не могут сдержать своих эмоций, они полностью написаны у них на лице. В связи с этим порой подростки могут вести себя грубо и резко по отношению к взрослым. Но в тоже время они учатся понимать чувства других, становятся более отзывчивыми эмоционально. В подростковом возрасте происходит становление личности, они ищут себя, пытаются понять, кто же они есть на самом деле. С этим связаны и резкие перемены настроения.
Решение четвертой задачи, нам показало, что в неблагополучных семьях, а именно, где присутствует алкоголизм, инвалидность, безработица или малообеспеченность и т.д., как правило, вырастают трудные подростки. Чаще всего они агрессивны, отстают в интеллектуальном развитии, у них повышенный уровень тревожности и склонность к фрустрации. Но и в благополучных семьях может проявляться поведение, свидетельствующее об эмоциональном неблагополучии подростков. Это связано, прежде всего, с непониманием или нежеланием родителей изучать психологические особенности подростков.
В перспективе данная тема может быть расширена психологическим исследованием эмоционального состояния подростков из благополучных и неблагополучных семей, с целью выделения особенностей психологического состояния взрослеющей личности. Это поможет разработать практические рекомендации по психологической коррекции эмоционального состояния подростков, а также сделать профилактические мероприятия с неблагополучными семьями более эффективными.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1 Типология семьи и ее функций

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Нормальная семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.
Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Важной характеристикой семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль (Дружинин В.Н., 2012).
Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:
— репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
— воспитательную — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
— хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
— экономическо-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
— функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
— функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах (Гребенников И.В., 2011).
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы