Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние различных анализаторов на развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические основы развития математических
представлений у детей дошкольного возраста и ученые, разрабатывавшие тему. 6

1.1. Значение
использования различных анализаторов в работе по формированию элементарных
математических представлений у дошкольников. 10

1.2. Особенности математического
развития в дошкольном возрасте. 13

1.3. Особенности организации занятий по формированию
математических представлений у детей дошкольного возраста. 17

2. Разработка
методических рекомендаций родителям по включению различных анализаторов для
формирования математических представлений детей в условиях семьи. 21

Заключение. 22

Список использованной литературы.. 24

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Для
того, чтобы личность выросла гармонично развитой во всех сферах
жизнедеятельности, современная педагогика отводит особенную роль
математическому образованию в становлении активной, самостоятельно мыслящей
личности. Такая личность должна быть готовой к трудностям и решению жизненно
важных вопросов. А математизация и компьютеризация современного общества,
которая проникла во все сферы жизнедеятельности человека обуславливает
необходимость математического образования [1].

Математическое
развитие дошкольников – означает постоянное развитие и изменения в
познавательной сфере личности при взрослении, которые происходят в процессе
освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Развитие
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе — это
сенсорное развитие ребенка. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире [2, С.31-38].

Вышеизложенная
информация обосновывает актуальность данного исследования – определить,
как благодаря сенсорному развитию, дошкольники усваивают элементарные
математические умения, так как сенсорное развитие составляет фундамент общего
умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения в детском саду,
школе, для многих видов труда.

Вопросы
развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
имеет большую ценность для общего развития, поэтому данному вопросу посвятили свои
исследования и работы следующие методисты, педагоги и психологи: А.В. Белошистая,
Л.А. Венгер, Е.С. Демина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман,
А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. Разработкой методов развития
ребенка занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов,
Н.Н. Поддьяков.

Проблемой исследования
являются вопросы: Какое влияние оказывают анализаторы на развитие у
дошкольников элементарных математических представлений? Существуют ли
какие-либо педагогические условия развития математических представлений у детей
дошкольного возраста?

Целью
исследования
является – определение и теоретическое
обоснование педагогических условий и методик, которые способствуют развитию
математических представлений у детей дошкольного возраста и разработать
методические рекомендации педагогам — воспитателям.

Объект
исследования
– процесс развития математических представлений
у детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования
– педагогические методики развития
математических представлений у детей дошкольного возраста и их успешность в
достижении поставленных целей.

Задачи
исследования:

1.               
Рассмотреть особенности развития
математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических
исследованиях.

2.               
Раскрыть понятие, виды, особенности различных
анализаторов на развитие дошкольников.

3.               
Определить и теоретически обосновать
педагогические условия развития элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста.

4.               
Выявить уровень развития математических
представлений у детей дошкольного возраста.

5.               
Разработать методические рекомендации для
педагогов по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

В
данном исследовании мы использовали следующие методы исследования:

·                  
теоретические: анализ научной литературы
по исследуемой;

·                  
эмпирические: тестирование, педагогический
эксперимент (констатирующий этап), анкетирование;

·                  
количественный и качественный анализ
полученных данных.

Работа
состоит из введения, теоретической части, состоящей из одной главы и трех под
глав, практической части, заключения, списка используемой литературы и
приложения.

Во
введении представлены обоснования актуальности данного исследования, выделены
задачи, которые мы ставим перед собой и методы, которыми мы будет достигать
поставленные задачи.

В
теоретической главе мы планируем раскрыть основополагающие понятия по данной
теме, такие как: анализаторы, сенсорное развитие, ученые, которые изучали
данный вопрос с разных сторон. Мы определим значение использования анализаторов
в работе по формированию элементарных математических представлений. А также
выделим особенности математического развития в дошкольном возрасте.

В
практической части исследования мы докажем эффективность методов работы с
дошкольниками при формировании математических представлений.

В
заключительной части работы сделаны итоги и выводы по соотношению теории с
практикой и определим успешность педагогических стратегий.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Математическое
развитие детей дошкольного возраста — одна из наиболее важных задач
современного дошкольного образования, так как оно виляет на умственного развития
ребенка, координацию действий, которые необходимы для познания окружающего мира. 

Как
мы указали ранее в исследовательской работе, математическое развитие — это изменения
и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате
формирования математических представлений и связанных с ними логических
операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.М. Щербакова).

По
мнению многих авторов: А.В.  Белошистой,
Л.А.  Венгер, А.М.  Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей,
Т.Д.  Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой,
Е.И. Щербаковой — именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование
и развитие математических представлений у дошкольников, это связано с
умственным развитием детей, социальной адаптацией и подготовкой к школьному
обучению.

Важно
отметить, что первостепенную важность при развитии дошкольников имеет сенсорное
развитие. В процессе познания окружающего мира в дошкольном возрасте у ребенка
формируются четкие представления об окружающем его мире и о взаимодействие
предметов друг с другом.

В
теоретической главе исследования мы дали определения следующим понятия: «сенсорная
система», «анализатор», определили задачи сенсорного воспитания, рассмотрели
формы, методы и средства развития математических умений у детей дошкольного
возраста.

Необходимо
отметить, что в основе методики обучения математическим знаниям лежат
общедидактические принципы, такие как: систематичность, последовательность,
постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания необходимо
вводить последовательно, от занятия к занятию упражнения должны усложняться, данная
последовательность действий обеспечивает доступность обучения и математические
знания усваиваются лучше. При переходе к новой теме воспитателю не следует
забывать о повторении пройденного, необходимо давать новые знания с опорой на
уже сформированные. Повторение материала в процессе изучения нового не только
позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание
дошкольника на новом материале.

На
занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный,
наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение,
вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин,
дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Изучив
теоретические аспекты главной темы исследования, мы приступили к практической
части работы.

На
основе результатов исследования мы дали методические рекомендации воспитателям,
которые будут способствовать успешному развитию математических представлений благодаря
работе анализаторов у детей дошкольного возраста. В будущем данное
исследование будет полезно для использования в практической деятельности
воспитателей.

Таким
образом, поставленные цели и задачи были достигнуты и успешно решены.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы развития
математических представлений у детей дошкольного возраста
и
ученые, разрабатывавшие тему

 

Вопрос
об успешности развития математических представлений является сложным,
комплексным и многоаспектным.

Сам
термин включает в себя понятия представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Математическое
развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Экспериментальные
исследования в области дошкольной педагогики, проводимые Н.Г. Белоус, Л.Н.
Вахрушевой, Н.С. Денисенковой, Л.Ф. Захаревич, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой,
Н.К. Постниковой, П.Г. Сирбиладзе и др., показывают, что уже на ступени дошкольного
возраста, у детей возможно сформировать достаточно устойчивый познавательный
интерес к математике, однако работу по формированию познавательного интереса
необходимо начинать заблаговременно до поступления в первый класс и
использовать такие методики, которые лучше всего подходят детям данного
возраста, а это означает, необходимо использовать сенсорные анализаторы,
благодаря которым ребенок познает мир.

Организм
и окружающая его среда едины и воздействуют друг на друга. Активность любого
организма проявляется в движении, деятельности, поведенческих реакциях,
обеспечивающих приспособление организма к условиям среды. За восприятие
информации отвечает сенсорная система или анализаторы [3, с.55-57].

Сенсорная
система (СС) — это система анализаторов, которая позволяет человеку:
осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире [4].

Известно,
что наш мозг является информационной системой, а сенсорные системы были
сформированы для ввода информации в мозг. По определению ученого-методиста И.П.
Павлова — сенсорные системы являются анализаторами.

В первую очередь необходимо рассмотреть понятие,
которое было введено И.П. Павловым. Анализатор —
это функциональная единица, отвечающая за восприятие и анализ сенсорной
информации одного вида [5].

Ученые
определяют следующие функции сенсорных систем:

1.Обнаружение
сигналов. (глаз, может получать разные – адекватные и неадекватные
раздражения).

2.
Различение сигналов.

3.
Передача или преобразование сигналов.

4.
Кодирование информации или преобразование информации в нервные импульсы.

5.
Детектирование сигналов, т.е. выделение качественных признаков раздражителя,
имеющего поведенческое значение.

6.
Распознавание.

7.
Адаптация к раздражителям.

8.
Взаимодействие сенсорных систем [6].

По
мнению С.Г. Якобсона, работа сенсорной системы сводится к реакции рецепторов на
действие внешней  силы, трансформации ее
в нервные сигналы, передаче их в мозг через цепи нейронов и анализу этой
информации [7,
c.120-130].

Рецепторы
имеют свою классификацию и их можно разделить на две большие группы. К первой
группе относятся внешние рецепторы, которые воспринимают информацию из
окружающей среды (слуховой, зрительный, вкусовой, осязательный). Ко второй
группе относятся внутренние рецепторы или интерорецепторы, которые воспринимают
информацию от внутренних органов (рецепторы внутренних органов,
опорно-двигательного аппарата) [8,
c.245-275].

Для
нас в педагогическом смысле важны следующие виды рецепторов: Дистантные и
контактные (те, которые воспринимает возбуждение при контакте – контактные,
дистантные могут воспринимать раздражение на некотором расстоянии) [8].

Также
важны в педагогике при обучении детей рецепторы специальных чувств, таких как —
зрительные, слуховые, вестибулярные, обонятельные, вкусовые [9].

Правильное
развитие рецепторов дошкольника влияет на умственное развитие, выражение эмоций,
развитие самостоятельности и отношения к окружающему, формированию сенсорных
эталонов (цвет, форма, величина).

Дошкольник
в младшем возрасте обладают неразвитым абстрактным мышлением, поэтому ответ на
восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии
с возникающими образами [6].

По
мнению педагогов-психологов, дошкольный этап детства считается периодом
сенсомоторного развития («
cенсo» – чувство, «мoтo» – движение), как базы, на основе
которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление [10,
с.53-55].

Сенсорное
развитие является основополагающей задачей целостного педагогического процесса
в системе Детских дошкольных учреждений. Сенсорное развитие лежит в основе
умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его — формирование
сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне
воспринимать окружающий мир [11,
c.136-139].

По
мнению И.В. Мелёхиной, основная задача сенсорного развития — это создание
условий для формирования восприятия в качестве первого шага к познанию
окружающего мира. Педагог в процессе проведения занятий должен создавать
условия, позволяющие обеспечить накопление разнообразных сенсорных (зрительных,
слуховых, осязательных) впечатлений, формировать элементарные представления об
основных разновидностях величины (Например: большой — маленький), формы
(Например: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета. В
результате у детей формируется умение выделять разнообразные свойства предметов
[11, с.111-128].

Современные программно-методические руководства уделяют
значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей дошкольного
возраста разрабатываются занятия по сенсорному воспитанию [12].

При подготовке к школе
проводятся занятия, с дидактическими играми и упражнениями, так сенсорное
развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному
конструированию, в играх и т.д. [
13, c.6-7].

В настоящее время в
области психологии детского восприятия существует мнение, что среди
многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для обучения дошкольников
являются: 

·                    
формирование элементарных представлений об основных свойствах
предметов и разновидностях цвета, формы, величины, силы звука, пространства на
основе чувственного опыта (Коммуникация, Художественное творчество, Музыка);

·                    
 развитие умений выделять отдельные признаки предметов,
находить сходство предметов по признакам (Коммуникация, Художественное
творчество)
[11, c.136-139].

По развитию
познавательно-исследовательской деятельности выедают:

·                    
 развитие детского экспериментирования, в том числе с
элементарными действиями по преобразованию объектов.

По формированию
элементарных математических представлений:

·                    
 развитие умения сравнивать предметы разных размеров (Коммуникация);

·                    
 развитие умение понимать взаимосвязь действий и
результата (Коммуникация);

·                    
 развитие представления о равенстве – неравенстве групп
предметов, умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие;

·                    
освоение приёмов обследования формы осязательно-двигательным
и зрительным путём, различать и называть формы (Коммуникация)
[14, c.80 — 86].

Таким образом, обобщая вышеизложенную
информацию, мы можем сделать вывод, что тема данной работы работы масштабна и необходима
в современном обществе. Данным вопросом занимались большое количество
методистов, педагогов и психологов, так вопрос сенсорного развития детей
дошкольного возраста раскрыт в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной
педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.
Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.).

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы