Курсовая теория на тему Влияние предметно-развивающей среды на формирование личности ребёнка старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические
основы построения развивающей предметно-пространственной среды
1.1. Понятие и
сущность развивающей
предметно-пространственной среды
2.2. Целостная модель
построения предметно-пространственной среды для дошкольников старшей группы
Введение:
Актуальность исследования. Важным условием реализации
основной образовательной программы дошкольного образования являются требования
к развивающей предметно-пространственной среде, которые определены во ФГОС ДОО.
Опираясь
на гибкое зонирование группы ДОО и ее свободной планировки, пространственная
среда обеспечивает активную жизнедеятельность воспитанников и возможность для
их индивидуального самовыражения.
Учитывая условия
реформирования системы образования, в том числе дошкольного и начального звена,
подход к предметной среде, ее развитие и конкретизация в дошкольных
учреждениях, становится особенно актуальным, так как образовательная и
развивающая предметная среда являются неотъемлемым условием развития
дошкольников, в частности их самостоятельности.
На актуальность
исследования указывает так же то, что предметно-пространственная среда
представляет систему материальных объектов деятельности дошкольников,
функционально моделируя содержание их духовного и физического облика.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств для
обеспечения различной деятельности детей. При этом оснащение
воспитательно-образовательного процесса формируется в зависимости от содержания
воспитания, возраста, опыта и уровня развития каждого ребенка и его
деятельности.
Важный вклад в изучении
предметно-пространственной среды вложили исследования Л.А. Венгера, Ф.А.
Сохина, Н.Н. Поддъякова, О.М. Дьяченко. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и
дидактических пособий для детского сада внесли С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков,
Л.А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др.
Цель исследования заключается в изучении особенностей
влияния предметно-развивающей среды на формирование личности ребёнка старшего
дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает необходимость решить
следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность развивающей
предметно-пространственной среды.
2. Выявить особенности развития детей старшего дошкольного
возраста в рамках предметно-пространственной среды.
3. Описать современные подходы к проектированию развивающей
предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
4. Охарактеризовать целостную модель построения
предметно-пространственной среды для дошкольников старшей группы.
Объектом исследования является предметно пространственная
среда как средство развития детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают основы проектирования
развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного
возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами, состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Продуманное
проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды
должно включать в себя три главных компонента – предметное содержание, его
пространственную организацию и изменение во времени. Наполнением развивающей
среды (другими словами, ее предметное содержание) являются игры, предметы и
различные игровые материалы, учебно-методические пособия и учебно-игровое
оборудование.
Учитывая возраст,
опыт и личностные особенности воспитанников дошкольного учреждения, должно
варьироваться наполнение и расположение данных материалов.
Инновационный
подход в оформлении предметно-игрового пространства в группах дошкольного
учреждения заключает в том, чтобы его оформление создавалось по принципу
логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства должны
сочетаться по направленности проекта «Развивающая предметно пространственная среда как условие
развития сюжетно ролевой игры в старшей группе».
Воспитатель и дети
должны быть творцами своего предметного окружения, в котором важное место
занимает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими игровые
интересы каждого ребенка. Очень важным моментом при этом выступает то, что
среда должна быть более индивидуальной.
Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на
эмоциональную насыщенность игровой деятельности ребенка. Эстетизация среды
вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая развитие
дошкольника и является универсальным средством саморазвития личности.
Среда развития ребенка дошкольного возраста – это не просто
те условия, в которых протекает его жизнь в семье или дошкольном учреждении, а
пространство его жизнедеятельности. Она включает социальную (окружающие ребенка
общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности)
и предметную (систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями,
оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой
деятельности детей) среды. Это означает, что кроме ее предметного наполнения,
родители и педагоги обязаны задумываться о познавательных и эмоциональных
смыслах совместной деятельности и способах действия, которые формируются у
ребенка в процессе исследования и освоения, трансформации данной среды.
Таким образом, современная среда, в первую очередь, должна
обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее
социальной и предметной составляющей. При организации
предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,
многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь
разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном
учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Важной задачей ДОУ при
введении Федеральных государственных образовательных стандартов становиться
совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта
образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной
среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
Предметно-пространственная
среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка,
источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном
возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура
взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Организация
предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого
ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В ходе
рассмотрения предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении выявлено,
что существует несколько подходов к оформлению предметно-развивающей среды, где
традиционным является организация зоны игры, зоны искусства и творчества, зоны
грамотности, место для детского экспериментирования и опытов, с
соответствующими материалами и оборудованием, зона строительно-конструктивных
игр, центр математики и физкультурно-оздоровительная зона.
Все, что входит в
окружение ребенка, формирует его психику и является источником его знаний и
социального опыта. Поэтому именно взрослому необходимо создавать такие условия,
которые будут способствовать наиболее полной реализации развития детей по всем
психофизиологическим параметрам, в частности в организации
предметно-пространственной среды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы построения развивающей
предметно-пространственной среды
1.1. Понятие и сущность развивающей предметно-пространственной среды
Любая реальная
действительность, которая является условием для развития человека, называется –
средой. Среда развития ребенка выступает как пространство его
жизнедеятельности. Другими словами, это такие условия, в которых протекает его
жизнь в дошкольном учреждении, являющиеся одним из фундаментов для построения
личности ребенка.
Среда является полем для
социальной и культурной деятельности, образа жизни и сферой передачи и
закрепления социального опыта, определенной культуры и субкультуры, а также для
развития творчества. Формирование образа среды выступает как важная задача
педагоги, так как способствует формированию у каждой личности представлений о
целях и образе жизни.
С.Л. Новоселова
определяет среду как единство социальных и предметных средств, которые
необходимы для обеспечения различной деятельности ребенка, которые влияют на
его духовное и физическое развитие [18].
Н.В. Нищева говорит о
том, что развивающая образовательная среда представляет собой комплекс
возможностей для саморазвития личности ребенка. Автор определяет образовательную
среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей
для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении.
Развивающая
предметно-пространственная среда представляет собой составную часть развивающей
среды дошкольного детства. Так, философский взгляд на
предметно-пространственную среду, говорит о том, что она представляется как
совокупность предметов, которые могут наглядно показывать воспринимаемую форму
существования культуры, так как именно в каждом отдельном предмете может быть
запечатлен опыт, знания, вкусы и способности многих поколений. Именно через
предмет человек способен познавать самого себя и свою индивидуальность [19].
Таким образом, можно
сказать, что развивающая предметная среда является совокупностью материальных
объектов деятельности ребенка, которые функционально моделируют содержание его
духовного и физического развития.
Главной ее целью является
создание условий для творческой деятельности отдельного ребенка, для
обеспечения актуального физического и психического развития и
совершенствования, а также обеспечение зоны ближайшего развития и его
перспективу [17].