Курсовая теория на тему Влияние музыки на физиологию человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика влияния музыки на организм человека 5
1.1. Понятие музыкотерапии и ее историческое развитие 5
1.2. Механизмы воздействия музыки на организм человека 9
2. Функциональная музыка и сферы ее применения 16
2.1. Факторы влияния функциональной музыки на организм человека 16
2.2. Сферы применения функциональной музыки 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение:
На современном этапе развития техники и технологий в массовое использование попадает значительное количество разнообразных новейших устройств и приборов. В частности, значительный прогресс наблюдается в разработке аудиоаппаратуры. Современные звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства отличаются высоким качеством записи и звучания, компактностью, удобством в использовании, ценовой доступностью для широких масс пользователей. Все это обуславливает разностороннее, активное применение аудиоаппаратуры во многих сферах жизнедеятельности человека. Различные проигрыватели, приемники, аудиосистемы, плейеры позволяют пользователям прослушивать радиопередачи, музыкальные записи, как во время отдыха, так и в процессе выполнения какой-либо деятельности. Все больше людей из чувства необходимости прослушивают музыку при разрешении трудовых и учебных задач, в транспорте, как аудиальное сопровождение прогулок и спортивных упражнений.
Музыка оказывает существенное влияние на психические и физиологические процессы человека. Различные музыкальные произведения и даже простой ритмический стук в состоянии вызвать различные изменения процессов психики, различные телесные проявления, оползни в функционировании физиологических систем организма. Определенный темпо-ритмический рисунок, тональность, мелодичность музыкального произведения особым образом отражаются на эмоциях, психическом состоянии, умственной и двигательной активности человека [12].
Значительное количество исследований было посвящено определению своеобразия влияния темпа и ритма музыкального произведения или даже обычных звуковых вибраций определенной частоты на нейрофизиологические, физиологические и психические процессы. Музыка может вызывать активизацию умственной деятельности, а может вызвать и состояние пассивного наблюдения за проявлениями действительности.
Объект работы — музыка.
Предмет работы — влияние музыки на организм человека.
Целью работы является изучение влияния музыки на организм человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— дать определение понятия музыкотерапии и описать ее историческое развитие;
— охарактеризовать механизмы воздействия музыки на организм человека;
— охарактеризовать факторы влияния функциональной музыки на организм человека;
— рассмотреть сферы применения функциональной музыки.
Информационной базой при написании работы являлась специальная литература, посвященная влиянию музыки на организм человека, а также научные публикации в периодических изданиях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Музыкотерапия является составной здоровьесберегающей технологии, которая направлена на профилактику заболеваний, коррекцию и реабилитацию здоровья пациентов.
Здоровьесберегающие технологии истолковываются как технологии, использование которых способствует сохранению и поддержанию здоровья.
Музыкотерапия является составной оздоровительной технологии, которая способствует решению здоровьесберегающих задач с помощью соответствующих приемов, методов, средств, форм, которые не наносят прямой или опосредованной вреда здоровью.
Музыкотерапия способствует процессу сохранения и укрепления здоровья, направленного на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности пациентов, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других. Эффективное воздействие музыкотерапии на организм и психику студенческой молодежи может быть успешным только при условии целесообразного использования комплекса соответствующих методов.
Музыкальное восприятие — сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, в ходе которого изменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставление, трансформации, изменения динамики и статики, напряжения и покоя.
Именно этот процессуальный развитие делает передачу разного идейного содержания, добавляет музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Только гармоничная и богатая звуковая аура способна сделать человека и мир более совершенными. Комплексный характер влияния музыки является основой ее полифункциональности.
В «функциональном» влиянии основным является эмоциональный компонент, что, обеспечивая интеграцию восприятия и переживания музыкального образа, влияет на динамику психической настроенности человека, а вследствие этого — и на продуктивность деятельности. Эти выводы позволяют нам считать возможным осуществление целенаправленного воздействия средствами музыки на организм человека с целью стабилизации физиологического и эмоционального состояния, реконструкции его поведения.
Музыка является мощным средством положительного влияния на интеллектуальное, психологическое и физиологическое состояние пациентов, на их эмоционально-чувственную сферу, а также на коммуникативные, перцептивные и креативные способности.
Фрагмент текста работы:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие музыкотерапии и ее историческое развитие
Музыкотерапия (музыкальная терапия) — это процесс межличностного общения, в котором квалифицированный музыкотерапевт применяет музыку и все стороны ее влияния — физическую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную, эстетическую и духовную — с целью улучшения или сохранения здоровья. С помощью таких музыкальных практик, как свободная импровизация, пение, композиция, слушания, обсуждения музыки или движение под музыку, музыкотерапевт помогает пациенту в достижении ряда терапевтических целей: активизировать познавательные процессы, моторику, эмоциональное развитие, приобрести коммуникативные навыки и тому подобное.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия как один из эффективных методов способствует диверсификации эмоционально-интеллектуальной сферы личности, повышению работоспособности мозга, развития культуры мышления. Распространению музыкальной терапии способствует системный кризис медицинской помощи, общий негативный социальный фон в обществе.
Музыкотерапия как направление психотерапии способна эмоционально воздействовать на личностные качества, помогает выявить и скорректировать недостатки в личных отношениях, способствует развитости характеристик мышления и повышению самооценки [16].
Теоретический анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей подтверждает наличие нескольких направлений исследований влияния музыкотерапии на организм, душевное состояние, интеллектуальную деятельность, эстетические потребности человека.
B. Бехтерев [11] доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
C. Шабутин, С. Хмель, И. Шабутина [15] считают, что музыкотерапия:
— воздействует на рецепторы кожи;
— активизирует функции нервной системы;
— уменьшает болевой порог;
— регулирует выделение гормонов, снижает стресс;
— влияет на сердечный ритм и пульс может повышать и понижать кровяное давление;
— снижает мышечное напряжение и улучшает координацию движений;
— нивелирует неприятные ощущения, влияет на температуру тела и на пищеварение;
— влияет на энергоинформационный потенциал организма;
— может улучшить память и способность к обучению;
— стимулирует внутриутробное развитие плода [15].
Западные ученые, проведя многочисленные наблюдения и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит ощущение покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка — анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но наибольший эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объяснен, так и назвали — «эффект Моцарта» [14].
Отечественные ученые О. Жавинина, Л. Зац [8], Г. Шанских [16], Т. Яковенко разработали методики музыкотерапии, которые предусматривают целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности [8, 6].
Ученые Т. Бойченко [2], С. Страшко, А. Бондаренко, Л. Ващенко [3, 4], Г. Воскобойникова [5], М. Гончаренко [6], В. Горащук [7] под здоровьесберегающими технологиями предлагают понимать внесубъектные организационные формы учебно-воспитательного процесса, средства формирования здоровьесберегающей воспитательной среды, методы музыкотерапии [2, 3, 4, 5, 6, 7].
Сейчас музыкотерапия признана во многих странах и считается одним из самых эффективных видов коррекционно-развивающего воздействия на личность.
Музыка — это воспроизведение человеческих чувств в их становлении и развитии, тончайших оттенков радости и печали, в их столкновениях и преобразованиях. Она способна на такие глубокие обобщения эмоциональной жизни человека, которых нет ни в одном другом виде искусства, и включает в себя богатейший развивающий потенциал [10].
Музыка композиторов, которая имеет правополушарный характер, влияет на развитие интуиции человека (Г. Берлиоз, И. Брамс, Р. Вагнер, Г. Малер, А. Скрябин, C. Франк, П. Чайковский, Ф. Шопен, Р. Шуман). Звуки музыки помогают людям при лечении различных заболеваний. Одним из первых, кто объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. Он утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и восстанавливает в организме человека гармонию. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию. Позже ученые сделали выводы, что музыка может снимать усталость и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания [1].
Ученые утверждают, что пение может лечить болезни. В древнем Египте пением хора лечили бессонницу. Сегодня специалисты советуют родителям, дети которых страдают заиканием, отдать их на хор. Хоровое пение также помогает тем, кто не произносит определенные звуки. В общем, пение нормализует физическое состояние человека. Во время этого процесса активно задействован весь организм — активно бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. После 5-10 минут собственного пения улучшается настроение, повышается активность [9].
Применение музыки с терапевтической целью берет свое начало с доисторической эпохи, ведь музыка была частью «магических», религиозных и целительских ритуалов. Однако первыми письменными памятниками, где упоминается о влиянии музыки на человеческое тело, есть египетские папирусы, найденные английским археологом Питри в 1889 году. Эти папирусы датируются 1500 г. до н. э. Музыка в них описана как средство, способное исцелять тело, успокаивать ум и очищать душу; так, в частности, она наделяется свойством благоприятно влиять на женскую фертильность. Еврейский народ также пользовался музыкой при лечении физических и психических заболеваний. Именно этими временами датируются первые сообщения о применении музыкотерапии [13].
В 1899 году невропатолог Джеймс Л. Корнинг впервые провел исследование с использованием музыки для лечения пациентов. Первые научные работы, исследующие механизм влияния музыки на человека, появились в конце XIX — нач. XX века. В работах В. Бехтерева, И. Догеля, И. Тарханова и других появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен [11].
Под руководством В. Бехтерева в 1913 году в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». Первое упоминание о применении музыкальной терапии в журнале Американской музыкальной ассоциации датировано 1914 годом [11].
В медицине музыкотерапию начал применять французский психиатр Еськироль. В 30-х годах музыкотерапию использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны [8].
Как учебная дисциплина, музыкотерапия впервые появилась в 1918 году в Колумбийском университете (США), ее разработчиком стала Маргарет Андерсен, музыкант из Великобритании. Постепенно была осознана необходимость разработки академических программ подготовки профессиональных музыкотерапевтов и в других учебных заведениях, а в 1975 году в Лондоне был основан Центр музыкальной терапии [4].
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Немецкое общество музыкотерапии определяет ее как «практически ориентированную научную дисциплину», тесно связанную с медициной, общественными науками, психологией, музыковедением и педагогикой. Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к применению сложных терапевтических методов [15].
Действие музыки на человека зависит от его музыкальных вкусов и субъективного восприятия, на формирование которых влияют музыкальная биография, возраст, социальный статус, обстоятельства прослушивания и тому подобное.