Курсовая теория на тему Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Особенности речевого
развития детей раннего возраста. 5
1.2. Средства, методы и
приёмы развития речи детей раннего возраста. 9
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА
МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 17
2.1. Понятие и история
развития малых форм фольклора. 17
2.2. Детский фольклор как
средство развития речи детей раннего возраста. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Актуальность
темы исследования. В последнее время ученые и педагоги
отмечают, что происходит ухудшение речи у детей дошкольного возраста: в первый
класс поступает 50 – 70% детей с низким уровнем речи, в результате чего они
хуже обучаются в школе, редко задают вопросы речевого характера, не проявляют
стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
К сожалению, специальные наблюдения
показывают, что определенная часть дошкольников имеют трудности в коммуникации.
И с каждым годом эта проблема имеет тенденцию к увеличению. Это проявляется при
внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях
нерегламентированного общения. Развитие речи на этапе дошкольного детства у
большинства детей сегодня имеет недостаточный уровень, влияет на обеспечение
ребенком успешности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Причины,
препятствующие развитию речи:
—
готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
—
дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
—
дети слабо владеют речевыми действиями.
Актуальность проблемы позволило нам
определить тему исследования «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие
детей раннего возраста». В соответствии с темой определены объект, предмет,
цель и поставлены задачи исследования.
Целью курсовой работы является изучение
влияния малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста.
Проблема исследования – особенности
речевого развития детей раннего возраста.
Объектом исследования является речевое
развитие детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние фольклора
на речевое развитие.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности речевого развития
детей раннего возраста.
2. Рассмотреть средства, методы и приёмы
развития речи детей раннего возраста.
3. Изучить понятие и историю развития
малых форм фольклора.
4. Рассмотреть влияние и применение
детского фольклора для развития речи детей раннего дошкольного возраста.
5.
Обобщить результаты исследования.
Методы
исследования: анализ научно-методической, педагогической, справочной литературы
по проблеме исследования.
Структура
работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения.
Общий объем 28 страниц.
Теоретическая
и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения
особенностей социально-коммуникативного
развития дошкольников, на основании чего разрабатываются
психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и
воспитателей.
В процессе самостоятельной познавательной,
художественной, театрализованной или физической деятельности реализуются те же
задачи с развития речи детей, что и на занятиях, то есть развитие устной речи
продолжается.
Заключение:
Формирование основ моральных
качеств человека начинается в дошкольном возрасте и от успешности этого
процесса зависит его дальнейшее нравственное развитие. В воспитании ребенка с первых
лет его жизни важное место занимает формирование нравственных качеств. В
процессе общения со взрослыми воспитывается привязанность и любовь к ним,
желание вести себя в соответствии с их указаниями, делать им приятное,
воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная
отзывчивость ребенка составляет основу для формирования у него нравственных
качеств: удовольствия от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда,
огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания,
недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются чуткость,
сострадание, доброта, радость за других.
Социально-коммуникативное воспитание в
дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако
основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности
ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации
нравственного воспитания дошкольников является дошкольные учебные заведения,
ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.
По нашему мнению, социально-коммуникативное воспитание
дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей
ребенка, реализуемой с помощью определенных методов, к которым относятся:
убеждение; рассказ; объяснение; разъяснение; внушение; нравственная беседа;
пример; поощрение; наказание.
Детям 2-3 лет уже доступно
проявление моральных чувств: сопереживания, сочувствия, сострадания, общей
радости. Если ребенок преимущественно реагирует на ситуацию, то в этом возрасте
он уже может проникать в эмоциональное состояние сверстника, понимать его
чувства. Он сам начинает ощущать сопереживание, готовность поддержать
сверстников, родных и близких.
Анализ малых фольклорных жанров
показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают
системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на
человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства
фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные
произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного
процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.1.
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Раннее детство (период от года до трех
лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное
психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего
формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего
детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение
телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные
преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень
значительны. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают серединой психического
развития человека возраст трех лет.
Все процессы развития в раннем детстве
тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является
сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической
функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое
обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми [1, c. 165].
Проблемами развития речи занимались в
разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л.
Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития,
факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ
последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с
речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства
принимают все более сложные формы [2, c. 79].
Осваивая родную речь, дети овладевают как
фонетической, так и семантической
(смысловой) её сторонами. Произнесение слов становится более правильным,
ребёнок постепенно перестаёт пользоваться искажёнными словами и словами —
обрывками. Этому способствует и то, что к трём годам усваиваются все основные
звуки языка. Самое важное изменение в речи ребёнка то, что слово приобретает
для него предметное значение. Ребёнок обозначает одним словом предметы,
различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному
признаку или способу действия с ним. С появлением предметных значений слов
связаны поэтому первые обобщения.
В раннем возрасте быстро растёт пассивный
словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все
слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому
времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно
совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с
предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия
с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая
действия ребёнка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает
понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих
ребёнка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание
которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна
дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить. Ребёнок может
воспринимать небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений [8, c.
25].
Интенсивно развивается и активная речь:
растёт активный словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество
понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К
трём годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект
и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу
конфету») или действие и место действия («книга там»). К трём годам усваиваются
основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного
языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы
предложений.
Речевая активность ребёнка обычно резко
возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может
общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми,
с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что
они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало
вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и
дети не всегда отвечают друг другу [6, c. 109].
Особенности развития речи в раннем
возрасте:
Развитие речи связано не только
непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую
деятельность по освоению предметов;
Формируется активная речь, которая
становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
Формируется регулирующая функция речи,
когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
Появляется ситуативная речь, понятная
исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
Возникает описательная речь;
Ребёнок воздействует с помощью речи на
себя и на взрослого;
Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка
с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания,
требования, предложения, желания;
Формируется слушание и понимание
литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и
помогает усвоить социальный опыт [7, c. 12].
Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с
несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными
словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере,
психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос