Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Теоретический анализ проблемы развития речи старших дошкольников средствами фольклора 9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА 12
2.1 Фольклор как средство формирования речевого развития у детей дошкольного возраста 12
2.2 Развитие словаря детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

  

Введение:

 

Дошкольный возраст считается важным временем для становления и развития речи детей. В ходе собственного развития речь детей очень тесно связана с нравом и характером их деятельности и общения. Становление и развитие речи идет в нескольких областях: улучшается ее практическое использование в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психологических процессов, орудием мышления.
Актуальность работы заключается в том, что изучение темы определяется той большой ролью, которую играют малые фольклорные формы: пословицы, поговорки и загадки в развитии образной речи детей 5-6 лет.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи формируется основная, коммуникативная функция языка речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А.А. Леонтьев). Формирование связной речи должно осуществляться через развитие всех сторон устной речи: фонетической, грамматической и словаря.
Но для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, ударение, подбирать наиболее подходящие для данной мысли слова.
Тихеева Е.И. отмечает, что на первом месте при выборе стихотворений в развитии речи стоит материал народного творчества (народные песенки, потешки, прибаутки…) и выделяет требования к произведениям:
— простота и четкость ритма;
— краткость стишка и отдельных ее строк;
— простота и ясность образов;
— отсутствие описательного и созерцательного момента при яркой выраженности действия.
Мельников М.Н. говорил, что фольклор – это специфическая область народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, включая целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых фольклорных форм занимались Н.А. Аполлонова, М.К. Боголюбская, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, Е.Н. Водовозова, Н.В. Генералова, О.И. Давыдова, Ю.Г. Илларионова, А.Я. Мацкевич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Г.С. Шинкарь и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: важностью проблемы развития образной речи детей 5-6 лет; выбором малых фольклорных форм в качестве средства развития образной речи детей 5-6 лет; недостаточной разработанностью методических аспектов развития у детей 5-6 лет образной речи с использованием малых фольклорных форм.
Цель исследования: изучить влияния малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: малые формы фольклора.
Предмет исследования: влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть теоретический анализ проблемы развития речи старших дошкольников средствами фольклора;
3. Изучить фольклор как средство формирования речевого развития у детей дошкольного возраста;
4. Проанализировать развитие словаря детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 25 страниц. Количество литературных источников – 20.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При ознакомлении детей 5-6 лет с малыми фольклорными формами в практике дошкольных образовательных организаций зачастую на первый план выдвигается содержательный аспект и не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности фольклорных произведений. И тогда с детьми просто заучивают сказки, пословицы, потешки. Педагоги редко используют эти формы в ходе организации непрерывной образовательной деятельности по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие».
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке практических рекомендаций по развитию образной речи детей 5-6 лет средствами малых фольклорных форм. Этот процесс должен происходить не только в ходе специально организованной непрерывной образовательной деятельности (далее НОД), но и в повседневной жизни – в процессе режимных моментов, самостоятельной деятельности дошкольников, в ходе взаимодействия с семьями воспитанников. Чтобы решить эту задачу значимо, чтобы педагоги были заинтересованы, а дети стали активными субъектами этого процесса.
Как отрасль русского фольклора развивается русский детский фольклор – все то, что создал народ для детей и то, что создали сами дети. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
К сожалению, родители в наше время часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Наблюдения за педагогическим процессом дошкольного учреждения показали, что в настоящее время практически не определяется влияние малых форм фольклора на развитие связной речи у детей. Малый фольклор используется редко. На наш взгляд, в практике необходима четкая методика применения малых форм фольклора в формировании связной речи детей.
На основе всего вышеизложенного можно констатировать, что народная культура обладает тем потенциалом, который целенаправленно и гармонично развивает коммуникативную и нравственно-ценностную сферы ребенка. Художественное слово фольклора для дошкольников является образцом морального поведения, сокровищницей разных судеб и характеров, символом чистоты и милосердия, но оно выполняет свое назначение в развитии художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста только в том случае, когда в процессе восприятии произведения у ребенка возникают мысли, будоражащие его сознание, вызывающие чувства, эмоции. В этом случае народная культура обладает познавательным и развивающим значением и доставляет художественно-эстетическое удовольствие. Важнейшим условием решения задач формирования художественно-речевой компетентности является использование педагогом в работе с детьми образцов народной культуры, произведений устного народного творчества.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети умеют достаточно точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления у детей накапливается достаточно большой словарный запас. А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом [4].
Д.Б. Эльконин отмечает, что ведущее направление развития связной речи заключается в том, что от главенства ситуативной речи ребёнок постепенно переходит к контекстной. Нужда к контекстной речи появляется за счет того, что меняется характер общения с другими людьми. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
А.А. Акишина, А.П. Бубнова отмечают, что овладение связной монологической речью возможно только в том случае, если ребенок имеет определенный уровень словарного запаса и знания грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. Обучение разным типам монологической речи — это, прежде всего, обучение грамматике, синтаксису [1].Монолог повествует о фактах действительности, а факты действительности, по мнению А.А. Акишиной и А.П. Бубновой, всегда находятся во временной или причинно — следственной связи друг с другом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы