Курсовая теория на тему Влияние Интернета и других ИКТ на формирование высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение и т.д.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Высшие психические функции: понятие, развитие 6
1.1. Понятие высших психических функций 6
1.2. Развитие высших психических функций человека 10
Глава 2. Формирование высших психических функций под влиянием Интернета и ИКТ 16
2.1. Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологическое состояние обучающихся 16
2.2. Современные информационные технологии как средство организации психической деятельности 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Введение
Развитие цивилизации связано с улучшением человеческих возможностей. Растущие требования заставляют людей изобретать новые способы их удовлетворения. Это касается не только физической, но и духовной жизни. Таким образом, создание компьютерного устройства, которое позволяет принимать заранее определенную, точно представленную, изменчивую последовательность операций, часто с числовыми расчетами и манипулированием данными, воздействующими на технологии и информацию, расширило границы понимания таких фундаментальных понятий, как мышление, знание, общение. Таким образом, изобретение компьютера и разработка необходимого программного обеспечения повлияли на развитие человека, в рамках которого мы рассматриваем естественный процесс смены идентичности как системное качество личности в результате его социализации.
Под информационно-коммуникационными технологиями в международной практике понимаются технологии, направленные на получение, хранение, обработку, преобразование, представление и передачу информации с использованием технических средств. Информационные технологии — это общий термин, описывающий различные механизмы, устройства, алгоритмы, методы обработки данных на основе компьютерных технологий. Развиваясь с беспрецедентной скоростью, информационные и коммуникационные технологии всего за одно поколение людей завоевали все сферы нашей жизни.
Поэтому существует ряд психологических проблем, связанных с развитием личности, требующих теоретического понимания и интеграции различных областей психологии и педагогики.
Такие проблемы, как негативные аспекты взаимодействия человека с компьютером и вытекающая из этого психологическая зависимость, компьютерная тревожность и компьютерная самоэффективность и позитивные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на мышление человека.
На начальном этапе использования компьютеров психологические проблемы были связаны с разработкой новых технологий: мы изучали феномен олицетворения или «анимации» компьютера; необходимость «общения» с компьютером и особенности такого общения; различные формы компьютерной тревоги; вторжение во внутренний мир человека [1].
Позднее ученые обратили свое внимание на возникающие проблемы в использовании информационных и коммуникационных технологий в призме ответственности их создателей за последствия для пользователей [7]. Опасности аутизации личности или заботы о себе в киберпространстве в результате чрезмерного использования информационных технологии [5] так называемый «синдром Вельда» — неприятный побочный эффект компьютерной зависимости, как и всякой зависимости, неохотно поддающийся коррекции.
В научных работах также описаны положительные аспекты влияния информационных и коммуникационных технологий на развитие личности. Так, например, компьютер может выполнять функцию психологической разгрузки или психологического тренинга, учить решать проблемы. Однако сегодня ученые все чаще задают вопрос о том, как взаимодействие с компьютером влияет на развитие человека — способствует ли это более гармоничному формированию личности или, наоборот, замедляет и задерживает.
Объект: психические процессы под влиянием интернета и других ИКТ.
Предмет: Интернет и ИКТ в образовательном процессе.
Цель: Определить роль Интернета и ИКТ в формировании высших психических функций.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие высших психических функций
2. Изучить развитие высших психических функций
3. Проанализировать влияние информационно-коммуникационных технологий на психологическое состояние обучающихся
4. Изучить современные информационные технологии как средство организации психической деятельности.
Заключение:
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для формирования и использования «саморегуляционных стратегий» обучения, но пока не решают проблему получения комплексного фундаментального образования.
Однако компьютер на данном этапе своего развития позволяет реализовать два очень важных аспекта индивидуализированного процесса обучения.
С одной стороны, человек свободен в выборе объектов познания, форм и методов осуществления познавательной деятельности. С другой стороны, в любой момент ему может быть оказана необходимая помощь со стороны системы образования.
При желании он может не только познакомиться с различными точками зрения по данному вопросу, но и вступить в электронное взаимодействие с другими людьми — профессионалами, сверстниками из разных стран мира.
Его позиция может быть очень активной: он может отстаивать свое мнение, обосновывать свою позицию.
Людей со схожими интересами зачастую легче найти по ссылке в Интернете, чем в ближайшем окружении, то есть компьютер решает проблемы со связью.
Использование в исследовании информационных и коммуникационных технологий поднимает ряд психологических проблем, связанных с внедрением, эксплуатацией и совершенствованием информационных систем, со спецификой трансформации психологической структуры исследовательской деятельности с помощью компьютера, с развитием вычислительной техники.
Методы математического моделирования с решением таких исследовательских задач традиционным способом не решались. Взаимодействие с компьютером меняет характер межличностного общения между людьми, устанавливая совершенно новые функции в процессе.
Информационно-коммуникационные технологии как средство коммуникации трансформируют его функции:
1) коммуникативные — обмен информацией становится более сложным и простым;
2) интерактивный — взаимодействие партнеров не ограничивается простыми разговорами в традиционной концепции, возможностью давать оценки, исправлять ошибки, обеспечивать косвенное общение друг с другом;
3) восприятие — восприятие и познание партнеров друг друга, обеспечивающее, однако, и анонимность.
Информационные и коммуникационные технологии стали необходимостью.
Они улучшают развитие человека, повышают эффективность и качество его деятельности, но при их использовании существуют определенные психологические проблемы, которые необходимо учитывать, чтобы не оказывать негативного влияния на развитие человека.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотрено понятие высших психических функций
2. Изучено развитие высших психических функций
3. Проанализировано влияние информационно-коммуникационных технологий на психологическое состояние обучающихся
4. Изучены современные информационные технологии как средство организации психической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Высшие психические функции: понятие, развитие
1.1. Понятие высших психических функций
Высшие психические функции — сложные психические процессы, жизненные зарождающиеся, социальные по своему происхождению, опосредованно через психологическую структуру и произвольные в зависимости от способа его реализации. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, внедренное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.
Высшие психические функции как: логическая память, сфокусированное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движение, процессы восприятия (процессы восприятия)). Важнейшей особенностью ВПФ является их опосредование различными «психологическими инструментами» — символическими системами, которые являются продуктом длительного социально-исторического развития человечества.
Среди «психологических инструментов» ведущую роль играет речь; Поэтому речевое посредничество ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Структура ВПФ.
Для Выготского знак (слово) является «психологическим оружием», с помощью которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Это становится средством посредничества между одним актом человеческой деятельности и другими (например, чтобы запомнить что-то, мы используем систему кодирования информации для воспроизведения). [10]
Таким образом, природа структуры высших психических функций может быть описана как системная. ВПФ — это система, которая имеет иерархическую природу, то есть некоторые части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием для человеческой жизни, она меняется в зависимости от составляющих частей и отношений между ними.
Отличительные свойства ВПФ (особенности).
Случайность (человек сам контролирует свою психическую функцию, т. е. человек ставит цели, задачи). ВПФ являются произвольными в соответствии со способом реализации.
Путем посредничества человек способен реа