Теоретические основы дошкольного образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические основы развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности 5

1.1 Образная речь: понятие, виды 5

1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 9

1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности 11

1.4. Развитие образной речи у школьников в процессе ознакомления с жанрами изобразительного искусства 15

Глава II. Исследование развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности 19

2.1. Констатирующий этап 19

2.2. Развитие образной речи младших школьников в процессе формирующего этапа эксперимента 19

2.3 Анализ результата педагогического эксперимента 23

Выводы по 2 главе 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В наши дни речь детей все меньше отличается глубиной содержания, чаще всего, она скудна по набору используемых приёмов и средств. Взаимовлияние образной речи и познавательного развития учащегося невозможно переоценить. Опыт и труд Рубинштейна С.Л. доказывает необходимость способствования развитию речи у детей в единстве двух её сторон: логической и выражающей эмоции. Также Рубинштейн С.Л. подчёркивал, что, как бы ни была существенна связность речевого построения, проблема речи не только заключается в одной лишь логической связности и точности, она включает и проблему образности. По словам ученого, образ, выражая общее содержание, выходит за его пределы, вводит характерные оттенки, которые не передаются в отвлечённой формулировке обобщённой мысли. Рубинштейн С.Л. придерживался мнения о том, что развитие образности речи является одной из основных и важных характеристик связной речи, а также является необходимым условием для построения контекста новыми литературными средствами.

Развитие образной речи это важный момент в жизни ребёнка, наряду с развитием обычной речи. Образная речь является составной частью связной речи. Благодаря образной речи, дети способны лучше выражать свои мысли и эмоции, глубже осмысливать художественные формы произведения. Её развитие является необходимым условием формирования эстетических представлений и эстетического вкуса при ознакомлении как с литературными произведениями, фольклором, так и при изучении жанров изобразительного искусства. Поэтому участие педагога в этом важном процессе оправдано и необходимо. В связи с этим, наша тема является актуальной.

Противоречие исследования: недостаточное использование технологии изучения жанров изобразительного искусства в процессе учебной деятельности.

Проблема исследования: влияет ли изучение различных жанров изобразительного искусства на развитие образной речи у младших школьников?

Цель исследования: выявить влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития образной речи.

Предмет исследования: способы развития образной речи у дошкольников при изучении художественной литературы.

Гипотеза исследования: использование на занятиях изобразительного искусства ознакомление с разными литературными произведениями, способствует более активному развитию словаря у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

-изучить подходы к использованию художественной литературы;

-обобщить различные приёмы использования жанров в обучении детей дошкольного возраста;

-проследить динамику изменения уровня развития.

Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в подготовке к урокам изобразительного искусства.

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— диагностика;

— качественный и количественный анализ полученных результатов.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Проблема развития образной речи у младших школьников является в наши дни все более актуальной. Несмотря на довольно большое внимание к речевому развитию детей дошкольного возраста, наблюдаемое в последнее время, проблемы развития речевой деятельности являются решенными не до конца. Так большая часть детей владеет недостаточно развитой образной речью. Развитие речи – педагогический и воспитательный процесс, цель которого формирование у детей младшего возраста, навыков теоретического и практического владения литературным национальным языком, а также на развитие словаря.

Обучение является главной деятельностью в дошкольном возрасте. Данная деятельность устанавливает важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности обладает отличительной особенностью, которая заключается в том, что основная часть обучения состоит из научных понятий, законов науки, общих способов решения практических задач.

Основной целью и главным результатом учебной деятельности является усвоение научных знаний, умений и навыков. Дети под руководством воспитателей и учителей начинают пользоваться научными понятиями, а также усваивают основные способы выделения свойств понятий или решения какого либо класса конкретных, практических задач.

Речь человека является основой любой умственной деятельности, является главным инструментом коммуникации. Одним из основных показателей умственного развития обучающегося является логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь. Проблема усвоения дошкольников в период обучения навыков владения образной речью является важной задачей не только для учителя, но и для родителей. В настоящее время созданы учебные пособия, которые направлены на решение этой трудности в обучении.

В настоящий момент одной из главных задач в формировании грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, что означает развитие образной речи, а также связной письменной речи каждого учащегося. Об уровне речевого развития учащихся можно судить по тому, как младший школьник может построить свои высказывания в речи, которая всегда рассматривается в единстве содержания и формы.

Мы предположили, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по развитию словаря у детей дошкольного возраста, будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию и коррекции образной речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы развития образной речи у младших школьников в процессе учебной деятельности

1.1 Образная речь: понятие, виды

Одним из важнейших достижений человека, которое позволило ему использовать, как прошлый, так и настоящий опыт, является речь. С помощью такого инструмента, как речь осуществляется человеческое общение. Без данной функции люди не смогли бы передавать и получать информацию, в особенности ту, которая несет в себе смысловую нагрузку или помогает зафиксировать то, что невозможно усвоить при помощи органов чувств. Также речь является особенностью человека, отличающей его от животных, при этом она выступает основным средством не только общения, но и мышления.

Что же такое речь? Речь в толковом словаре С.И. Ожегова рассматривается, как способность говорить, проговаривание; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.).

Современное понимание речи заключается в том, что она рассматривается как конкретное говорение, которое протекает во времени и облекается в звуковую или письменную форму.

Роберт Семенович Немов, пишет, что речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации (Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2005.).

Маклаков видит речь — как процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения информации, указания, вопроса и приказания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, речь — это деятельность общения посредством языка, это язык в действии.

Аннушкиным В.И. выделен ряд качеств речи:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы