Курсовая теория на тему Влияние государства и права на экономику
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Воздействие государства и права на экономику. 5
1.1. Основные функции государства. 5
1.2. Государственный контроль над предпринимательской
деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений. 11
Глава 2. Некоторые виды государственного регулирования в
сфере экономики. 18
2.1. Основные меры государственной поддержки ММБ. 18
2.2. Воздействие на регионы.. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Актуальность темы определяется тем, что малый бизнес,
охватывая значительную часть экономически активного населения, способствует
снижению уровня безработицы.
Высокий динамизм экономики России, ее активность в сотрудничестве с
бизнесом, играет для отечественного бизнеса роль стимулирующего фактора.
Сложным фактором является достижение баланса, который учитывал бы интересы
обеих сторон отношений — власти, как основного регулятора экономики, и бизнеса
— как ключевого элемента развития ее процессов.
Для любого государства требуется с одной стороны, защищать
стратегические приоритеты, но при этом развивать отношения с бизнесом как со
значимым партнером. Все эти предпосылки в условиях ускорения темпов динамики
мирового экономического взаимодействия и наличия общих приоритетов в части
реализации политики по взаимодействию с бизнесом опередили большую
значимость темы работы .
Рассмотренная актуальность определила выбор объекта и предмета
настоящего исследования.
Объект исследования — процесс взаимодействия субъектов малого бизнеса
и органов государственной власти.
Предмет исследования – соотношение государства и экономики в
демократическом обществе.
Целью данного исследования является анализ бизнеса и органов
государственной власти.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать состояние и динамику развития малого и среднего
бизнеса;
– рассмотреть государственную поддержка малого и среднего бизнеса;
– определить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в
России;
– разработать предложения по совершенствованию организации
государственной поддержки развития малого предпринимательства.
Теоретической и методологической базой для исследования являются
научные исследования и работы отечественных и зарубежных авторов в области
изучения субъектов малого предпринимательства, таких как М.Д. Абрамов, М.С.
Агафонова, И.М. Александров, А.З. Дадашев, Н.В. Ерёмина и других.
Основными методами исследования в работе являются методы
сравнительного и статистического анализа, общенаучный и графический методы.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении существующих
исследований, посвященных государственной финансовой поддержке малого бизнеса и
его регулированию.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении ключевых тенденций
сотрудничества власти малого бизнеса, знание которых может применяться органами
власти и субъектами экономической деятельности в ходе формирования стратегий
своего развития.
Структура исследования обусловлена представленными целью и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и
источников
Заключение:
Результаты
проведенного анализа позволили предположить, что уровни
социально-экономического развития регионов России значительно отличаются.
Передовыми регионами по уровню социально-экономического развития являются г.
Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
автономный округ, Тюменская область, Республика Татарстан и др. Депрессивными
регионами являются: Чувашская республика, республика Тыва, Ивановская область,
а также Дальневосточные приграничные регионы и регионы Северного Кавказа.
2 Результаты сравнительного
анализа депрессивных и передовых регионов позволяют предположить, что различия
в их уровне социально-экономического развития обусловливаются рядом факторов: -объемами инвестиций в основной
капитал; -наличием и эффективностью
использования ограниченных финансовых ресурсов -природными условиями и др.
Инвестиционные
ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной
экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в
количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения
большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем
общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства.
Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала,
инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты
хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов
нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой
зависимости находится уровень экономической безопасности Российской
Федерации в целом.
Использование
ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться в эффективных формах,
поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства и
технологии не даст положительного экономического эффекта. Нерациональное
использование инвестиций повлечет за собой исключение из оборота части
ограниченных ресурсов и вследствие этого не достижение запланированного уровня
социально-экономического развития территорий нашей страны. Эффективность
использования инвестиций имеет определяющее значение для экономики: рост
объемов инвестирования без достижения необходимого уровня эффективности не
ведет к стабильному экономическому росту, обеспечивающему сглаживание
диспропорций в социально-экономическом развитии регионов нашей страны.
3.Основными показателями, характеризующими расслоение регионов по
уровню социально-экономического развития являются:
-дифференциация
объемов валового регионального продукта, так как данный показатель является ключевым
показателем уровня социально-экономического развития региона, который
показывает величину вновь созданной стоимости товаров и услуг, произведенных на
территории региона;
-различия показателей оборота розничной
торговли, которые характеризуют емкость регионального рынка розничной торговли и показывают развитость
сферы розничной торговли в регионе;
-разница в
объемах инвестирования в основной капитал показывает объем инвестиций за счет
всех источников финансирования, тем самым характеризует уровень инвестиционной
привлекательности и активности в регионе.
-дифференциации
по величине основных фондов в экономике и др.
В качестве
критериев оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического
развития могут выступать пороговые значения соответствующих показателей.
4. Оценка расслоения регионов по уровню социально-экономического
развития может быть произведена в три этапа: На первом этапе: определяются значения
показателей, характеризующих расслоение регионов по уровню их
социально-экономического развития. На втором этапе: определяется
нормирование значений этих показателей в соответствии с критериями оценки. На третьем этапе: определяется значение
интегрального показателя, характеризующего расслоение регионов по уровню их
социально-экономического развития.
5. Основными рекомендациями по повышению уровня
социально-экономического развития депрессивных регионов являются:
—
переориентация и установление приоритетов целевых межбюджетных трансфертов с
учетом целей и приоритетов Указа и Стратегии пространственного развития (на
основе дифференцированного подхода к территориям и мерам государственной
поддержки различных типов территорий с учетом экономической специализации
субъектов Российской Федерации);
— принятие
мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий
между Российской Федерацией и субъектами;
—
поэтапный перевод с федерального на региональный уровень доходов от уплаты
акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения проблемы обеспечения
транспортной инфраструктуры городских агломераций;
—
расширение практики использования механизма «двух ключей» и предоставление
регионам полномочий устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество
организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и
управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной
экономической зоны;
внесение
изменений на законодательном уровне в существующую методологию оценки
налогооблагаемой мощности территории, предусматривающие выбор единого подхода к
определению налогооблагаемой мощности территории, пересмотр количества
параметров, используемых в расчете, выделение факторов стимулирующего и
сдерживающего воздействия на величину налогового потенциала.
Основными
рекомендациями по синхронизации социально-экономического развития регионов
России являются:
-реализация
согласованной политики социально-экономического развития регионов нашей страны;
-поощрение
федеральных программ социально-экономического развития, охватывающих
большинство регионов России;
-разработка
и введение налогового правила, по которому обеспечивается равномерное получение
налогов на всей экономической территории государства и др.
6. Результаты моделирования процессов социально-экономического развития
регионов России при реализации разработанных рекомендаций по повышению уровня социально-экономического развития депрессивных регионов
и рекомендаций по синхронизации социально-экономического развития субъектов России
свидетельствуют, что имеет место сокращение расслоения регионов Российской
Федерации по уровню их социально-экономического развития, которое позволит
уменьшить такое расслоение на 17,4%.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Воздействие государства и права на экономику 1.1. Основные функции государства Современное
государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности,
которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства.
Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под
ними "основные направления деятельности государства, выражающие сущность и
социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в
присущих ему формах и присущими ему методами"[1].
Специалистами для характеристики
контрольной деятельности государственных органов власти используются различные
классификации контроля. Так, например: для изучения объема контрольной
деятельности выделяют общий и специальный контроль, когда общий контроль
направлен на исследование всего сочетания направлений работы подконтрольного
объекта, а спецконтроль заключается в проверке деятельности контролирующего
объекта по точно установленному вопросу (например, соблюдение сроков хранения
продукции или соблюдение требований по технологии производства продукта); по стадиям проведения контрольной деятельности
государственных органов власти подразделяют контроль предварительный
(предупреждение каких-либо нежелательных последствий), текущий (проверка
правильности совершаемых действий объектами контроля) и последующий (проверка
исполнения вынесенных предписаний объектам контрольной деятельности)[2].
В зависимости от органов,
осуществляющих госконтроль, принято выделять:
1.Президентский контроль — как
контроль, осуществляемый от имени Президента РФ на основании ч. 2 ст. 80
Конституции РФ, провозглашающей Президента РФ гарантом Основного Закона, прав
человека и гражданина[3].
Как отмечает А.М. Тарасов, термин «президентский
контроль» специалистами и законодателем применяется с различными смыслами.
Поскольку контроль как особая форма управления всегда персонифицирован, то
когда говорят о президентском контроле, то формально предполагается, что он
осуществляется самим Президентом РФ[4].
Президентский контроль осуществляется в
двух основных формах: а)
прямой контроль Президента РФ; б) контроль через специальные структуры.
Особенность президентского контроля заключается, по
замечанию Д.В. Развеева, что он осуществляется за деятельностью всех
министерств и ведомств лиц на предмет своевременности и эффективности
выполнения не только указов, распоряжений, поручений, посланий Президента РФ,
но и также требований (предписаний) федеральных законов, постановлений и
распоряжений Правительства РФ, федеральных программ[5].
Контрольные функции Президента РФ поручены: Совету
Безопасности, Администрации Президента РФ, а также специальным контрольным
подразделениям (Управлению военной
инспекции, Контрольному
управлению Президента РФ, Государственно-правовому управлению Президента
РФ и т.д.) созданным в данных структурах.
Также одним из приемов осуществления
контроля при осуществлении законодательного процесса признается право «вето».
Обладая таким правом, Президент РФ получает возможность активно воздействовать
на содержание и направленность законодательной деятельности парламента.
В целях установления
взаимосвязи, а также для реализации контрольных полномочий со стороны
Президента РФ за парламентом, Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 была установлена должность полномочного
представителя Президента России в палатах Федерального Собрания РФ[6].
От лица главы государства контрольную
деятельность в рамках его полномочий выполняет Администрация Президента, а в
структуре последнего — Главное контрольное управление, как самостоятельная
структура Управления Делами Президента РФ, которое действует на основании
Положения, утвержденного Президентом РФ.
Для исполнения установленных направлений деятельности, Контрольное
управление имеет право образовывать комиссии (п.5 Положения), с участием
специалистов, а также кооптированных должностных лиц из правоохранительных,
контролирующих органов.
Подобная практика деятельности вышеназванного
Управления дает право ряду специалистов определять президентский контроль как
универсальный[7].
2. Парламентский контроль,
выполняемый на федеративном уровне — это Государственная Дума и Совет Федерации
Федерального собрания. По мнению А.Г. Овсепяна, «объектом парламентского
контроля чаще всего выступает исполнительная власть, но контроль этот может в
отдельных случаях распространяться на главу государства, судебную власть,
местное самоуправление, вооруженные силы и др.»[8].
Соответственно, такой контроль позволительно определять как внешний, т.к. он
проводится в отношении объектов, не находящихся в подчинении. При этом
парламентский контроль в России выполняется как на федеральном, так и
региональном уровне. [1] Барателиа Б.В. Влияние глобализации на развивающиеся
страны // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли
государства / Под ред. М.В. Кулакова и М.Н. Осьмовой. М., 2001. С. 70 — 78. [2] Афанасьева Е.Г., Белицкая А.В Предпринимательское право Российской
Федерации: учебник. М., 2017. С.104. [3] Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в
ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
2009. № 4. Ст. 445. [4] Тарасов
А.М. Указ. соч. С. 74. [5] Развеев Д.В. Организационно-правовые аспекты президентского
контроля за деятельностью политических партий в России // Вестник
Саратовской государственной юридической академии.
2013. № 5. С. 181. [6] Указ Президента
Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочных представителях
Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (в
ред. от 12 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.
2004. № 26. Ст. 2651. [7] Комкова Г.H., Абаева Е.А. Президентский контроль за
деятельностью органов государственной власти субъектов РФ // Вестник
Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. № 3. С. 73. [8] Овсепян А.Г. Понятие и признаки парламентского контроля
(теоретическая характеристика) // Конституционное и муниципальное право. 2011.
№ 3. С. 24.