Курсовая теория на тему Влияние гендерных стереотипов на учебно-воспитательный процесс школьников среднего звена.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Сущность и специфика гендерного подхода в обучении 6
1.2 Гендерный подход в обучении школьников среднего звена в трудах 11
педагогов и психологов 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 18
2.1Гендерные стереотипы школьников среднего возраста 18
2.2 Реализация гендерного подхода к обучению школьников среднего звена на современном этапе развития системы образования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Реализация личностно-ориентированной парадигмы обучения диктует новые стандарты современной Концепции модернизации российского образования. Тем самым подчеркивается необходимость такой организации обучения, при которой ученик является не просто пассивным объектом, но признается главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса, активным субъектом деятельности. Данные образовательные условия помогают ученику самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями.
В целом ориентация на индивидуальность учащегося и необходимость осуществления личностно ориентированного обучения широко освещается в научных трудах Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И. Железовской, В.А. Петровского. Но, уделяя большое внимание личностно ориентированному обучению, ученые не затрагивают особенности восприятия, связанные с половой принадлежностью учащихся.
Так, одним из способов учета индивидуальных особенностей учащихся может быть реализация гендерного подхода. Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Таким образом, гендерный подход – учет характеристики пола в воспитательно-образовательном процессе, т.е. некая дифференциация по половому признаку.
В настоящее время проблемой гендера интересуются в большей степени с точки зрения решения неких философских, социальных, морально- нравственных проблем.
Данная тема освещается в работах И.Г. Бересневой, М.Ю. Бужигеевой, А. Войтюк, О.А. Ворониной, Е.И. Горошко, А.В. Кирилиной, И.С. Клециной, И.Г. Овчинниковой, Е.Б. Пенягиной, Г. Силласте, И.А. Стерниным, С.А. Ушакиным, A.M. Холодом, Е.Р. Ярской-Смирновой.
В работах психологов и психолингвистов отмечаются особенности в восприятии и усвоении материала мальчиками и девочками. Это отмечают такие ученые как B.C. Агеев, Б.Г. Ананьев, Л.Я. Балонов, Г.М. Бреслав, А.А. Вейлерт, Н.В. Вольф, Е.И. Горошко, В.Л. Деглин, В.Д. Еремеева, Е.А. Земская, В.Е. Каган, А.В. Кирилина, М.А. Китайгородская, С.Н. Цейтлин, А.А. Чекалина, Т.В. Черниговская, A.M. Шахмайкин, Т.И. Юферова. Ими отмечено, что личность человека способна формироваться только в деятельности, которая вписана в систему общественных отношений, основанных на социальных ролях и вербальных отличиях представителей разного пола.
Несмотря на достаточно подробное освещение проблем гендерного восприятия, до сих пор не существует фундаментальных работ о том, как реализовать данный подход в обучении, как учесть все особенности восприятия мальчиков и девочек при преподавании. Но вместе с тем есть обоснованное представление об образовательной сфере как о мощном средстве, с помощью которого осуществляется и воспитание, и реализация социальных ролей, в том числе и особенности гендера.
Современные тенденции, существующие в науке и образовании, диктуют необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе и гендерной принадлежности. Но в целом отмечается практическая и теоретическая не разработанность данной проблемы.
Все это обусловило актуальность нашего исследования, поскольку реализация гендерного подхода связана не только с реализацией личностно ориентированного подхода в обучении, но и возможностью улучшения образовательного процесса для того, чтобы он в большей степени соответствовал современным требованиям.
В настоящий момент существует противоречие между необходимостью реализовать личностно ориентированный подход к организации учебного процесса, с одной стороны, и недостаточной освещенностью концепции гендерного подхода к организации данного процесса, с другой.
Данное противоречие обусловило проблему исследования, заключающуюся в необходимости осветить и обосновать сущность гендерного подхода в обучении, без учета которого нельзя добиться личностно ориентированного подхода к организации учебного процесса.
Актуальность рассматриваемой проблемы, особенности практической деятельности определили тему исследования «Влияние гендерных стереотипов на учебно-воспитательный процесс школьников среднего звена».
Объект исследования – процесс обучения школьников среднего звена в современном общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования – Влияние гендерных стереотипов на учебно-воспитательный процесс школьников среднего звена.
Целью исследования является теоретическое обоснование особенностей использования гендерного подхода в организации обучения школьников среднего звена в современном общеобразовательном учреждении.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и специфику гендерного подхода в обучении;
изучить теоретические основы реализации гендерного подхода к обучению школьников среднего звена, рассмотрев труды педагогов и психологов;
показать современный опыт реализации гендерного подхода к обучению школьников в ходе практической деятельности.
Методологическую основу исследования составляют положения отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского, В.С. Агеева, И.В. Грошева, М.Ю. Бужигеевой, А.В. Белошистой, И.С. Кона и др.) о необходимости учета индивидуальных особенностей личности при организации воспитательного и учебного процессов.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в различных областях: психологии (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.), педагогике (Г.И. Железовской, И.С. Кона, Л.И. Столярчука и др.), психолингвистике А.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина, С.Н. Цейтлин, Т.В. Черниговской и др).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В последнее время в повестке дня все чаще поднимается вопрос о необходимости внедрения гендерного подхода к образованию. Это связано с политикой, принятой государственной политикой по индивидуализации образовательного процесса и желанием оставить образование среднего ребенка. Кроме того, разработка новых технологий позволила изучить организацию психических функций со стороны мозга у мальчиков и девочек, а достаточный опыт наблюдения психологических различий между мальчиками и девочками повысил интерес к этой проблеме.
Гендерный подход считается подходящим инструментом для реализации личностно-ориентированного обучения, поскольку он учитывает биологические и социальные факторы формирования личности ребенка.
В работе гендерный подход понимается как сочетание методов, техник, средств обучения и обучения, которые направлены на то, чтобы помочь детям учиться, общаться со сверстниками и идентифицировать ребенка как мальчика или девочку. Целью гендерного подхода является содействие формированию и сохранению уникальной личности каждого студента. Непосредственно в педагогической практике гендерный подход рассматривается как организация образовательного процесса, как его содержание и как построение школьной системы в целом.
При рассмотрении работ Грошева М.Ю. Бужигеева, С.В. Зверева О.Ю. Ермолаевой, Горбачевской и др., были отмечены следующие особенности успешной реализации гендерного подхода в обучении школьников среднего звена:
-дифференциация обучения, то есть группировка на основе ученика некоторые из их особенностей для обучения в различных учебных программах и переменных учебных программах;
-с учетом социального фактора студента (его статус в классе, внутри-школьных и различных внешних группах);
-индивидуализация обучения, основанная на физических и психологических особенностях личности ребенка;
-предоставление учащимся возможности изучать учебные материалы в индивидуальном темпе (как в замедленном, так и в ускоренном режиме);
-создание дидактических инструментов с рекомендациями по их использованию в различных группах студентов, которые объединены по полу;
-организация обучения в небольших классах, исключение жесткой системы уроков как неприемлемой для некоторых учащихся.
Основы гендерных различий в способах мышления, которые отражаются в будущем на способах получения и усвоения знаний, закладываются в раннем детстве, как в семье, так и в общении с другими людьми. Значение внедрения гендерного подхода в средней школе состоит в том, чтобы помочь ученику идентифицировать себя как мальчика или девочку, принять и освоить определенную социальную роль.
Не все ученые (например, И.С.Кон) поддерживают идею учета гендерной проблематики посредством раздельного обучения. Но в условиях общеобразовательного учреждения именно такая форма является наиболее осуществимой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность и специфика гендерного подхода в обучении
Проблема различий между мужчинами и женщинами беспокоила философов и ученых на протяжении многих веков. Однозначный ответ таков: представители Марса и Венеры до сих пор не найдены. Значительный вклад в изучение гендера внесли отечественные философы, социологи, физиологи, психологи и педагоги ХХ века: Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.М. Сеченов и другие [9].
Отдельно психолого-педагогический аспект проблемы был выделен такими учеными, как В.В. Абраменкова В.С. Агеев Е.А. Аркин, Макаренко Л.В. Писарева В.А. Сухомлинский и другие. Проблема гендера в исследованиях отечественных педагогов и психологов была освещена, в том числе с точки зрения необходимости использования полового воспитания, что, в свою очередь, было истолковано неоднозначно.
Термин «половое воспитание» в Российской педагогической энциклопедии трактуется как «комплекс образовательных и просветительских воздействий на ребенка, направленных на ознакомление его с системой сексуальных ролей и взаимоотношений между полами в обществе и личной жизнью, принятой в обществе» [1].
Проблема полового воспитания остается острой. Итак, исследователь В.В. Дудукалов определил несколько подходов к сосредоточены в основном на сексуальном образовании. Согласно этому подходу проблема полового воспитания рассматривается с точки зрения физиологии и сексологии, психического здоровья пола. Приверженцы этого подход: С.И. Голод, Д.И. Исаев В.Е. Каган И.С. Кон Д.В. Колесов и соавт. Во-вторых, этический подход, согласно которому основное внимание должно быть сосредоточено на морально-этических аспектах полоролевого воспитания мальчиков и девочек. Приверженцами этого подхода являются: О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская,