Курсовая теория на тему Влияние дидактической игры на познавательное развитие младшего дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1
Теоретические предпосылки формирования познавательного интереса младших
дошкольников. 4
1.1 Познавательный
интерес младших дошкольников как объект психолого-педагогических исследований. 4
1.2 Особенности
познавательного интереса в младшем дошкольном возрасте 12
ГЛАВА 2 Значение
игры как основной деятельности детей младшего школьного возраста, формирующей
познавательный интерес. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодня значительно выросли
требования к становлению творческой, активной личности, способной к исполнению
сложной познавательной деятельности, охват широкого круга вопросов, к поиску
альтернативных путей решения проблемы. Основу таких возможностей человека
определяет динамика его сферы познания, сформированность познавательных
интересов. В нормативных документах, в частности базовом компоненте дошкольного
образования РФ познавательное развитие личности определено как приоритетное.
В этом контексте младший
дошкольный возраст рассматривается как начальный этап становления личности.
Здесь формируются основы интеллектуальной сферы, закладывается основа
направленности ребенка на познание, появляется любознательность,
заинтересованность к отдельным сферам окружающего мира, возникает и развивается
познавательный интерес.
В
психолого-педагогической науке указанный феномен относят к области
мотивационной сферы, которая является компонентом направленности человека.
Ученые его отождествляют с формой переживания познавательной потребности индивидуумом,
которая стимулирует к познанию и преобразованию действительности. К вопросу
познавательного интереса и его развития проявляли внимание большое количество
исследователей. На сегодня между учеными отсутствуют однозначные взгляды на его
природу и сущность. Так, его изучали как мотив деятельности С. Рубинштейн, М.
Басов, А. Леонтьев. В. Бондаревский и др.
В период дошкольного
детства его активно изучали О. Запорожец, Г. Смольникова, Г. Щукина, Т. Ткачук,
И. Литвиненко. Ученые отмечали его влияние на умственную деятельность и
становление личности в этом возрастном периоде. Вполне понятными выглядят
поиски факторов его развития со стороны исследователей. В частности, М.
Поддьякова, С. Новоселовой, Т. Пониманской, Н. Лысенко, которые среди многих
факторов влияния обращают внимание на особые игры, которые носят название
дидактические. Проблема дидактических игр анализируется в контексте игровой
деятельности. В дошкольном образовании они рассматриваются как связующее звено
между игровым и учебным видами деятельности дошкольников.
Цель исследования –
теоретически обосновать влияние дидактической игры на познавательное развитие
младшего дошкольника.
В соответствии с целью
определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть на основе
анализа философской, психолого-педагогической литературы сущность ведущих
дефиниций исследования и выявить особенности формирования познавательной
активности младших дошкольников.
2. Рассмотреть
особенности познавательного интереса в младшем дошкольном возрасте.
3. Изучить значение игры
как основной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формирующей
познавательный интерес.
Объект исследования –
процесс развития познавательной активности детей младшего возраста.
Предмет исследования –
педагогические условия применения дидактических игр как средства стимулирования
познавательной активности детей младшего возраста.
Для решения поставленных
задач использован комплекс методов исследования: теоретические – анализ и
синтез научной, учебно-методической литературы.
Структура и объем
курсовой работы. Работа состоит из вступления, двух разделов, вывода, списка
литературы (21 наименование). Общий объем работы составляет 24 страницы.
Заключение:
Так, игра, как известно,
является самой естественной и привлекательной деятельностью для детей. Еще К.
Д. Ушинский писал: «сделать серьезное занятие для ребенка интересным — вот
задача начального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается в деятельности, и
к серьезной деятельности. С первых же уроков приучайте ребенка полюбить свои
обязанности и находить удовольствие в их исполнении».
Именно в играх начинается
непринужденное общение ребенка с коллективом группы, класса, взаимопонимание
между педагогом и учащимся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно. Развивается внимание,
память, жажда знаний.
Удовлетворяя свою
естественную неусыпную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок
«достраивает» в уме все, что недоступно ему в окружающей действительности, в
восторге не замечает, что учится – познает новое, запоминает, ориентируется в
различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас
представлений, понятий, развивает фантазию.
В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности,
интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.
Игра как метод обучения
организует, развивает учащихся, расширяет их познавательные возможности,
воспитывает личность.
Дидактические игры в
детском саду активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные
способности, воображение, закрепляют знания, умения и навыки. С помощью игры
создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, доверия,
доброжелательности и свободного выбора. Такая игра вызывает положительные
эмоции и желание детей учиться.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические предпосылки формирования
познавательного интереса младших дошкольников 1.1 Познавательный интерес младших дошкольников как объект
психолого-педагогических исследований В психологической науке
интерес рассматривается как своего рода побуждение к выполнению определенной
деятельности. При этом он может видоизменяться и существовать в виде
любопытства, любознательности, помысла [1]. Да, удовлетворение потребности или
достижение цели приводит к образованию его новых видов, но качественно отличных
и таких, которые характерны более высшему уровню познания. Здесь выявляется
динамика мотивационного конструкта: появляется предрасположенность — связующее
звено между потребностью и познавательными действиями, поведением. Как видим,
динамика и появление новых форм феномена является одним из многих свойств.
Развитие становится возможным благодаря действиям нескольких факторов:
возраста, разного рода занятий, обучения.
Проблема развития
познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она
отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и
социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые:
Д.Б. Эльконина, Л.А. Вегнер, Е.С. Коротаева, А.А. Люблинская, Г.И. Щукина и др.
[20,21].
В конце прошлого – начале
нашего столетия считалось, что посредством использования занимательного
материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические
задачи, развивать у них желание заниматься, преодолевать трудности.
Для рассмотрения
становления познавательного интереса младших дошкольников будем опираться на
известные положения философии, психологии, раскрывающие сущность
познавательного интереса, его значение в нравственном развитии личности.
Обретаемые дошкольниками
интегративные качества в процессе игровой деятельности – инициативность,
самостоятельность, ответственность — становятся ступенькой формирования
личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий,
необходимых в построении эффективной жизненной стратегии.
В исследованиях
отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказано, что познавательный
интерес оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и на
процесс усвоения знаний, является стимулом для развития волевых качеств, обладает
побудительными и регулятивными возможностями. В его основе лежит связь с
информацией об окружающем. Его направленность заключается в процессе познания.
Познавательный интерес
является одной их форм проявления познавательной потребности личности. Ситуативная
форма проявления познавательного интереса наиболее характерна для младших дошкольников,
однако она имеет четкие тенденции к приобретению устойчивости [16].
Следует привести
характеристики структурных компонентов познавательного интереса. Все три
компонента: интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный являются
векторами в формировании познавательного интереса и определяют выбор условий,
средств, методов и форм работы с детьми.
Также важны
педагогические условия формирования познавательного интереса у младших дошкольников,
связанные с расширением