Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Влияние детско-родительских отношений на уровень социализации детей с нарушениями зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации детей с нарушением зрения 5
1.1. Понятие социализация в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности социализации детей с нарушением зрения 11
Глава 2. Обзор литературы по проблеме влияние детско-родительских отношений на социализацию детей с нарушением зрения 21
2.1. Исследование проблемы детско-родительских отношений в рамках различных теоретических концепций 21
2.2. Особенности влияния детско-родительских отношений на социализацию детей с нарушением зрения 26
Заключение 32
Список литературы 34

  

Введение:

 

Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит в конечном итоге и состояние государства.
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Объект исследования – процесс социализации детей с нарушением зрения.
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на социализации детей с нарушением зрения.
Цель исследования – охарактеризовать и изучить особенности социализации и воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Актуальность и практическая значимость проблемы влияния семьи на процесс становления ребенка обусловили выбор темы и определили следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое и методологическое значение понятий «социализация».
2. Изучить особенности социализации и развития личности детей с нарушением зрения
3. Выявить роль семьи в развитии и социализации личности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общество уделяет большое внимание социальному развитию личности, и наука определяет социализацию как комплекс всех процессов, благодаря которым человек усваивает и воспроизводит заданную систему знаний, правил, ценностей, позволяющих ему эффективно проживать в качестве полноправного члена общества. Общественные нормы предполагают наличие следующих качеств у индивида: самостоятельность выбора действия и поступка, инициативность в общении и социальной жизни, возложение на себя ответственности за сделанный выбор, за свою жизнь. Для возрастного этапа старшего дошкольного возраста актуален критерий перехода от социальной реактивности к социально активному поведению. Подобное поведение проявляется в возможности внутренней саморегуляции поведения на основе интериоризированных знаний и норм поведения. У дошкольников отсроченный более значимый результат вместо сиюминутного удовольствия. Возрастает потребность в активных действиях, не требующих регуляции со стороны взрослых.
Процесс социализации дошкольников c нарушением зрения осуществляется через всю систему воспитания и обучения. В детском саду программы воспитательного процесса обеспечивают комплексное решение множества вопросов социального развития таких как, ознакомление детей с окружающим предметным и социальным миром, развитие межличностного общения, приобщение к различного вида играм, включение в разнообразные виды деятельности – игровую, художественно-изобразительную, трудовую, конструкторскую и т.д. Усвоению программного материала далеко не всегда основывается на учете склонностей, перспектив развития каждого отдельного ребенка, его индивидуальных особенностей. Поэтому, развитие дошкольника с нарушениями зрения в процессе игры, в которой он свободно и самостоятельно выбирает действия и поведение, является уникальной возможностью реализации индивидуального подхода к социализации личности.
Во взаимодействии взрослых с детьми с нарушением зрения основным является личностно-ориентированный подход. Кто как ни родитель может помочь педагогу в его осуществлении. В процессе общения с детьми взрослые учитывают их личностные особенности, познавательные и речевые возможности. Детям с нарушенным зрением уже с первых моментов пребывания в образовательной организации требуется специальное психолого-педагогическое сопровождение. Это обусловлено тем, что характерной причиной отличия ребёнка с нарушенным зрением от нормальновидящего ребенка является низкая волевая готовность детей с нарушениями зрения к школе. Это можно объяснить следующими факторами:
• психофизическими особенностями развития ребенка (быстро наступающей утомляемостью, соматической ослабленностью и др.);
• излишней опекой в семье;
• недостаточной коррекционной направленностью занятий с детьми (недостаточный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, нерегулярность, бессистемность коррекционного воздействия и др.).
Однако, от того, как слабовидящий ребенок сможет адаптироваться в коллективе, зависит многое. Именно поэтому родители слабовидящих детей должны понимать, что от степени их участия в развитии ребёнка зависит эффективность социализации ребёнка в сообществе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы социализации детей с нарушением зрения

1.1. Понятие социализация в психолого-педагогической литературе
Социализация самое широкое понятие среди процессов, дающих характеризующих становление человека. Она подразумевает не только осознанное присвоение дошкольником имеющихся в социуме вариантов функционирования, вариантов сольватации с вещественной и духовной культурой, приспособление к обществу, но и разработку совместно со взрослыми и сверстниками индивидуального общественного опыта, ценностных установок, индивидуального стиля жизни.
Согласно Г.С. Арефьевой социализация является процедурой становления индивидуума в процессе сотрудничества его с окружающей вселенной [1].
Л.В. Мардахаев называет социализацию процессом становления личности, присвоения человеком речи, общественных ценностей и опыта (правил, традиций, поведенческих), культуры, свойственных тому или иному социуму, общности, группе, воспроизведение и переработка социальных связей и общественного опыта [16].
А.В. Мудрик изучал проблему социализации в связи с воспитанием. Учебный трактует данный феномен, как становление индивидуума в процессе вей жизни в ходе присвоения и воспроизведения культуры [17].
М.А. Галагузова трактует процесс социализации дошкольника, как процесс «вступления» ребенка в общество. В результате происходит усваивание определенного социального опыта, выраженного в знаниях, ценностях и правилах поведения [3]. Социализация дошкольника является долгосрочным и не простым процессом. С одной стороны, всякое общество, перво наперво заинтересовано тем, чтобы любой ребенок, понял и изучил структуру социальных и нравственных ценностей, эталонов, норм и принципов поведения, для того, чтобы суметь существовать в данном обществе, превратиться в его равноправного гражданина. С иной стороны, развитие личности малыша обуславливают различные нерегулируемые, неожиданные процессы, появляющиеся в окружающем мире.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы