Курсовая теория на тему Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное состояние ребёнка младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Детско-родительские отношения как фактор развития идентичности ребенка 5
2. Стили детско-родительских отношений 10
3. Особенности развития личности ребёнка в семье 16
Заключение 23
Список литературы 25
Введение:
Введение
Изначально, формирование личности ребёнка – это результат воспитания, адаптации в социальной среде и саморазвития. Главную роль в формировании личности играет семья, так как именно там ребенок впервые встречается с различными моделями поведения и реакций для дальнейшего подражания.
На сегодняшний день большинство психологов и педагогов едино во мнении о том, что все качества характера, будь то отрицательные или положительные, ребенок приобретает в детстве. Три основные группы личностных качеств закладываются еще в раннем детстве и совершенствуются в течение жизни. В каждой семье родители принимают активное участие в формировании и развитии личности детей. Семья является средой, где ребенок впервые сталкивается с силами общества, в котором находится семья. Прототипом взаимоотношений с окружающим миром являются отношения младенца и матери, в которых мать является представителем сложного взрослого мира и помогает развиваться генетически заложенными качествам личности ребенка или препятствует этому.
Для ребёнка важными становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся подражать поведению других людей, наиболее часто тех, с которыми они находятся в очень близком контакте. В какой-то мере это осознанная попытка вести себя так же, как другие, но так же это и неосознанная имитация, которая является одним из аспектов идентификации.
Важно отметить, что дети перенимают у родителей определенные способы поведения, не только усваивая правила, которые им сообщают, но и благодаря наблюдению существующих в отношениях родителей-примеров. Судя по всему, в тех случаях, когда правила и пример совпадают, ребенок будет вести себя в обществе так же, как и его родители.
Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно важно потому, что они являются для ребенка источником информации и жизненного опыта. Детский запас знаний в основном зависит от того, насколько родители обеспечивают ребёнку доступ к полезной и нужной для него информации, например: к походам в музеи и галереи, к отдыху на природе и к книгам. Помимо этого, с детьми важно много разговаривать.
Дети, у которых жизненный опыт включал широкий спектр разных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами, связанными с общением, и радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой среде и положительно реагировать на происходящие вокруг изменения.
Семья считается важным фактором в формировании поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая некоторые его типы, так же применяя наказания или предоставляя некоторый «лимит« свободы. Ребенок учится у своих родителей тому, что ему следует и что не следует делать вести себя вести в той или иной обстановке (ситуации). Общение в семье становится примером для ребенка. Данный опыт позволяет ребенку вырабатывать персональные взгляды, идеи и нормы, которые пригодятся в будущем.
Одна из важнейших функций семьи – воспитательная. Так как ребенок получает представления обо всех видах деятельности в семье (труд, творчество, игра и общение), то родители воспитывают в нем достойного члена общества и развивают необходимые качества для последующей самостоятельной жизни.
В данном исследовании мы проанализируем особенности развития личности ребёнка в семье.
Проблема: формирование и развитие личности ребёнка.
Объект: эмоциональная сфера личности ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет: влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребёнка младшего школьного возраста.
Цель: решение проблемы формирования и развития личности ребёнка.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребёнка младшего школьного возраста.
2. Исследовать особенности развития личности ребёнка в семье;
3. Проанализировать полученные данные.
Методики исследования:
1. Исследование эмоциональной сферы; изучение нравственного развития Автор: Н.Л. Белопольская;
2. Опросник Взаимодействие родитель-ребенок Автор: И.М. Марковская.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа
2. Методики, опрос
3. Статистические методы обработки данных.
Выборка: в исследовании принимали участие 6 человек: 2 мамы и 2 пары и 2 ребёнка младшего школьного возраста.
Заключение:
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует, что к сфере детско-родительских отношений могут быть отнесены такие феномены как родительское отношение, стиль воспитания, характер взаимодействия родителей с ребенком, которые существенно влияют на особенности развития ребенка, формирования его личности, прежде всего идентичности. Детско-родительские отношения могут быть представлены различными параметрами, в частности интересом, близостью / дистанцированность, стилем родительского воспитания, обобщенными параметрами включенности и превалирование и другими, позволяющие на эмпирическом уровне изучить особенности этих взаимоотношений.
Отношение родителей к ребенку во многом определяет его образ Я и самоотношения, выступающие составляющими идентичности. Родители влияют на формирование Я-образа и самоуважения ребенка, не только транслируя ему свои ожидания и отношения, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, целями, к которым надо стремиться, образцами и идеалами, на которые стоит равняться. Эти стандарты, ожидания, нормы, идеалы представлены в содержании семейного воспитания, а также в способах контроля со стороны родителей.
Еще один аспект развития идентичности ребенка связан с формированием ценностей ребенка, основы которых закладываются в семье. В многочисленных отечественных исследованиях хорошо продемонстрирован тот факт, что негативные мораль и ценности родителей оказывают прямое влияние на формирование ценностей ребенка: так, большинство подростков с девиантным поведением, являются выходцами из семей, в которых пьянство и аморальные поступки, постоянные ссоры и драки — обычное явление.
В то же время, приобщаясь к системе семейных взаимоотношений и становясь субъектом этих взаимоотношений, ребенок способен избирательно реагировать, дифференцированно откликаться на те, или другие воздействия, что, в конце концов, делает его субъектом собственного развития. При этом можно утверждать, что процесс развития идентичности ребенка в семье решающим образом обусловлен тем, насколько в отношениях ребенок имеет возможности реально выступать субъектом овладения системой определенных ценностей (семейных, родственных), а не вынужденным объектом отношений, в которых ему навязывают систему ценностей; при этом особую роль играют стили воспитания.
Фрагмент текста работы:
1. Детско-родительские отношения как фактор развития идентичности ребенка
Детско-родительские отношения определяются как особого рода непрерывные и длительные межличностные отношения, характеризующиеся сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, возрастной изменчивостью, балансом полярных позиций, потребностью заботиться и ответственностью, как такие, что вызывают психическое развитие и социализацию ребенка.
В современных психологических исследованиях детско-родительские отношения раскрываются в классификациях типов проблемных семей (Н. Аккерман, С. Минухин, А.С. Спиваковская и др.), в характеристиках семейных патологизирующих ролей (Х.Э. Рихтер, Э. Г. Эйдемиллер и др.) и влияния родительского отношения на развитие ребенка (А. Адлер, Д. Боулби, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Сатир, З. Фрейд и др.), в разных типологиях семейного воспитания (В. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Личко и др.).
Исследователи анализируют изменения отношения к ребенку в процессе развития общества (В. Дружинин), выделяют базовые характеристики детско-родительских отношений (Д. Боулби, Д. Виникот, М. Мид, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Фромм и др.), описывают их структуру (А.Я. Варга, В.В. Столин и др.), развивают подход к изучению восприятие родителей ребенком (Л. Вассерман, И.О. Горькова и др.).
Многие исследования, посвященные вопросам детско-родительских отношений, проводились в контексте анализа влияния родительского поведения на поведение и формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 Оппенгейм отмечал, что чрезмерные любовь и внимание могут привести к патологическому самонаблюдению и ипохондрии у ребенка. Выдающиеся педагоги и медики, в частности И.М. Балинский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев формулировали, похожи выводы. А. Адлер отмечал, что чрезмерно разрешающее, над заботливое поведение имеет непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей [11]. Д. Леви на основе клинического анализа случаев показал, что материнское гипер опекающее поведение переходит в низкую толерантность к фрустрации и связанными с этими аномалиями чувствами и эмоциями [2]. В педагогике А.С. Макаренко был одним из тех, кто систематизировал представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом» и выделив несколько типов ложного (авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа) и истинного родительского авторитета (авторитет любви, доброты, уважения) [3].
Л. Беньямин разработала модель взаимоотношений в диаде «родители — ребенок», которая позволяет охарактеризовать поведение родителей и ребенка. Исследовательница изучает соотношение самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, постоянная критика ребенка превращается в самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним — в тенденцию быть «хозяином самого себя», жесткое саморуководство [4].
В современной психологической науке детско-родительские отношения чаще всего анализируются с помощью таких категорий как родительская позиция (А. С. Макаренко, А. С. Спиваковская), родительское отношение (А.Я. Варга), характер взаимодействия (А.А. Карабанова и др.), стиль семейного воспитания (Е.Г. Эйдемиллер и др.). Указанные феномены достаточно полно описывают специфику отношений между детьми и родителями; одновременно значительное количество различных терминов для обозначения близких феноменов детско-родительских отношений вызывает в психологических исследованиях некоторую терминологическую многозначность.
Как важная детерминанта психического развития ребенка, детско-родительские взаимоотношения определяются следующими параметрами:
— характер эмоциональной связи: со стороны родителей — эмоциональное принятие ребенка, родительская любовь (А.И. Захаров, Д. Н. Исаев, А. Я. Варга), со стороны ребенка — расположение (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) и эмоциональное отношение к родителям;