Философия. Буддизм. К Юнг. Теория сознания Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Влияние буддизма на философию сознания К. Г. Юнга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Философия сознания К.Г. Юнга 5

Философия сознания в буддизме 12

Влияние буддийского учения на философию сознания К.Г. Юнга 23

Заключение 33

Список используемой литературы. 35

  

Введение:

 

Сегодня вопрос влияния науки и религии на психику человека актуален как никогда. Люди непрестанно задаются вопросами о смысле жизни и предназначении человека на Земле. На многие вопросы уже нашла ответ наука психология, но немало тайн остаются неразгаданными. Жажда познания истины оправляет нас к истории изучения психологических явлений и к исследованию пути тех учёных, которые создали наиболее популярные психологические теории.

Испокон веков вопрос о природе человеческой психики волновал учёных и философов, ведь так важно в действительности знать, откуда так или иначе происходит сознание. Сознание как вид психического отражения представляет собой совокупность представлений внутренней среды о внешней. Однако, что же первично – материя или создание, по-прежнему является главным вопросом философии.

Наука, философия, мифология, религия по-разному интерпретируют понятие «сознание». В свою очередь, религия каждой страны либо континента взращивается историей данной местности и опытом, а также суждением людей, проживающих на ней. И именно обмен знаниями и опытом позволяет ученым, философам и религиоведам ответить на вопросы о сущности исследуемых явлений. Таким примером и станет опыт познания Карлом Густавом Юнгом древнейшей восточной религии – буддизма, с целью соотнесения её опыта и знаний с научными исследованиями психологов Запада.

Цель работы: изучить влияние буддизма на философию сознания К.Г. Юнга”.

Задачи работы:

1. Изучить основы аналитической психологии К.Г. Юнга и выявить его представления о сознании

2. Изучить учение о сознании в философии буддизма и выделить основные представления о природе сознания

3. Провести сравнительную характеристику представления о сознании в буддизме с учением о сознании К.Г. Юнга

Методы: библиографический, сравнительный.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведя обзор литературы по заданной теме, мы изучили проблему влияние буддизма на философию сознания К.Г. Юнга.

К.Г. Юнг – это ученик, З. Фрейда, который в процессе поисков ответов на вопросы, касаемые человеческой психики, отошёл от теории психоанализа и создал свою систему, а именно аналитическую психологию.

С точки зрения К.Г. Юнга, сознание — продукт восприятия и ориентации во внешнем мире. Иными словами, К.Г. Юнг определяет сознание, как соотнесение психических фактов и «Эго». В данном случае, «Эго» — это комплекс психических факторов конструированный общее осведомленностью своего тела свое существование данными памяти. По мнению К.Г. Юнга, в сознании различаются две составляющие: эктопсихическая система, которая связывает человека с внешними фактами и эндопсихическая система, которая включает элементы внутреннего характера.

При изучении свойств бессознательного Юнг руководствовался следующими методами: «Ассоциативный тест», «Анализ сновидений и «Активное воображение». Цель психотерапии заключается в таком усовершенствовании личности и в преобразовании её в целостность, при котором происходит гармонизация и сотрудничество сознания и бессознательного

Подход к природе сознания в буддизме проявляется в следующих моментах: появляется понятие дхармы; сознание рассматривается в комплексе; доминирует структурно-динамический характер природы сознания; чувственный опыт характеризуется как определенный вид сознательной деятельности; ощущения, восприятия, представления анализируются не сами по себе, но как различные проявления именно сознания, опосредованное отсутствие которого всегда фиксируется.

Сознание определяется и как осознание «объекта», «схватывание» его актуальной перцептивной данности. Сознание обусловлено объектами восприятия и органами чувств, то есть тем, что в обыденном представлении определяется как объективный мир.

Разум интерпретируется как любой из шести видов сознания, утративший свою временную актуальность. Поскольку психика понимается как непрерывно протекающая процессуальность, то любое представление, зафиксированное в момент, предшествующий данному, рассматривается в буддийской психологии как содержательная опора разума.

К.Г. Юнг проявлял интерес к буддизму ещё задолго до отправления в Индию и часть его философии созвучно буддистким воззрениям ещё на этапе основания.

Обе эти системы появились и развивались в очень отдаленных друг от друга условиях, как с географической, так и с исторической и культурной точек зрения; их разделяют более двух с половиной тысячелетий. Тем не менее, несмотря на все различия, они занимаются одинаковыми человеческими проблемами, и они обе пришли к выводу, что решение их нужно искать исключительно в психике каждого человека.

И буддийские учения, и юнгианские врачевательные методы приспосабливаются к конкретным потребностям, условиям и способностям каждого. Гуру и врачеватель являются проводниками на этой дороге. Противоречия, парадоксы и образный язык изобилуют в творчестве Юнга, как и в буддизме вообще, и в тантрическом буддизме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Карл Густав Юнг (26 июля 1875 – 6 июня 1961) — швейцарский психиатр и психоаналитик, а также прямой основатель аналитической психологии. Его тесное сотрудничество с З. Фрейдом могло продвинуть его в дальнейшее развитие психоанализа, однако молодой учёный не стал соглашаться с данной концепцией, что и привело к созданию аналитической психологии Юнга как всеобъемлющей системы, отдельной от психоанализа [2].

Ведущим понятием аналитической психологии является индивидуация — пожизненный психологический процесс дифференциации личности из сознательных и бессознательных элементов каждого индивида. К.Г. Юнг считал это основной задачей становления сущности человека. Он создал некоторые из наиболее известных психологических концепций, такие как синхрония, архетипические феномены, коллективное бессознательное, психологический комплекс, экстраверсия и интроверсия.

В декабре 1937 года Юнг отправился из Цюриха в масштабное турне по Индии с Фаулером Маккормиком. В Индии он впервые ощутил себя «под прямым влиянием чужой культуры». В то время как в Африке его общение было жёстко ограничено коммуникационным барьером, в Индии он мог общаться достаточно свободно и широко. Индуистская философия явилась важным элементом в его понимании роли символизма и жизни бессознательного, хотя он избегал встречи с Раманой Махарши. Он описал Раману как поглощенного «я» [4].

Существуют разные подходы к понятию «сознание», а определение процесса сознания является уникальным для каждой науки и времени. С точки зрения К.Г. Юнга, сознание — продукт восприятия и ориентации во внешнем мире. Иными словами. К.Г. Юнг определяет сознание как соотнесение психических фактов и «Эго». В данном случае, «Эго» — это комплекс психических факторов конструированный общее осведомленностью своего тела свое существование данными памяти. У человека есть определённые идеи, а в его прошлом бытии определённые «наборы», то есть серия памяти. Эти две составляющие и есть главные консулаты.

«Размышляя о том, что же такое есть на самом деле сознание, мы не можем не испытать глубокого изумления перед лицом следующего поистине чудесного обстоятельства: событие, происходящее вне нас, в космосе, одновременно порождает внутренний образ, то есть происходит, так сказать, также и внутри нас, тем самым становясь достоянием сознания». -К.Г. Юнг.

Фрейд и Юнг сходны в интерпретации сознания и бессознательного, не подчёркивая активность последнего. Но, характеризуя бессознательное как неизвестное во внутреннем мире человека, Юнг формирует этим направление его более глубокого исследования. И далее высказывает мысль он о том, что они взаимно дополняют друг друга до целого [1].

По мнению К.Г. Юнга, в сознании различаются две составляющие:

1. Эктопсихическая система — связывает человека с внешними фактами.

К эктопсихическим функциям относятся:

• ощущение — говорит нам о том, что вещь есть;

• мышление — о том, что это за вещь;

• чувство — о том, какова ценность этой вещи для нас;

• интуиция — предвосхищение, которое открывает нам то, что происходит «за углом».

Под влиянием преобладающей функции формируется индивидуальный психологический тип. В процессе обдумывания мысли, мы должны «отключить», закрыть любые чувственные проявления. И напротив, тот, кто принимает во внимание чувства, по сути, пренебрегает разумными доводами. То же самое можно наблюдать при взаимодействии ощущения с интуицией: мы не можем воспринимать физические факты и возможности и одновременно «заглядывать за угол».

Подчинённая функция всегда коррелирует с архаической частью нашей личности, поэтому в своей подчинённой функции мы всегда уязвимы. Но при этом, мы цивилизованы в своей дифференцированной функции — в её пределах мы обладаем правом выбора и свободой, в то время как в рамках подчинённой функции мы ограничены.

2. Эндопсихическая система — включает элементы внутреннего характера.

К эндопсихическим функциям относятся:

• память — это некий носитель, который накапливает информацию путем отбора нужной и ненужной;

• эмоции и аффекты — овладевают человеком, меняют его физиологическое состояние;

• инвазия — полное господство бессознательной стороны психики, минимальный контроль сознания . «Между поэтическим вдохновением и инвазией нет никакой разницы, и поэтому я избегаю слова „патология“». Благодаря эндопсихической системе мы можем соединиться с бессознательным. Бессознательные процессы недоступны непосредственному наблюдению, а их продукты, пересекающие порог сознания, можно подразделить на два класса:

• индивидуальное бессознательное — это компоненты, которые берут начало от инстинктивных процессов и приобретаются в процессе личного опыта. (в том числе забытые, вытесненные, творческие содержания и т. д.);

• коллективное бессознательное — общая для всех индивидов часть бессознательного, свойственная человечеству в целом. Это совокупность архетипов, которые мы наблюдаем в сказках, мифах, легендах, в фольклоре. Например, образы Героя, Спасителя, Дракона, мотивы двойного рождения, непорочного зачатия и иное [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы