Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Властные институты и социальные нормы в первобытном обществе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………………………………………….. 5

1.1 Понятие и признаки социальных норм первобытного общества……… 5

1.2. Виды социальных норм в первобытном обществе………………………… 9

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………………………………………………………………………… 15

2.1. Предпосылки возникновения организации власти и управления…… 15

2.2. Властные институты первобытного общества…………………………….. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 27

  

Введение:

 

Социальные нормы – это общеобязательные правила поведения людей в их
взаимоотношениях между собой и имеющие общий характер. Социальные нормы
регулируют разнообразные общественные отношения. Выделяются нормы: правовые,
моральные, политические, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и традиций.
Они имеют различные источники формирования, механизмы закрепления и
регулирования, но в совокупности выполняют регулирующие, контрольные,
воспитательные и иные функции. Социальные нормы первобытного общества обладали
существенными особенностями по ряду причин. В первую очередь они стали первыми
общественными регуляторами. Именно из первых социальных норм возникли все
современные нормы, которыми пользуется человек. Они имели непосредственную
связь с самой организацией первобытного общества.

Первобытное общество обладало определенными особенностями  организации власти и управления. Это один из
способов организации  совместного
проживания и деятельности людей в условиях неразвитости общественных отношений.
Ценность информации об общественном устройстве и социальных нормах первобытного
общества заключается в том, что это общество было  самым первым примером определенной
организации, упорядочения общественной жизни. Особенности власти и управления
переросли с течением времени в государственный механизм, а мононормы
первобытного общества преобразовались в нормы права. Поэтому изучение власти и
социальных норм первобытного общества приобретает значение как изучение  той обстановки, которая сложилась перед
возникновением в государства и права. Изучение основных особенностей
первобытного общества позволит выявить основные причины и особенности
исторического процесса возникновения и развития государства и права.

Актуальность исследования властных институтов и норм первобытного
общества заключается в их историческом значении как первых способов
общественной организации и совместной деятельности людей.

Предметом исследования являются властные институты и социальные
нормы первобытного общества.

Цель исследования — охарактеризовать организацию власти и
особенности социальных норм в первобытном обществе.

Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие
задачи: определить общее понятие социальных норм первобытного общества,
охарактеризовать  виды норм первобытного
общества, охарактеризовать основные особенности и формы организации власти и
управления в первобытном обществе.

Теоретическую основу исследования составляют работы следующих
авторов: Пиголкин А.С., Марченко М.Н., Мелехин А.В.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В&nbspрезультате&nbspрассмотрения&nbspосновных&nbspособенностей&nbspвластной&nbspорганизации&nbspи&nbspсоциальных&nbspнорм&nbspпервобытного&nbspобщества,&nbspможно&nbspприйти&nbspк&nbspследующим&nbspвыводам.
Первобытное&nbspобщество&nbsp—&nbspпервый&nbspпример&nbspорганизации&nbspсовместного&nbspпроживания&nbsp&nbspлюдей&nbspв&nbspусловиях&nbspнеразвитых&nbspэкономических&nbspи&nbspполитических&nbspотношений.&nbspВ&nbspэтом&nbspобществе&nbspвсе&nbspотношения&nbspстроились&nbspпо&nbspпринципу&nbspкровного&nbspпроисхождения&nbspлюдей.&nbspДля&nbspпроживания,&nbspдобывания&nbspпищи&nbspи&nbspимущества,&nbspнеобходимого&nbspдля&nbspвыживания&nbspлюди&nbspобъединялись&nbspв&nbspродовые&nbspобщины&nbspпо&nbspпринципу&nbspсвоего&nbspкровного&nbspпроисхождения.&nbspВсе&nbspнеобходимые&nbspвещи&nbspдобывались&nbspпутем&nbspприсваивания&nbspплодов&nbspприроды.&nbspСамостоятельного&nbspпроизводства&nbspпродуктов&nbspеще&nbspне&nbspбыло.&nbspВсе&nbspимеющиеся&nbspпредметы,&nbspорудия&nbspтруда,&nbspжилища&nbspнаходились&nbspв&nbspсобственности&nbspродовой&nbspобщины.
Для&nbspпервобытного&nbspобщества&nbspкак&nbspи&nbspдля&nbspлюбого&nbspобщества,&nbspв&nbspкотором&nbspорганизуется&nbspсовместная&nbspдеятельность&nbspлюдей&nbspбыло&nbspнеобходимо&nbspопределенное&nbspрегулирование.&nbspОно&nbspосуществлялось&nbspна&nbspоснове&nbspобычаев&nbsp—&nbspмногократных,&nbspповторяющихся&nbspправил&nbspповедения.&nbspОбычаи&nbspрегулировали&nbspи&nbspправа&nbspи&nbspобязанности&nbspчленов&nbspобщины,&nbspони&nbspбыли&nbspпродиктованы&nbspрелигиозными&nbspверованиями&nbspи&nbspсложившимся&nbspпорядком&nbspсовместного&nbspпроживания.&nbspВозможны&nbspбыли&nbspи&nbspобычаи,&nbspкоторые&nbspне&nbspсоответствуют&nbspнормам&nbspморали,&nbspнапример&nbspобычай&nbspкровной&nbspмести.&nbspОсобый&nbspмеханизм&nbspпринуждения&nbspотсутствовал,&nbspобычно&nbspэто&nbspбыли&nbspобщественное&nbspосуждение&nbspи&nbspпорицание,&nbspлишение&nbspопределенных&nbspправ&nbspвнутри&nbspобщины.&nbsp&nbspПомимо&nbspэтого&nbspк&nbspсоциальным&nbspнормам&nbspпервобытного&nbspобщества&nbspможно&nbspотнести&nbspнормы&nbspморали,&nbspрелигиозные&nbsp

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие и признаки социальных норм первобытного
общества Социальная норма представляет собой правило поведения, связанное с
сознанием и волей людей, возникающее в процессе развития общества и
регламентирующее поведение людей, социальных групп, организаций в их
взаимоотношениях между собой. «Целостная, динамичная система социальных норм
является необходимым условием жизни общества, средством общественного
управления, организации и функционирования государства, обеспечение
согласованного взаимодействия людей, прав человека. Система социальных норм
отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и
духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей,
исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной
власти»[1].

Социальным нормам присущи следующие признаки.

 1. Социальные
нормы обращены к неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неоднократное
применение. Они носят общий характер.

2. Социальные нормы устанавливают границы и определенные правила
поведения в обществе, устанавливая какое поведение является желательным, какое
допустимым, а какое  запрещается.

3. Социальные нормы формулируются и устанавливаются волей и
сознанием людей, то есть носят в определенной степени субъективный характер.

4. Социальные нормы направлены исключительно на регулирование
поведения людей в обществе.

5. Социальные нормы являются отражением процесса развития общества
и тесно связаны с уровнем культурного, исторического, экономического развития
общества. Например, в средневековом обществе считалось нормальным установление
различного рода  жестоких наказаний,
связанных с членовредительством, допускалось применение пыток. В современном
обществе такие нормы недопустимы. Существенны различия в социальных нормах и
современных государств, которые отличаются своими  культурными особенностями. Например можно
привести различия в нормах морали христианских и мусульманских государств.

«Таким
образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием
людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия,
возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества,
соответствующие типу культуры и характеру его организации»[2].

Социальные
нормы первобытного общества отличаются тем, что 
являются исторически первыми правилами, 
которые стали регламентировать поведение человека. Огромную роль в родовой общине играли обычаи,
т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате
постоянного применения, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода
и его членов. Обычаи рода, племени носили синкретический (слитный,
нерасчленный) характер. В современной исторической науке и этнографии нормы
первобытного общества получили название “мононорм”, специфичных для этого
периода истории человечества. «Социальные нормы первобытного общества
обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода,
регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные
отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету
выражали главный интерес людей того общества — выжить. Этот интерес собирал
силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям»[3].

 В формировании
и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические
представления первобытных людей. Мононормы были продиктованы
естественно-природной основой общества, в котором человек является частью
природы. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табy) или ритуальные
действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам
рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода. Соблюдение
обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена
рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов
членов родовой общины, равенство их положения, на отсутствие непримиримых
противоречий между ними.  Обычаи
соблюдались в силу привычки, но в тех случаях, когда требовалось применение
принуждения, то за нарушение обычаев в роли карательной силы выступало
общество, определяющее наказание для нарушителя. В обычаях родового строя не
было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых
норм, как это имеет место в цивилизованных обществах. Обычаи были одновременно и
нормами организации общественной жизни, и нормами морали и ритуальными и
обрядовыми правилами.

Основной
функцией социальных норм согласно их определению являе [1] Теория государства и права: Учебник / Под
ред. М.Н. Марченко. — М., 2018. С.34. [2] Теория государства и права: Учебник для
вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,2018. С. 252 [3] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права: Учебник. М. 2018. С. 26.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Характеристика первобытного общества 5
1.1. Научные подходы изучению первобытного общества. Периодизация первобытного общества. 5
1.2. Общие характерные черты и условия первобытного общества 10
2. Регуляторы поведения членов родовой общины. Мононормы. 17
3. Специфика власти в первобытном обществе 23
Заключение 28
Список использованных правовых актов и литературы 29

  

Введение:

 

Правовые науки, теория и история государства и права, науки, посвященные изучению отдельных отраслей права, интересует прежде всего вопросы происхождения государственных и правовых институтов, требований, впоследствии сформировавшихся в самостоятельные отрасли права, а также отголоски первобытной культуры, присутствующие в правовых системах современности (правовой культуре, традициях, обычаях). В такого рода исследованиях правоведы опираются как на результаты научных исследований широкого спектра гуманитарных наук (истории, археологии, этнографии, культурологии, исторической социологии и других) и юридической антропологии.
Условность и гипотетичность дописьменных источников влечет дискуссионность всех вопросов развития права и государства изучаемого периода. Источниками для исследований являются, в основном археологические данные и этнографический материал о современных (начиная с эпохи мировых открытий и колонизации) первобытных этносах. Различность исторических условий образования и развития первобытных социумов объективно влечет разность их характеристик, отсутствие единой, однозначно верной и применимой ко всем модели развития. Достижением гуманитарных наук стало признание альтернативности моделей развития цивилизаций, а не обязательное следование одинаковым для всех этапам с одинаковыми закономерностями.
Например, в Америке не было ни колеса, ни арочного свода у таких народов, которые в эволюционном ряду техники достигли того же места, что и народы древнего Востока, а у доисторических мореплавателей Атлантического океана не было паруса, известного полинезийцам, нет объяснения причин цивилизационных разрывов в развитии, например, европейцев с австралийцами, несмотря на то, что хронологически австралийцы не моложе европейцев, и чем обусловлено их развитие – на все эти и множество подобных вопросов объективно отсутствует единый ответ.
Важность неразрывности эволюционных процессов, в том числе и в связи с формированием публичной власти и права, у различных этносов, потребность их понимания обуславливает актуальность обращения к истокам цивилизации – первобытному обществу. Объектом данной работы являются общественные отношения, складывавшиеся в первобытном обществе, а предметом – научные подходы к исследованию первобытного общества. Цель данной работы – отразить современное научное (правовое) видение начала истории человечества. В связи с чем, представляется необходимым решить в работе следующие задачи: определение понятийного аппарата и временных рамок – периодизации; изложение общей характеристики рассматриваемого периода, властных институтов и регуляторов первобытного общества.
Основой исследования являются концепция диалектического материализма, общенаучные методы (в том числе, логический, системный и функциональный методы), собственно юридические методы (в том числе формально-юридический (догматический) метод, метод сравнительного правоведения).
В данной работе рассмотрены научные труды Алексеева В.П., Борзовой Е.П., Гарипова Р.Ш., Т.В. Кудрявцевой, Кашаниной Т.В., Леви-Брюля Л., Лотмана Ю. М., Муромцева Г.И., Першица А.И., Пиголкина А.С., Тэйлора Э., Рулана Н., Тахтарева К.М., Туторского А.В., Шепталина А.А.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обращение к первобытному периоду развития человечества является неотъемлемой частью общенаучного исследования как окружающей среды, так и человека, и человеческого общества в ней. В силу отсутствия письменных свидетельств восстановление процессов происхождения государства и права, изменения общественных отношений происходит с применением современных исследователю философских позиций, общенаучной методологии, логических конструкций.
Развитие родовой общины с постепенной специализацией труда, выделением категории людей, осуществляющих управленческие функции, позволило ей оперативно реагировать на непредсказуемость задач и сложность окружающего мира и привело к неолитической революции, началу строительства государства. А единые (слитные) представления о мире – нормы (мононормы) стали истоком для дальнейшей их трансформации в нормы религии, морали и права.
Но наиболее применимые выявленные таким образом закономерности не всегда универсальны. В науках пока отсутствуют точные причины иного темпа развития, отклонений от применения в основном социально-экономических факторов, как двигателей прогресса. Примерами тому являются сохранившиеся в современном мире первобытные этносы. Достижением современной науки является признание многовариантности развития человечества.
Сохранение национальной целостности, гармоничного подхода к проверенному временем историческому наследию в государственном управлении и правовых системах — истокам национальной самостоятельности является залогом стабильного как отдельного государства, так и всего международного сообщества.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика первобытного общества
1.1. Научные подходы изучению первобытного общества. Периодизация первобытного общества.

Источниками знаний о первобытном обществе являются археологические находки, результаты научных исследований, в том числе первобытного климата, флоры, фауны, создающих представление об условиях жизни доисторического человека, а также племена, живущие в условиях первобытности. Безусловно, под прессингом современной цивилизации этнокультура многих из них подверглась деформации. Вместе с тем около сотни племен целенаправленно сводят к минимуму контакты с внешним миром или избегают их, старательно оберегая свои традиции и образ жизни, сохраняя свой первобытный уклад во многом благодаря такой самоизоляции. По этой причине до сих пор вопросы изучения их жизни остаются мало изученными, и, возможно, подробное их исследование может со временем дать ответы на многие вопросы, в том числе связанные с происхождением права и потестарных структур.
Шепталин А.А. называет следующие этносы, изучение которых позволяет сложиться представлению о первобытном обществе . На более высокой ступени стоят неолитические этносы Океании, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Дальнего Востока. К моменту первых контактов их с европейцами они оставались в каменном веке, но при этом либо уже перешли к производящему хозяйству, либо вели высокоспециализированное присваивающее хозяйство, как, например, индейцы Северо-Западной Америки (тлинкиты, хайда, селиш, нутка, квакиютль) и алеуты. Исследование быта многих неолитических племен раскрывает особенности дифференциации по имущественному и социальному признакам, наличие частной собственности и институтов обычного права, потестарной организации. Особый интерес для антропологов представляют ряд практически не изученных в настоящее время папуасских племен внутренней части острова Новая Гвинея и индейских племен дальних районов амазонской сельвы. Научные исследования, посвященные этим этносам, проливают свет и на истоки предшествовавшего праву соционормативного регулирования (мононорм), формирование общественных институтов управления и т. п.
Отдельно хотелось бы выделить юридическую антропологию (кросс-дисциплинарное направление), образовавшуюся на стыке права, сравнительной юриспруденции, социальной антропологии, этнологии, социологии, истории, философии и культурологии, которая изначально была ориентирована на изучение правовых аспектов жизни наиболее первобытных («диких», «примитивных», «доисторических», «традиционных», «архаических», «туземных» и т. д.) обществ цивилизационной периферии, чье социально-экономическое развитие пошло по особому пути и начало которой положила, как принято считать, книга английского юриста, историка и антрополога Г. Дж. Самнер-Мэйна «Древнее право», изданная в Лондоне в 1861 г. . Она окончательно обособилась в самостоятельную научную дисциплину позднее, когда в сферу интересов юридической антропологии попали обычно-правовые традиции «исторических» этносов, включая высокоразвитые народы Евразии и Америки.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Характеристика первобытного общества 5
2. Регуляторы поведения членов родовой общины. Мононормы 12
3. Специфика власти в первобытном обществе 15
Заключение 20
Список использованных правовых актов и литературы 21

 

  

Введение:

 

Под социогенезом понимается процесс становления человека как социального существа, в тесной связи с развитием человеческого общества.
Общепризнанно, что если естественный отбор был основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза, причем, с позиций трудовой теории, именно общественный труд придавал направление его действию.
В свете продолжающейся дискуссии о возникновении и оформлении института права как социального регулятора представляется особенно важным отметить, что большинство исследователей связывает формирование социальных регуляторов с появлением института государства.
Формирование человека современного вида и раннеродовой общины, с позиций антропо- и социогенеза, проходило в рамках эпох среднего и верхнего палеолита. Социальные регуляторы, регламентировавшие поведение отдельных индивидуумов и групп, активно функционировали, обновлялись и развивались в соответствии с характером общественных отношений .
Социальные нормы, являясь общепризнанными правилами, образцами, эталонами, стандартами и моделями поведения, направлены на урегулирование общественных отношений. Как правило они подкреплялись мерами общественного воздействия.
При этом социальные нормы по своей природе могут быть моральными, религиозными, правовыми, политическими и т.п., и выражаться посредством обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, законодательства и др.
Степень разработанности проблемы. Феномен социального регулирования достаточно давно является предметом внимания общественных наук. Вместе с тем, его дальнейшее изучение порождает все новые вопросы и проблемы, в том числе и относительно генезиса соционормативного регулирования.
Объект исследования – общественные отношения и социальные нормы, регулирующие поведение людей, предмет исследования – властные институты и социальные нормы в архаическом (первобытном) обществе.
Целью исследования является анализ властных институтов и социальных норм в первобытном обществе.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
 дать характеристику первобытному обществу;
 рассмотреть регуляторы поведения членов родовой общины, место в архаическом обществе мононорм;
 выявить специфику власти в первобытном обществе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время существуют многие науки, описывающие по существу узкие конкретные стороны единого процесса развития материального мира, но в то же время отсутствуют теории взаимосвязи между этими науками, позволяющие представить всеобщую картину развития материального мира. Это же является и одной из существенных причин отсутствия целостной согласованной картины (модели) социогенеза.
Такие вопросы, как главная движущая сила, обеспечившая становление человека, общества, культуры, анализ исходной стадии социализации и инкультурации являются в современном научном дискурсе предметом многочисленных исследований, предпринимаемых в рамках осмысления современных достижений науки относительно социогенеза. Многие авторы приходят к выводу, что антропогенез, культурный социум (общество) породили не половой инстинкт (по Ч. Дарвину) и не производство механических орудий (по Ф. Энгельсу), а другие феномены и явления, которые по своей природе социальны. Тем не менее, большинство вопросов, связанных с соотношением антропогенеза и социогенеза, координации социогенеза и антропогенеза, роль психогенеза в этом процессе, включенность в гео и коспогенез – все эти вопросы по-прежнему остаются открытыми, остро дискуссионными.
Социальное регулирование в условиях стада и праобщины заключалось в ограничении асоциального конфликтогенного (потенциально разрушающего и несущего риски для праобщины) поведения посредством табу – запретов и ограничений в рамках императива «нельзя-можно». В условиях раннеродовой общины этот тип социального регулирования дополняется созданием соответствующих условий, принуждением, мотивацией, побуждением, формированием стереотипов поведения – но уже дополняя формулу «нельзя-можно» иной – формулой «нельзя-можно-должно».

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика первобытного общества

Становление человека происходило в тесной связи с развитием социальных форм. Биологической предпосылкой было возрастающая способность к обучению, повышенная степень индивидуализации уровня коммуникаций.
Первобытное стадо – относительно постоянное многосамцовая группа с развитой системой родственных связей, организованной помощью и взаимопомощью, доступностью добычи для всех членов, обучением детенышей, путем передачи навыков и опыта, возникновением принципиально новых видов коммуникации.
В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о том, по каким закономерностям происходит формирование механизмов социогенеза. Рассматриваются проблемы взаимосвязи антропогенеза и социогенеза, роль психогенеза в этих процессах, все чаще используется термин антропосоциокультурогенез, фиксирующий внутреннее единство составляющих его процессов. Тем не менее согласованной версии относительно движущих сил и тем более истоков антропосоцио-культурогенеза до сих пор не выработано .
Доминирующая когда-то версия Ч. Дарвина об истоках социогенеза в половом инстинкте не позволила убедительно объяснить многие явления типа увеличения объёма мозга, прямохождения, редукции волосяного покрова и т.д. Трудовая концепция антропосоциокультурогенеза зачастую «опровергается» новыми археологическими данными, свидетельствующими о появлении «человеческих» признаков за несколько миллионов лет до возникновения трудовой деятельности и тем предположением, что человек появился в результате некоего скачка. Тем не менее вопрос остается по-прежнему открытым, вариантов антропогенеза существует много, доминирующая среди них отсутствует.
Пермская университетская философская школа в настоящее время представляет и активно раз¬рабатывает новое научное направление философии в форме конкретно-всеобщей парадигмы, в рамках которой исторический процесс рассматривается по сути как выражение, а также как развитие родовой и индивидуальной человеческой сущности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы