Курсовая теория на тему Власть и управление в концепции просвещенного абсолютизма России XVIII века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «просвещенный
абсолютизм». 6
1.1 Понятие «просвещенный абсолютизм». 6
1.2 «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II 7
Глава 2. «Просвещенный абсолютизм» во внутренней политике Екатерины II 12
2.1 Реформы управления при Екатерине II 12
2.2 Противоречивость «просвещенного абсолютизма Екатерины
II 17
Заключение. 20
Список источников и литературы.. 21
Введение:
Обычно под термином «просвещенного
абсолютизма» понимается особая политика ряда европейских абсолютистских
государств 40-х–80-х годов XVIII в., внешне получившая форму следования идеям
Просвещения и выражавшаяся в проведении реформ, уничтожавших некоторые
устаревшие феодальные институты, а иногда делавших шаги в сторону буржуазного развития.
При этом среди
преобразований в рамках этой политики в ряде европейских стран важное место
занимали крестьянские реформы. В политике Екатерины II происходило расхождение слова
и дела, что было неизбежным, но ее современники смотрели на это явление иначе, считая,
что это серьезно подорвало веру в самый принцип просвещенного монарха.
Однако можно указать на
невозможность реализовать все обещанное, например, в «Наказе» и на словах, в реальной
законодательной практике, так как «общество» к этому было не готово; с другой стороны,
именно моральные аспекты поведения императрицы и были предметом критики со
стороны просветителей. Авторитарно-либеральный идеал Екатерины Великой
наталкивался на ожесточенное сопротивление правящего дворянского сословия,
бывшего главной опорой трона, особенно в отношении каких-либо радикальных
реформ в данной сфере.
Терминология «политика
просвещенного абсолютизма» распространяется на Россию екатерининского времени,
но по ряду причин именно эта составляющая в подобной политике в ряде
европейских стран (например, Пруссии, Австрии, Дании и др.) гораздо хуже была
представлена в России, в которой по ряду объективных и субъективных причин сама
«политика просвещенного абсолютизма» проводилась недостаточно последовательно,
что было характерно для Екатерины II, выбиравшей в идеях европейского
Просвещения то, что ей было выгодно, что проявилось и в других сферах политики
и идеологии ее царствования, например в известном «Наказе» и др.).
С другой стороны, нельзя
согласиться с мнением определенной части историографии о «сворачивании»
«политики просвещенного абсолютизма» после пугачевского восстания (так как все
же главными мерами здесь останутся Жалованные грамоты 1785 г.) и даже после
начала Французской революции, так как некоторые репрессивные акты коснулись
лишь ряда лиц: масонов (из-за их поддержки Павла), Радищева (из-за его книги) и
др., оставив в неприкосновенности уже проведенные в стране реформы.
Другое дело, что их продолжения
в ее царствование уже не последовало (тем более в сфере крестьянского вопроса).
Что же касается более позднего времени, то проведение сходной со временем
Екатерины II внутренней политики, особенно при Александре I (частично и при
Николае I), будет связано либо с простым «переживанием» прошлого, либо уже с
новым идеологическим направлением, иногда именуемым «легитимизмом».
Объект исследования – особенности
просвещенного абсолютизма просвещенного абсолютизма России XVIII века. Предмет
исследования – власть и управление в концепции просвещенного абсолютизма России
XVIII века.
Методология исследования
включает как общенаучные методы, так и специально-исторические: анализ научной
литературы по тематике исследования; синтез подходов к изучению темы от различных
авторов; обобщение полученных другими авторами результатов;
историко-сравнительный метод; описательный метод (описание действия политики
абсолютизма); хронологический метод (последовательно раскрытие темы становления
и развития абсолютизма в России).
Цель работы: рассмотреть власть
и управление в концепции просвещенного абсолютизма России XVIII века.
Задачи работы:
– дать понятие
«просвещенный абсолютизм»;
– охарактеризовать
«просвещенный абсолютизм» Екатерины II;
– рассмотреть реформы
управления при Екатерине II;
– показать
противоречивость «просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Заключение:
привлекали внимание
историков, философов, юристов, филологов, изучавших проблемы российского XVIII
в. В отечественной историографии на разных этапах ее развития многие вопросы,
связанные с деятельностью императрицы, ее характером, идеологическими
воззрениями получали порой противоположные оценки.
Таким образом, на эпоху
Екатерины Великой повлияли факторы, среди которых – приход императрицы к власти
в результате дворцового переворота, идеология и политика просвещенного
абсолютизма, сочетание европейского (западного) и традиционного (самобытного
российского) начал в развитии государства и общества. Обладая всей полнотой
власти, императрица, тем не менее, стремилась к гуманизации в отношении власти
к подданным и к учету интересов различных сословий при формировании
политического курса.
В дальнейшем императрица
вынуждена была отказаться от большинства либеральных начинаний. Редакции
«Наказа» 1767 г. уже не являлась последовательной программой либеральных
преобразований.
34-летнее царствование
Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Бросаются в глаза
неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного
деятеля и величие ею содеянного: если Петр Великий утвердился на берегах
Балтики, то Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув границы на
юг и включив в состав империи Крымский полуостров.
У Екатерины нельзя отнять
той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить
Петр. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали ее
имя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы понятия «просвещенный абсолютизм» 1.1 Понятие «просвещенный абсолютизм» Важнейшим политическим
явлением второй половины XVIII столетия, во многом определявшим взаимоотношения
государства и общества, был просвещенный абсолютизм. Это общеевропейское
явление, представителями которого, наряду с Екатериной II, являлись прусский король
Фридрих II, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король
Густав III и другие европейские монархи – их современники. Истоки просвещенного
абсолютизма – социально-политические, экономические и
культурно-мировоззренческие процессы: формирование капиталистического уклада,
изменения во взаимоотношениях власти и общества, желание образованных
представителей различных сословий (знакомых с передовой общественной мыслью)
пользоваться свободой и «естественными правами».
Ключевая предпосылка формирования
просвещенного абсолютизма – философия и общественная мысль эпохи Просвещения,
одной из характерных черт которой является стремление утвердить справедливое (в
понимании просветителей) общественное устройство, характеризующееся
ограничением власти монарха, разделением властей, свободой и соблюдением
«естественных» прав человека.
Идеи Ш. Л. де Монтескье,
Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей имели в обществе настолько большую
популярность, что европейские монархи, с одной стороны, не могли игнорировать
их, а с другой – интересовались учениями просветителей и стремились применить
некоторые из их идей на практике – монархи полагали, что в полном объеме
теоретические постулаты мыслителей не годились для реализации[1].
Просвещенный абсолютизм
включал в себя две составляющие: идеологию и политику: определенная система
взглядов служила обоснованием политического курса. Екатерина Великая – один из
самых ярких и успешных идеологов и практиков просвещенного абсолютизма. В ее правление
– впервые в российской истории – была разработана государственная идеология,
положения которой транслировались обществу и применялись на практике при
формировании политического курса.
Просвещенный абсолютизм в
России в целом характеризовался теми же признаками, что и в других странах,
поскольку Екатерина была одним из самых ярких его представителей, влиявших на
формирование этой идеологии и политики в масштабах всей Европы. Но русский
просвещенный абсолютизм обладал тремя специфическими чертами:
– во-первых,
патернализмом;
– во-вторых –
подчеркиванием роли Екатерины в государстве и обществе как православной
государыни;
– в-третьих –
использованием традиций сословного представительства, характерных для
допетровской России.
Идеология просвещенного
абсолютизма позволяла императрице формировать удобное для власти общественное
мнение, которому власть имела бы возможность соответствовать. Понимая влияние
идей на политические процессы, Екатерина придавала особое значение реализации
пропагандистских устремлений: формированию положительного образа своего
государства и складыванию собственного образа в глазах подданных и во мнении
европейского общества. [1] Медушевский, А. Н. Утверждение абсолютизма в России сравнительное
историческое исследование. – 2-е изд. – М. : Директ-Медиа, 2015. – 472 с. С.
108.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИДЕИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ II…………………………………………………………………………………71.1
Понятие и сущность политики «Просвещённого абсолютизма» 7
1.2
«Наказ Уложенной комиссии» Екатерины II 10
ГЛАВА
2. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» НА РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО
АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II………………………………………………………………………………..23
2.1 Эволюция сословно-правовой
политики в духе идей «просвещённого абсолютизма» 23
2.2
Идеи «просвещённого абсолютизма» в рамках судебной реформы и реформы местного
управления 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………
Введение:
Актуальность темы исследования
определяется
модернизационными и трансформационными процессами, которые пролонгированно
происходят в структуре государственного управления.
Для России XYiII века это был процесс преодоления
остатков феодализма вместе с приобщением монархии к европейским ценностям,
которые, в свою очередь, исходили от общественной ситуации и развития
политических взглядов в русле Просвещения.
С другой стороны, это был процесс становления
сословной классовой социальной структуры, имевшей в России специфический
характер.
В основном, Россия приблизилась к
общеевропейской системе разделения властей.
Однако, следует признать, что вся
полнота власти принадлежала монаршему дому в лице Екатерины II, на которую
оказали определённое влияние идеи и политика «просвещённой монархии»,
исходившие от ведущих интеллектуалов Европы – из Англии и Франции.
Следует также признать, что эта
политика определила место России и её монархии в политической системе Европы.
Для Европы это было время расцвета
абсолютной монархии, которая сохранила свои основные черты до середины XIX
века.
В России же монархия просуществовала
до 1917 года.
Всё это время – с середины XVIII века
и до реформ 1860-1870-ых гг., российская монархия находилась в состоянии
стабильной системы государственного управления.
Но недаром, век царствования
Екатерины II называется «золотым веком».
Это было время утверждения и
упрочнения системы государственного управления, время, когда политический
авторитет России заставил считаться с её активной внешней политикой ведущие
монархии Европы.
Особенное влияние Россия оказала на
юго-восток Европы, значительно видоизменив расстановку политических сил.
Губернская система управления
показала свою способность рационально использовать кадровые и материальные
ресурсы государства.
Основной недостаток системы
управления в России заключался в излишней бюрократизации и закостенелой
сословной системе.
К сожалению, Россия не смогла
преодолеть эти пережитки постфеодальных времён, что впоследствии привело к
социальным потрясениям, приведшим в конце концов, к падению режима абсолютной
монархии.
Цель исследования:
Определить особенности власти и
управления в концепции просвещенного абсолютизма России XVIII века.
Задачи исследования:
1. Показать сущность политики
«Просвещённого абсолютизма».
2. Оценить результаты «Наказа
Уложенной комиссии» Екатерины II.
3. Тезисно оценить эволюцию
сословно-пра
Заключение:
Просвещённый абсолютизм – это
государственная политика нескольких монархий Европы, примерно с 1740 по 1789
гг., использовавшая идеи Просвещения в целях совершенствования государственной
политики в условиях развития капиталистических отношений.
Для России, времён Екатерины II, с
1762 по 1796 гг., это выразилось в чисто теоретическом приобщении империатрицы
к ценностям эпохи Просвещения.
На практике это проявилось как
закрепление сословной постфеодальной иерархии, как обретение определённых прав
и свобод – свободными гражданами, к коим относились дворяне, чиновники,
горожане разных разрядов и духовенство.
Суд, как и все государственные
структуры, носил также сословный характер.
В целом,реформаторская деятельность
империатрицы Екатерины Великой имела значение как усовершенствование
социально-классовой структуры общества, в коей преимущественные права и свободы
имели исключительно дворяне, владевшие как недрами России, так и крепостными
«душами».
Губернская реформа значительно
усовершенствовала жизнь губерний и городов, с точки зрения внедрения сословной
политики.
Вместе с тем, в России сохранялись
остатки феодализма, особенно в социально-экономической сфере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ II
1.1
Понятие и сущность политики «Просвещённого
абсолютизма»
Просвещённый абсолютизм – это
политика, осуществляемая в XVIII в нескольких Европейских монархических
государствах.
Её содержанием было либо уничтожение,
либо преобразование «сверху» устаревших феодальных порядков.
Европейские монархи, осуществляя эту
политику, представляли собственное правление как союз королей и философов.
Хронологические рамки Просвещённого
абсолютизма – это — 1740 — 1789 гг., от момента вступления на престол прусского
короля Фридриха II до Великой французской революции.
Генератором идеологии «Просвещённого
абсолютизма» есть Т. Гоббс (1588-1679).
Эта идеология и
социально-политическая позиция заключается в идее светского государства, в
котором абсолютизм концентрируется в государственной власти.
Просвещённый абсолютизм определил
новое понимание государства – оно имело все права на государственную власть,
пользуясь всеми правами и обязанностями.
Это понимание государства и его
власти было выражением методологического ограничения абсолютной монаршей власти.
Этот феномен – ограничение абсолютной
монаршьей власти – способствовал проведению в ряде отдельных европейских
государств реформ, вкупе со стремлением монархов Европы презентовать обществу
значение разумного монаршьего правления для государственной пользы, декларативно
провозгласить направление к заботе об общем благоденствии.
Просвещённый абсолютизм понимался как
социальное реформирование в качестве прерогативы абсолютного монаршьего
правления.
Вольтер (1694-1778), параллельно с
изысканиями школы физиократов (Кене, Мерсье-де-ла-Ривьер, Тюрго), создали
теоретическую базу Просвещённого абсолютизма.
В данном историческом контексте
следует акцентировать на том, что имеются
в виду абсолютные монархии, возникшие в
отдельных государствах Западной Европы.
Особенностью их деятельности
(монархий) есть то, что в это время значительно редицируется
политико-экономическое влияние традиционной земельной аристократии.
В это время в Европе возникает
ситуация некоего паритета, в рамках которого развивающиеся буржуазные отношения
ещё окончательно не созрели; в свою очередь, отживающие в традиционном смысле феодальные
отношения уже не были господствующими.
Именно этой ситуацией воспользовались
отдельные европейские монархи.
Особенностью абсолютизма в России было то, что он опирался, в большей
степени, чем в государствах Европы, на дворянство.
С экономической точки зрения, главной
причиной трансформации абсолютизма в России были определённые подвижки,
связанные с развитием мануфактурного производства и рыночно-торговых отношений.
Также принципиальной особенностью
российского абсолютизма было сохранение традиционных аграрных отношений.