Курсовая теория на тему Власть и бизнес — трансформация отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА
И БИЗНЕСА.. 6
1.1. Государство и группы интересов
бизнеса: концепции и модели. 6
1.2. Взаимосвязь политики и экономики. 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ
ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В РОССИИ.. 12
2.1. Интересы
бизнеса в России. 12
2.2. Лоббизм как
технология воздействия бизнеса на власть. 17
2.3. Трансформация
отношений власти и бизнеса в регионах России. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 30
Введение:
Основой взаимоотношений государства и бизнеса являются
экономические отношения, поскольку как бизнес не может существовать отдельно от
государства, так и государство тесно взаимодействует с бизнесом.
Государство выступает в роли регулятора, определяющего
законы, нормы и правила функционирования хозяйствующих субъектов. Бизнес за счет
своих ресурсов и своего потенциала обеспечивает реализацию части государственных
функций в социуме. Без взаимодействия власти и бизнеса реализация данных функций
представляется невозможной, поскольку для данной деятельности необходимы благоприятные
внешние условия, которые могут быть созданы только государством.
Изучению
теоретико-методологических аспектов взаимодействия государства и бизнеса посвящено
достаточно много трудов российских и зарубежных авторов.
В
основе современных теорий моделирования и изучения изменений социально-экономических
и политических институтов общества лежат исследования П. Бурдье [5], М. Олсона [16],
К. Поланьи [17], С. Хантингтона [19] и других. В работах этих ученых заложены методологические
основы анализа институциональных изменений, влияния социально-политических факторов
на социально-экономические изменения. Данные методологические подходы обуславливают
не только теоретическую направленность в изучении отношений бизнеса и государственных
структур.
Системный
подход к изучению взаимодействия государства и бизнеса представлен в трудах П. Лумана
[14] и Т. Парсонса [25], которые рассматривали власть как некий регулятор социальных
систем, оказывающий на них коммуникативное воздействие. По Т. Парсонсу, индивиды,
образуя коллективы, берут на себя определенные обязательства, которые могут полностью
или частично не соответствовать их интересам, но их исполнение является очевидным,
необходимым и обязательным для всех членов коллектива.
Среди
российских политологов, социологов и экономистов можно выделить труды Дориной Е.А.
[7], Киселя К.Ю. [11], Чириковой А.Е., Ледяева В.Г. [20], в которых представлены
и описаны теоретико-методологические проблемы взаимодействия бизнеса и государства
и предложены теоретические модели данного взаимодействия. Среди исследований, посвященных
проблемам формирования и развития государственных механизмов поддержки бизнеса в
условиях кризиса, а также особенностям поведения хозяйствующих субъектов в период
кризиса, следует отметить работы Полякова Л.В., Вдовина И.А., Груздева В.С., Прохоровой
А.А., Шохина А.Н. [4] и других.
К
числу зарубежных исследователей, изучающих проблемы взаимодействия бизнеса и власти,
институционализации данного процесса, лоббирования интересов крупных корпораций,
следует отнести работы Бемхагена П. [22], Боуэна П. [23], Лейпхарта А. [13], Лембруха
Дж. [24], Шмиттера Ф. [21], Шумпетера Й. [26] и других.
Проблемы
развития государственно-частного партнерства (ГЧП), формы, модели и механизмы реализации
проектов в данном контексте, региональные аспекты ГЧП рассмотрены в трудах Варнавского
В.Г. [6], Гусевой М.С., Житяевой Е.С. [9], Емельянова Ю.С. [8], Кочетковой С.А.
[12] и других.
Несмотря
на всестороннее изучение теоретико-методологических аспектов взаимодействия государства
и бизнеса, исследовательский интерес представляет региональный уровень данного взаимодействия,
который является недостаточно глубоко изученным.
Исходя из сказанного выше была определена цель курсовой
работы – исследовать трансформацию бизнеса и власти в России на региональном
уровне.
Объект исследования – взаимодействие бизнеса и
власти.
Предмет исследования – механизмы взаимодействия
бизнеса и власти.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть концепции и модели взаимодействия государства
и групп интересов бизнеса;
— раскрыть взаимосвязь политики и экономики;
— изучить интересы бизнеса в России;
— оценить лоббизм как технологию воздействия бизнеса
на власть;
— раскрыть вопросы трансформации отношений власти и бизнеса
в регионах России.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой
работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных
источников и приложениями.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие
основные выводы:
1. Изучение теоретико-методических аспектов взаимодействия
бизнеса и власти носит основополагающий характер, позволяющий в дальнейшем детально
анализировать особенности данного взаимодействия, выявлять факторы, влияющие на
него, идентифицировать проблемы, а в дальнейшем разрабатывать рекомендации по его
совершенствованию.
2. В настоящее время существует достаточно много моделей
взаимодействия бизнеса и власти. В данной статье предложена матрица, синтезирующая
в себе несколько подходов к выделению моделей взаимодействия бизнес-структур и власти,
в зависимости от их силы и (или) слабости.
3. Особенности взаимодействия между бизнесом и властными
структурами определяются большим спектром факторов, к числу которых следует отнести
как социально-экономическое развитие региона, так и стиль управления.
4. В кризисные периоды модель взаимодействия бизнеса
и власти может меняться, обнаруживая новые пути и технологии решения социально-экономических
проблем общества.
Заявленная тема исследования требует дальнейшего изучения,
особенно в контексте социальной политики государства и развития социально ответственного
бизнеса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ
ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
1.1. Государство
и группы интересов бизнеса: концепции и модели Основой
взаимодействия государства и бизнеса выступают экономические отношения. Основной
целью бизнеса является систематическое получение прибыли и ее максимизация. Но это
не единственная функция предпринимательства. Стремясь к увеличению прибыли, бизнес
реализует еще и социально значимые функции, которые пересекаются и с функциями государства,
то есть значительная доля предпринимателей ориентированы не только на свои интересы,
но и на интересы всего общества.
Следует
отметить, что взаимодействие государства и бизнеса строится на основе баланса интересов,
то есть в данном случае речь идет об отсутствии необходимости тотального контроля
за бизнесом со стороны государства.
Среди
основных принципов взаимодействия государства и бизнеса можно выделить следующие:
·
баланс интересов государства и бизнеса;
·
демократизация взаимоотношений государства и бизнеса, проявляемая в прозрачности
принимаемых управленческих решений;
·
открытость власти и бизнеса перед социумом;
·
стандартизация и информатизация взаимоотношений власти и бизнеса;
·
пространственно-временная стабильность взаимодействия государства и бизнеса;
·
ориентация и мотивация на построение взаимодействия между государством и бизнесом;
·
направленность на достижение экономического роста и социального развития;
·
ориентация на борьбу с коррупцией;
·
партнерские взаимоотношения между государством и предпринимательством;
·
сбалансированное воздействие рыночных и государственных механизмов на развитие экономических
и социальных систем и отношений;
·
создание и развитие новой образовательной среды для подготовки предпринимателей
[3].