Курсовая теория на тему Вклад российских ученых в развитие физиологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ
ФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ 4
1.1 Зарождение физиологии как науки в
России. 4
1.2 Значение достижений российской
физиологии в развитии мировой физиологии 7
ГЛАВА II НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЁНЫХ, ВНЕСШИХ
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ.. 10
2.1
Деятельность и научное наследие И.М. Сеченова. 10
2.2 Вклад
И.П. Павлова в развитие физиологии. 13
2.3 В.М.
Бехтерев и его исследования в области физиологии. 15
2.4
Физиологическое наследие Пирогова. 17
2.5 Вклад в
физиологию Н.А. Бернштейна. 20
2.6. Вклад
в физиологию Филомафитского А.М. 22
2.7. Вклад
в физиологию Ильи Мечникова. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Наука физиология
занимается изучением организма в целом и деятельностью его отдельных систем в
частности. Физиологические познания очень важны в работе врача, поскольку она
дает представление о функциях и методах работы всех органов тела. Кроме этого
физиология, являясь наукой о деятельности организма дает советы и рекомендации
в вопросах приспособления человеческого организма к различным условиям, в том
числе и экстремальным, обеспечивая максимально приближенную к норме
жизнедеятельность всех систем.
Физиология человека как
наука о жизнедеятельности здорового человека и функциях его составных частей –
клеток, тканей, органов и систем, зародилась в XVII столетии. Основоположником
физиологии как самостоятельной отрасли знаний является английский ученый Уильям
Гарвей, который в результате многолетних наблюдений и экспериментов создал
учение о кровообращении.[1]
В XVII в. ученые
проводили целый ряд исследований по физиологии мышц, дыхания, обмена веществ.
Но полученные экспериментальные данные объяснялись в то время с позиций
анатомии, химии и физики.
В XVIII в. возникло
учение о «животном электричестве», открытое итальянским ученым Л. Гальвани.
Дальнейшее развитие получает принцип рефлекторной деятельности (И. Прохаска,
1749-1820).
Первое учебное пособие по
физиологии было опубликовано немецким ученым А. Галлером в середине XVIII в.[2]
Цель работы –
проанализировать историю развития физиологии в России.
Для достижения цели нам
следует решить определенные задачи.
1)Рассмотреть процесс
зарождения физиологии в России
2)Проанализировать
значение российской физиологии ее вклад в физиологию мировую.
3)Изучить деятельность
выдающихся отечественных физиологов, выявить их вклад в развитие физиологии в
России и мире.
Актуальность работы
заключается в том, что физиология является основной наукой для понимания
процессов, которые происходят в живом организме. Без знания физиологии
невозможно качественное лечение пациентов. Кроме того, в процессе подготовки
данной работы нами был выявлен тот факт, что отсутствуют крупные работы общей
направленности, посвященные историческому анализу развития отечественной
физиологии.[3]
При написании работы нами
применялся описательный метод.
Предмет работы – развитие
российской физиологии.
Объект работы – вклад
российских ученых – физиологов в мировую науку.
Временные рамки
исследования 18 – 20вв.[4]
Для написания работ нами
применялись источники и литература, соответствующие целям и задачам работы.
В корпусе источников мы
использовали сами работы физиологов, о которых упоминается в работе.
Корпус литературы
представлен несколькими типами работ. Здесь присутствуют учебные пособия, в
которых кратко и ясно излагается материал по определенным направлениям. Также
можно выделить и статьи ученых, которые посвящены разбору достижений того или
иного ученого. [1] Самойлов В.О. История российской
медицины. М.; 2017. С 125 [2] Данилова Н.Н. Крылова А.Л.
Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — С 56 [3]
Сорокина Т.С. История медицины. М.: Academia 2018. т.1. С 10 [4]
Самойлов В.О. История российской медицины. М.; 2017. С 13
Заключение:
Ознакомившись с
источниками и литературой по проблематике работы, мы смогли прийти к следующим
выводам.
Возникновение физиологии
произошло в древности в связи с потребностями медицины, лучшие представители
которой отчетливо понимали, что помочь больному можно лишь зная об устройстве
тела и отправлений его органов. Дошедшие до нас сочинения мыслителей и врачей
Китая, Индии, Греции, Рима свидетельствуют о том, что еще в глубокой древности
производили вскрытие трупов и вели некоторые физиологические наблюдения, в
результате чего уже тогда были собраны отдельные сведения о строении тела
человека и животных и о происходящих в организме явлениях.[1]
Однако нередко эти
представления оказывались ошибочными в связи с тем, что они основывались не на
точных наблюдениях и экспериментах, а на отвлеченных умозаключениях и догадках.
Определенным этапом в развитии физиологических представлений явилось
использование вивисекционных приемов, начало которым было положено Клавдием
Галеном (ок. 130 — ок. 200) — классиком античной медицины, римским врачом и
естествоиспытателем. Именно Гален впервые в истории ввел в практику медицины
эксперимент, что явилось причиной считать его одним из предшественников
экспериментальной физиологии. Его эксперименты послужили основой для теорий,
которые без каких—либо существенных изменений просуществовали почти
четырнадцать веков.[2]
Зарождение физиологии как
науки, которая изучает происходящие в организме процессы и объединяет их на основе
наблюдений и экспериментов.
Таким образом, по первой
главе мы можем сделать следующие выводы. Становление физиологии как науки
являлось долгим процессом. В течение длительного промежутка времени ее не
выделяли в качестве отдельной научной дисциплины, а следовательно, и не велись
специфические исследования, которые были бы посвящены проблемам физиологии.
Однако, по мере накопления опыта человечества в медицине ситуация стала
меняться и к восемнадцатому столетию стало ясно, что физиология является
отдельной отраслью медицины.
Благодаря физиологии
возобладал материалистический подход на человеческий организм. Ранее многие
неясные врачам явления объяснялись с метафизической стороны, однако опыты врачей
– физиологов, которые проводились на животных и птицах, убедительно доказали
естественное происхождение данных явлений.[3]
Активно развивалась
физиология со второй половины девятнадцатого столетия. Это связано как с
секуляризацией сознания и накоплением медицинского опыта, так и с развитием
физиологической национальной школы в России. Русские ученые физиологи сделали
ряд фундаментальных открытий, внеся тем самым значимый вклад в мировую
физиологию.
Таким образом, по второй
главе мы можем сделать следующие выводы. Физиология в России развивалась бурно,
не отставая, но порой и обгоняя мировую. Доказательством этому заявлению могут
послужить достижения русских ученых.
Сеченов – впервые стал
применять в работе оптические приборы. Узнал состав крови и определил роль
эритроцитов. Является основоположником научной организации труда на основе
гигиены. Окончательно объяснил нервную деятельность исключительно материальными
воздействиями, сделав ненужной теорию души.[4]
Павлов сформулировал три
важнейших принципа в физиологии.
Первый принцип звучал
таким образом – организм является единым целым, которое состоит из множества
различных систем и имеет способность к саморегуляции.
Второй принцип Павлова –
организм и внешняя среда находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом.
Для того, чтобы выжить, организм вынужден адаптироваться пол условия окружающей
среды.
Третий принцип – связь
организма и внешней среды происходит при помощи рефлексов. Учёный подразделял
рефлексы на два типа – условные и безусловные.[5]
Вот вклад, который был
сделан Пироговым в медицину.
Наркоз. До Пирогова
наркоз не применялся. Пациент в процессе операции часто умирал от болевого
шока. Незадолго до Пирогова доктора пытались использовать эфир, но не знали
дозировку. В результате пациент либо просыпался на операции, либо умирал от
передозировки эфира. Вклад Пирогова в том, что он соорудил специальную маску, с
помощью которой можно было дозировать эфир в процессе операции, а также в том,
что он подобрал состав эфира.
Гипс. Обыкновенно
сломанные кости лечили повязками, либо просто запрещали пострадавшему
двигаться. Вариантов исхода было ровно два – либо кость срасталась неправильно,
либо не срасталась вовсе. Это приводило к нагноению и ампутации конечности.
Пирогову пришла идея использовать бинты, смоченные гипсом после посещения
скульптурной мастерской.[6]
Использование медсестёр.
Николай Иванович был первым, кто использовал медсестёр для помощи врачу. До
этого врач сам делал все процедуры – снимал одежду с раненых, мыл их,
накладывал повязки и так далее. Пирогов посчитал, что простейшие операции
следует доверить медсестрам, а врач должен только оперировать. Благодаря такому
простому решению увеличилась скорость и качество операций.
Антисептика. До работ
Николая Ивановича доктора зачастую не мыли руки и не использовали
обеззараживающие вещества при работе с больными. Операции также проводились в
повседневной одежде и грязными инструментами. Это приводило к сепсису и высокой смертности среди пациентов. Пирогов
был первым, кто начал мыть руки и применять простейшие меры дезинфекции при
операциях.
Бернштейн изучал
двигательную активность организма, биомеханику движений. Он выяснял, каким
образом нервная система и мозг управляют движениями тела, разработал метод
циклограммометрии, позволявший с высокой точностью фиксировать биомеханические
параметры движений, и обнаружены закономерности в их осуществлении. Доктор
своими экспериментами и трудами смог доказать, что осмысленные движения,
которые использует человек в своей деятельности регулируются не рефлексами,
которые, как полагал Павлов, являются раз и навсегда созданными схемами в
человеческом мозгу, а при помощи создания каждый раз индивидуальной траектории
нервных связей для каждого индивидуального движения.[7]
Филомафитский разработал
учебник по физиологии, разработал методику переливания крови, выявил влияние
обмена веществ на температуру организма. Первым из русских ученых применил
микроскоп.[8]
Мечников является
создателем теории фагоцитарного иммунитета живых существ.
Бехтерев изучал гипноз,
влияние коллектива а психическое развитие человека, впервые изучил ядро
головного мозга. Врач сделал немало открытий в области анатомии и физиологии. [1] Сорокина Т.С. Лекции по истории
физиологии в России (XIX —первая треть ХХ века). М.: РУДН; 2019. С 21 [2] Там же. С 25 [3] Г. Гезер, Основы истории медицины,
Казань, 2001г. С 79 [4] Батуев А.С., Соколова Л.В. К
учению Сеченова о механизмах восприятия пространства.//Иван Михайлович Сеченов
(К 150 летию со дня рождения) — М.:Наука, 2017. С 118 [5] Лекции о работе больших полушарий
головного мозга / И. П. Павлов; Ред. и статья "Учение И. П. Павлова о
высшей нервной деятельности",. — Москва : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад.
наук СССР, 1949 (Ленинград).С 281 [6] Пирогов Н.И. Севастопольские
письма и вспоминания, М. Изд. Академии наук РФ, 2016г. С 315 [7] Фейгенберг И. М. Николай Бернштейн
: От рефлекса к модели будущего. — Москва : Смысл, 2014. С 153 [8] Филомафитский А.М. Физиология,
изданная для руководства своих слушателей. М.; 1836. С 71
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ
1.1
Зарождение физиологии как науки в России
Опытный (или
экспериментальный) метод физиологического исследования переживал свое развитие
в России с конца восемнадцатого века. Но отдельных кафедр физиологии не имелось
вплоть до середины девятнадцатого столетия, и обучение будущих врачей основам физиологии
всё восемнадцатое столетие в России и за границей велось совместно с другими медицинскими
дисциплинами (анатомией,терапией и судебной медициной).
История сохранила
для потомков точную дату, когда физиология стала отдельной учебной дисциплиной
в России. Сохранился указ от 31 марта 1738 г. В тот день в академической
гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук (учрежденной Петром I в 1724 г.)
появился циркуляр об учебных занятиях, где было приказано "… профессору
Вейбрехту физиологию …публично читать".[1]
Такое решение
было вызвано интересом самих учащихся, "которые к слушанию профессорских
лекций немалую способность имеют". Таким образом, при помощи этого указа физиология
стала считаться одной из дисциплин академической гимназии, такой как, к примеру
математика, история или латынь.
29 сентября
1791 г. Екатерина Алексеевна наделила Императорский Московский университет
правом присуждать степень доктора медицины студентам, которые оканчивали
медицинский факультет. [2]
Первая
такая защита состоялась 3 года спустя — 29 марта 1794 г., когда выпускник
медицинского факультета, Фома Иванович Барсук-Моисеев (Ф. Мойза; 1768—1811)
представил на заседании Конференции ИМУ [1] Сорокина Т.С. История медицины.
М.: Academia 2018. т.1. С 54 [2] Там же. С 67