Курсовая теория на тему Византийская цивилизация проблема контитуитета
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМА КОНТИНУИТЕТА 6
1.1. Византийская модель цивилизационного развития 6
1.2. Проблемы континуитета между античной и византийской эпохами 10
ГЛАВА 2. РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА В ЭПОХУ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 13
2.1. Влияние Византийской цивилизации на цивилизацию Русского государства 13
2.2. Основные памятники права Византии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
В учебниках и книгах по всемирной истории и истории мировых цивилизаций нередко возникает некоторая прерывность в изложении материала. В действительности исторические события продолжали происходить примерно на одной и той же территории, но государственные образования, последовательно возникавшие на одной и той же территории, могли иметь самые разные названия.
Общая характеристика и источники права Византии в IV–VII вв. Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям.
Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.
Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой.
Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.
Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права.
Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов.
Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.
Существенным изменениям подвергалась экономическая, политическая, социальная и духовная жизнь, что позволяет говорить о возникновении альтернатив, различных вариантов исторического развития, о своеобразных цивилизационных перекрестках, перед которыми оказывались большие людские сообщества.
Благоприятные в природно-климатическом отношении, богатые людскими ресурсами территории, на которых располагались древнейшие цивилизации, служили объектом экспансии со стороны кочевых народов, а также усилившихся и пришедших в движение соседей.
На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.
Тысячелетняя цивилизация Византии занимает особое место в мировом цивилизационном процессе и заслуживает того, чтобы это было отмечено специально. Византийцы внесли огромный вклад в теорию, практику и правовое оформление международных отношений.
Именно в Константинополе был установлен порядок приема и отправления посольств, пышный церемониал приема иностранных послов в императорском дворце с вручением верительных грамот. Был сформулирован принцип неприкосновенности послов.
Обычной дипломатической практикой стало соблюдение процедур, церемоний, связанных с заключением и расторжением международных договоров, формуляры которых составлялись на двух языках. Именно поэтому в настоящее время вопросы о имеют большую актуальность.
Предметом исследования являются византийская цивилизация проблема контитуитета.
Целью исследования является углубленное и всестороннее рассмотрение византийской цивилизации и ее мирового наследия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить Византийскую модель цивилизационного развития;
2. исследовать юридическую сущность наследия и влияния Византии на цивилизацию Руси;
3. изучить проблемы континуитета византийской эпохи;
4. проанализировать концепцию континуитета византийского города.
В ходе исследования были использованы всеобщие, общенаучные (в том числе системный, логический, исторический) и частноправовые методы познания (формально-юридический и др.). Материалом исследования являются нормативные правовые акты, научные статьи и другая научная литература.
Заключение:
Тысячелетняя цивилизация Византии занимает особое место в мировом цивилизационном процессе и имеет особую актуальность в современном праве. Византийцы внесли огромный вклад в теорию, практику и правовое оформление международных отношений.
Византийское право являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнении лишь с византийским искусством и архитектурой. В Византии значительно дольше и более глубоко, чем на Западе, сказывалось влияние римской юридической традиции. В отличие от большинства государств средневековой Европы в Византии сохранялось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю территорию Империи законодательство.
От периода византийской истории с конца VII до середины IX в. осталось мало источников. Почти полностью отсутствуют акты и подлинные документы. Однако было бы неверным и преувеличенным считать, что ученых юристов в VII в. вообще не было. Дошедшие до нашего времени императорские конституции VII в. и позднейшая судебная реформа, проведенная в первой четверти VIII в. комиссией, призванной императорской властью, доказывают это. Конечно, в сравнении с предшествующим периодом, оставившим «Свод гражданского права», следующие два столетия чрезвычайно бедны законодательными памятниками.
Этими немногочисленными источниками исчерпывается история византийского законодательства VII в. Действующим законодательством оставалось законодательство Юстиниана с теми немногими поправками, которые были внесены его преемниками.
Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым римским правом.
Проблемы континуитета между античной и византийской эпохами в теоретическом плане отечественными специалистами почти не рассматривались. Итак, континуитет – это непрерывность существования и развития. Доказательством такого непрерывного существования являются памятники права Византийской цивилизации: Свод Юстиниана (кодификация Юстиниана) и Эклога 726 г.
Эклога 726 г. (или 741 г.) — первый официальный законодательный свод византийского права, созданный на основе систематизации Юстиниана.
Судьба Эклоги документа эпохи иконоборчества и «правового новаторства» — сложилась весьма непросто. Несмотря на то что впоследствии с преодолением иконоборческой ереси Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена, она не была полностью предана забвению.
Благодаря высокому уровню юридической техники, детальной разработке отдельных правовых институтов, Эклога оказала влияние на содержание более поздних официальных документов византийского права, таких как Василики, Исагога (Эпанагога), Прохирон и др.
Отдельные положения Эклоги были известны и славянским народам, в сильно переработанном виде они вошли в состав «Закона Судного людем» и так называемых «Кормчих книг».
Таким образом, Эклога 726 г. представляет собой весьма своеобразный правовой документ, содержащий в себе как традиционные нормы постклассического римского права, так и специфические новые, не характерные для систематизации Юстиниана правовые принципы и институты, возникшие под влиянием христианства и прав восточных провинций. В своей совокупности они лежат в основе самобытной правовой культуры Византии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМА КОНТИНУИТЕТА
1.1. Византийская модель цивилизационного развития
Своеобразие Византийской цивилизации, как уже говорилось, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира.
Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом.
Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.
На Западе варвары, находившиеся на уровне последних стадий первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальных. Такой путь становления феодализма получил название синтезного.
В Византии становление феодальных порядков до VII в. осуществлялось бессинтезным путем. Синтезное развитие феодализма началось в VII-IX вв. В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальная собственность, однако византийский феодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Государство держало владения феодала (и его самого) под своим надзором. Оно контролировало количество земли, которой владел феодал, число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю. Само государство было собственником огромного числа земель.
Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. Но в то же время феодализм в Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.
Во-первых, Романия (как по-другому называли Византию) стала мощным мостом между античной и феодальной эпохами. Благодаря Византии не только была сохранена значительная часть античного культурного наследия, но и была подготовлена почва для нового осмысления античности в эпоху Ренессанса.
Нет такой сферы, в которой византийцы не использовали бы достижений своих предшественников. Экономическое и политическое устройство, ораторское и изобразительное искусство, внутрисемейные отношения и повседневный быт, – во всех сферах византийские греки были прилежными и достойными учениками греков античных. Так, в Византии были использованы античные принципы образования. Не случайно также и то, что Константинопольский университет был основан еще в 1045 г. и вполне может претендовать на историческое первенство в закладке основ современного высшего образования.
Во-вторых, на протяжении тысячи лет Византия выступала в качестве моста между различными цивилизациями. В силу географического, геополитического положения Константинополь (как позже и Стамбул) являлся для европейцев «окном в Азию», в мусульманский Восток, а для Востока служил «окном в Европу». В силу этого обстоятельства византийская цивилизация и культура носили по преимуществу экстравертный характер, были обращены вовне, мощно влияли на соседние народы.
Это предопределяло роль Византии как аккумулятора античных достижений и полигона для различных инноваций во многих сферах человеческого бытия. Византийские купцы, дипломаты, религиозные деятели, зодчие, художники, служа интересам империи, способствовали тому, чтобы Византия выполнила свою мировую миссию связующего звена между античным и новым временем.
Период своего расцвета Византия переживает в самом начале – это время правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) . Ему принадлежат многочисленные заслуги в истории Византии, например, благодаря завоевательным походам, осуществлявшимся в эпоху его правления, византийцам удалось ненадолго завоевать Италию и включить Рим в состав своей державы.
Однако эти территории быстро были потеряны. Арабские завоевания, которые начались в VII веке, свели территорию Византии к минимуму. Вся история Византийского государства – это история постепенного сокращения территорий, которая находилась под контролем византийских императоров.
Важный момент в истории Византии времен Юстиниана заключался в том, что им был создан свод гражданского права. Это настоящий свод законов, который действовал в Византии и в соседних государствах на протяжении многих веков.
1. Свод гражданского права Юстиниана состоял из нескольких частей:
2. «Институции» (инструкция о том, как пользоваться этим сводом).
3. «Кодекс» (законы императоров, правивших в Риме и в Византии во II–VI вв., т. е. предшественников Юстиниана).
4. «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов).
5. «Новеллы» (законы, составленные самим Юстинианом).
Смысл этого свода законов Юстиниана заключался в том, что он предопределил характеристики существования государства в Византии, а также в западных европейских странах и в России. Именно в этом своде гражданского права было закреплено положение о верховной и неограниченной власти императора.
Конечно же, речь шла не об абсолютной монархии, но об очень сильной императорской власти и возможности императора вмешиваться в любые социальные, экономические и политические процессы на территории подвластного ему государства. В этом своде законов был закреплен момент, связывающий императорскую власть и православную церковь. Слияние церкви и государства в целом стало характерной чертой европейского Средневековья именно под влиянием тех текстов, которые были созданы византийским императором в середине VI века.
В самом начале эпохи правления Юстиниана произошло восстание Ника, когда социальные низы подняли бунт в Константинополе в 532 году. Проходили восстания и на окраинах империи Юстиниана. В VI–VII веках с севера границы Византии начинают тревожить славяне. Наиболее серьезная угроза пришла в 637 году, когда на южных рубежах Византии появились арабы. Они за считанные годы отняли у Византии огромные территории в восточном средиземноморье и в северной Африке. Византийская империя начиная с этого момента стала ограничиваться территорией Балканского полуострова и полуострова Малая Азия.
В 610–641 гг., когда арабы появляются на византийских границах, в государстве правил император Ираклий . Такое имя обусловлено тем, что он имел армянское происхождение. Именно он перевел всю документацию в Византии на греческий язык.
Делопроизводство стало вестись не на латыни, как раньше, а на греческом языке, понятном для большинства жителей Византии. Императорский титул он сменил на греческий по своему происхождению титул басилевс. Именно так мы называем византийских императоров, которые правили начиная с VI века и до последних годов существования Византии.