Курсовая теория на тему Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей младшего дошкольного возраста представление об архитектуре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АРХИТЕКТУРЕ 5
1.1 Характеристика понятия «Представление об архитектуре» 5
1.2 Особенности развития представлений об архитектуре у детей младшего дошкольного возраста 10
2 ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТУРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Виртуальные экскурсии в образовательном процессе ДОУ 15
2.2 Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий в группах младшего дошкольного возраста с целью развития представлений об архитектуре 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Бурное развитие современного общества показало необходимость уделения большего внимания патриотическому воспитанию детей, начиная с младшего дошкольного возраста, вместе с развитием у ребёнка самосознания. Составной частью патриотического воспитания детей является развитие у них представление об архитектуре, учитывая возраст, лучше всего это делать на примере архитектуры родного края.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время как никогда остро стоит проблема развития чувства патриотизма в России, которое будет носить устойчивый и твёрдый характер, если будет основываться на знаниях человека истории своей Родины, природы родной страны и архитектуры, в соответствии с которой построены города Отчизны. Но изучение Родины, её истории, природы, архитектуры должно начинаться с родного края и с самого раннего возраста, сразу, как только ребёнок становится к этому готов. Безусловно, ребёнку в этом возрасте ещё сложно понять базирующиеся на сложных математических расчётах особенности строительства зданий и сооружений, тем не менее, он уже становится готов к пониманию общих концепций в области архитектуры во всех её областях, а также способен к пониманию эстетической составляющей в памятниках архитектуры, что, безусловно, необходимо использовать и способствовать развитию ребёнка в этой области.
С практической точки зрения, в настоящее время представлено достаточно большое количество авторов, которые посвятили свои исследования проблеме развития у детей представлений об архитектуре, правда, как правило, это делается в контексте формирования у детей общих краеведческих представлений. В качестве примера можно привести таких авторов, как Г.Н. Абросимову с «Патриотическим воспитанием дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрову с «Знакомим дошкольников с родным городом», Л.В. Коломийченко с «Дорогою добра», Н.Г. Комратову и Л.Ф. Грибову с «Патриотическим воспитанием детей 4-6 и 6-7 лет», Л.А. Кондрыкину с «С чего начинается Родина», М.Д. Махнееву с «Нравственно-патриотическим воспитанием дошкольников».
Цель исследования – выявить особенности проведения занятий с детьми младшего школьного возраста в формате виртуальных экскурсий с целью развития у них представлений об архитектуре.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности развития архитектуры, в соответствии с чем дать определение понятию «Представление об архитектуре».
2. Сформулировать особенности развития представлений об архитектуре у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с физическими и психическими возможностями.
3. Определить возможности использования виртуальных экскурсий в рамках педагогического процесса, протекающего в дошкольных образовательных учреждениях.
4. Сформулировать особенности организации и проведения виртуальных экскурсий в дошкольных образовательных учреждениях в группах младшего дошкольного возраста с целью развития у детей представлений об архитектуре.
Объект исследования – формирование представлений об архитектуре у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – виртуальная экскурсия, как средство формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений об архитектуре.
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, в процессе проведения исследования мы выяснили, что виртуальные экскурсии, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, являются сложными педагогическими мероприятиями, сочетающие в себе разные педагогические методы. По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Архитектура, наряду с живописью и скульптурой, является одним из основных изобразительных искусств и имеет характерные только для неё художественные средства, к числу которых можно отнести композицию и пропорциональность, архитектурный и ландшафтный дизайн, а также сочетание архитектуры с другими видами изобразительного искусства, в том числе с скульптурой, живописью, витражами и мозаикой. Архитектура, как изобразительное искусство и как научное знание, имеет несколько напралвений, среди которых можно выделить архитектуру объёмных изображений, ландшафтную архитектуру и градостроительство. Если зачатки таких изобразительных искусств, как живопись и скульптура встречаются у людей ещё со времён неолита, то архитектура – достаточно молодой вид изобразительного искусства, появившийся лишь вместе с появлением первых цивилизаций. Если говорить о привязке архитектурной мысли к цивилизациям, то самой древней является древнеегипетская архитектура, сформировавшаяся вместе с поднявшейся цивилизацией Древнего Египта, являвшаяся довольно самобытной, и оказавшей напрямую или опосредовано сильное влияние на всё последующую архитектурную мысль. Чуть позже сформировалась архитектура Древнего Шумера и уже значительно позже – древнегреческая архитектура. Все эти архитектуры объединяет преобладание зданий оккультной направленности. Зародившаяся примерно в то же время древнеримская архитектура носила более практико-ориентированный характер, где большое внимание уделялось не только оккультным сооружениям, но и гражданским объектам. Все эти виды архитектур испытали сильное взаимное влияние в эллинистический период развития средиземноморских цивилизаций. Средневековая Европа в основе своей унаследовала древнеримский архитектурный стиль, который в имеющихся условиях получал дальнейшее развитие. Однако, только с наступлением Нового Времени в архитектуре стали вновь уделять большое внимание архитектурным объектам гражданского назначения, вернулись из небытия римские архитектурные каноны, а затем архитектурная мысль получила дальнейшее развитие, что привело к появлению к настоящему времени нескольких архитектурных стилей, ставящих во главу угла практическую целесообразность.
2. В настоящее время преобладают исследования, которые рассматривают развитие у детей представлений об архитектуре в рамках более общих представлений о родном крае, которые, в свою очередь становятся основой для формирования у детей чувства патриотизма. Безусловно, это важная и необходимая для изучения тема, однако, необходимо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста ещё находятся в стадии интенсивного психофизиологического развития, и, соответственно, в данном случае требуется другая система принципов, нежели используется в школьном обучении. Подобную систему принципов предложила Н.В. Алёшина, и она включает в себя принципы историзма и гуманизации, дифференциации и интегративности.
3. Экскурсия – понятие, появившееся в русском языке лишь в XIX-м в., однако, в качестве военного термина, современное значение данное слово получило лишь в XX-м веке. Принято выделять большое количество различных видов экскурсий, в соответствии с разными признаками, однако общим для всех экскурсий является необходимость пространственного перемещения экскурсантов на более или менее большие расстояния, что при всех положительных моментах экскурсий является очень существенным недостатком применительно к детям младшего дошкольного возраста. Однако, решением проблемы стало проведение виртуальных экскурсий, которые предполагают изучение интересующих объектов при помощи виртуальных технологий.
4. Данное технологическое решение существенно упрощает реализацию педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях при развитии у детей представлений об архитектуре. В качестве технических и программных средств, привлекаемых в настоящее время с целью проведения виртуальных экскурсий, можно выделить компьютерную технику, программы проведения презентаций, программы просмотра видеоконтента, программы онлайн-карт, а также программы 3d-моделирования. Также при проведении виртуальных экскурсий с детьми младшего дошкольного возраста используются не только демонстрация архитектурных сооружений, но и педагогические беседы и педагогические игры.
Фрагмент текста работы:
1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АРХИТЕКТУРЕ
1.1 Характеристика понятия «Представление об архитектуре»
В современном дошкольном образовании важное место занимает развитие у детей художественного и эстетического восприятия мира, посредством которого достигается как непосредственно художественное воспитание, так и патриотическое, социально-нравственное воспитание. Понимание основ прекрасного на доступном для детей уровне, а также знание шедевров в области музыки, рисования, скульптуры и, конечно же, зодчества, а также их авторов, прежде всего, отечественных, становится основой для формирования у детей чувства патриотизма. Среди изобразительных искусств, через которые осуществляется знакомство детей в дошкольных образовательных учреждениях с миром прекрасного, является архитектура, так как объекты архитектуры, создаваемые зодчими, выполняя и сугубо практическую, материальную, и нравственную, эстетическую, духовную функции, являют собой примеры образно-художественной организации пространства через дома самого различного назначения родных для детей городов и поселений [7, с. 318].
Архитектура, как вид изобразительного искусства, применяет при создании объектов прекрасного такие характерные только для неё художественные средства, как:
— композиция, которая выражается через симметрию и асимметрию, цвет, ритм;
— пропорции в здании в целом и отдельных его частях;
— архитектурный дизайн, как художественное сочетание комплекса зданий;
— ландшафтный дизайн, как сочетание архитектурных сооружений и окружающей местности, а также вписываемость архитектурного комплекса в природный ландшафт;
— дополнение непосредственно зданий такими украшениями, как живопись, мозаика и скульптура.
Соответственно, архитектура, как пространственно-ориентированное изобразительное искусство, можно рассматривать, как сочетание нескольких видов, среди которых можно выделить [21, с. 126]:
— архитектуру объёмных сооружений, которая специализируется на проектировании и строительстве жилых и промышленных, а также общественных зданий;
— ландшафтная архитектура – это направление, где главной задачей является разработка и претворение в жизнь садово-парковых зон различных масштабов и назначения;
— и, наконец, градостроительство, специализацией которого являются такие масштабные проекты, как формирование внешнего вида кварталов (то есть, проектирование и реконструкция жилых и других комплексов), а также районов и городов в целом.
В процессе развития архитектуры, как изобразительного искусства под влиянием господствовавших трендов в различные эпохи, а также уровня развития науки и техники сформировались такие известные и в той или иной степени распространённые в настоящее время архитектурные стили, как: древнеегипетский стиль, готика, барокко, классицизм, ампир, рококо, модерн, неоклассицизм, арт-деко, хай-тек и так далее. Рассмотрим последовательно основные стили, применяемые в архитектуре.
Первой цивилизацией, применительно к которой можно говорить о существовании архитектурного стиля как культурного феномена в обществе, является Древний Египет [3, с. 22]. Начало формирования древнеегипетского стиля в архитектуре относят к 4-му тыс. до н.э., вместе с зарождением древнеегипетской цивилизации. На примере данного течения можно наглядно увидеть, что архитектура является отражением эпохи, в которой она создаётся и развивается. Древнеегипетская цивилизация была теократической, обусловившей проникновение религиозных мотивов во все сферы жизни общества, в том числе, в архитектуру. В частности, это выразилось в преобладании в строительстве монументальных сооружений, как храмов, посвящённых тем или иным богам, так зданий, предназначенных для фараонов, включая гробницы для них после их смерти. В целом, при всей монументальности сооружений древнеегипетского периода, их архитектура является довольно упрощённой. Другой особенностью древнеегипетской архитектуры является её стабильность на протяжении тысячелетий, хотя пристальное изучение позволяет выделить периоды в её формировании и развитии, обусловленные техническим прогрессом, эволюцией религиозных верований, сменой правящих элит, в том числе приходом в Древний Египет сначала нубийцев, а затем греков и римлян в эллинистический период развития Древнего Египта и древнеегипетской архитектуры.
Древнеегипетская архитектура, как часть культуры древнейшей среднеземноморской цивилизации, оказала огромное влияние на архитектуру эллинистического мира, как напрямую, так и опосредовано через ставшее набирать популярность христианство. Поэтому следы влияния древнеегипетского стиля можно сейчас увидеть во всех последующих архитектурных стилях. Отметим, что в подобном направлении развивалась архитектура Древнего Шумера и соседних с ним цивилизаций.
Хотя древнегреческая цивилизация сформировалась намного позднее древнеегипетской, а в большинстве полисов власть носила светский характер, тем не менее, там также храмы являлись высшим достижением местного зодчества как в самобытный, так и в эллинистический период развития архитектуры [6, с. 52]. Тем не менее, древнегреческие архитекторы уделяли большое внимание градостроительным аспектам, а также ландшафтному дизайну, в том числе проблеме гармонии зданий с окружающей природой.
В древнеримской цивилизации архитектура, воспринятая в значительной степени от этрусков, носила более практико-ориентированный характер, что выражалось в строительстве не только храмовых комплексов, но и большого количества зданий и сооружений общественной направленности. В последующий эллинистический период древнеримская архитектура испытала на себе влияние греческой и египетской цивилизации, что затем стало основой для развития архитектурной мысли в Средние Века.
С началом развития общества в каролингский период получила дальнейшее развитие и архитектура, что выразилось в появлении романики и готики. В эпоху романики, в условиях безграничного господства церкви в общественной жизни, основными сооружениями также становятся храмы, однако, следует отметить, что всё возрастающее значение приобретает художественное оформление строений скульптурами, фресками, мозаиками, витражами и иконами, которые становятся отдельными произведениями искусства. Все данные тенденции получили дальнейшее развитие в готическом стиле в архитектуре.
С Ренессансом связано повторное открытие европейцами римского наследия и его переосмысление, что выразилось в появлении в архитектуре одноимённого стиля, который затем трансформировался в барокко и классицизм [18, с. 17]. В эти эпохи стали строиться не только церковные сооружения, но и усадьбы и другие сооружения.
Наконец, в Новое время, как в Европе, так и в России, стали появляться новые стили, обусловленные увеличением количества возводимых сооружений различного назначения, среди которых можно выделить модерн, модернизм, конструктивизм, постмодернизм, хай-тек и деконструктивизм, имеющие в своей основе разную философию, но объединённые одной главной целью – повышение целесообразности возводимых сооружений.
Отдельно выделим древнерусский стиль в архитектуре, который формировался под влиянием распространённого на Руси деревянного зодчества. И даже при возведении каменных строений применялись инженерные решения, разработанные для деревянных построек. Также сохранялись и традиции художественного украшения домов и сооружений.