Курсовая теория на тему Виды словообразовательных единиц и группировок: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Словообразование как процесс образования новых слов 5
1.2 Словообразование как раздел лингвистики 8
1.3 Производное слово как главная единица словообразования 9
2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА 11
2.1 Понятие словообразовательного форманта 11
2.2 Производящая база как компонент производного слова 12
2.3 Понятие словообразовательной пары как комплексной единицы словообразования и основной единицы словообразовательного анализа 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Введение:
Актуальность исследования о значении термина не трудно догадаться, словообразование – это образование новых слов при помощи морфологических и неморфологических способов. Если разбирать более подробно, то определение термина будет выглядеть так: словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Словообразование – важный раздел для учителей начальных классов, воспитателей и врачей логопедов. Поэтому людям этой профессии обходимо знать структурные части слова, т. е. морфем, подбор однокоренных слов, а так же придумывание новых слов с приставками и суффиксами. Без этих знаний у специалиста не получится правильное формирование орфографических навыков и развития речи у учеников.
Раздел «Словообразование» тесно связан с «Морфологией», так как в процессе словообразования слово приобретает некий определенный морфологический статус.
Разделы «Словообразование» и «Морфемика» сохраняют самые тесные связи с таким разделом языка, как «Лексикология», т.к. изучают появление новых слов, связаны с новым значением.
«Словообразование» связано также с разделом «Фонетика». В процессе словообразования под влиянием различных фонетических законов могут происходить различные морфонологические процессы. Связь с фонетикой проявляется в том, что значение звукового состава слова помогает точнее разделить слово на морфемы.
«Словообразование» связано и со «Стилистикой». По словообразовательным средствам, можно определить, каким стилем написан данный текст.
Задачи «Словообразования»:
– установление словообразовательной семантики и структуры производных слов, классификация и описание их;
– определение и описание способов и моделей словопроизводства;
– выделение продуктивных и непродуктивных типов и моделей производства слов;
– описание и систематизация накопленных научных понятий.
Большой вклад в развитие русского языка внесли такие писатели-поэты как М. Ломоносов и А. Пушкин, они вводили в свои произведения новые формы слов и сочетания слов.
Словообразование характеризуется признаками: иерархичностью, структурностью, функциональностью, способностью к развитию.
Цель исследования: изучить виды словообразовательных единиц и группировок: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка.
Объект исследования: словообразовательные единицы.
Предмет исследования: процесс словообразования.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить словообразование как процесс образования новых слов;
2. Рассмотреть словообразование как раздел лингвистики;
3. Изучить производное слово как главная единица словообразования;
4. Рассмотреть понятие словообразовательного форманта;
5. Изучить производящую базу как компонент производного слова;
6. Проанализировать понятие словообразовательной пары как комплексной единицы словообразования и основной единицы словообразовательного анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 19 страниц. Количество литературных источников – 10.
Заключение:
Совокупность словообразовательных типов всех частей речи в их взаимосвязях и взаимодействии образует первую подсистему словообразования русского языка. Производные слова объединяются также по общности корня. Эти объединения составляют словообразовательные гнёзда. Каждое производное слово гнезда относится к определённому словообразовательному типу. Гнездо выступает как более высокая, чем словообразовательный тип, единица системы словообразования. В гнезде взаимодействуют словообразовательные типы разных частей речи.
Для каждой части речи характерна своя совокупность словообразовательных гнёзд, своя система гнёзд. Совокупность словообразовательных гнёзд всех частей речи в их взаимосвязи и взаимодействии составляет вторую подсистему русского словообразования. Обе подсистемы взаимосвязаны и лишь вместе образуют целостную систему словообразования русского языка. В одно целое их связывает словообразовательный тип, который лежит в основе всех единиц словообразовательного уровня языка. Подсистемы словообразования не являются двумя разными частями одного целого, а представляют систему в разных её сечениях, в двух разрезах.
Таким образом, в системе словообразования каждое производное слово находится в двойных парадигматических отношениях. С одной стороны, оно входит в ряд однокоренных слов (корневая общность), с другой – в ряд одноструктурных слов (аффиксальная общность). На уровне системы словообразовательные типы разных гнёзд образуют парадигматические ряды различной степени регулярности. Итак, в системной организации словообразования важную роль играет словообразовательный тип, который выступает как основная системообразующая единица, входит как структурный компонент во все более крупные единицы системы словообразования.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Словообразование как процесс образования новых слов
Современный русский язык пока он существует, будет пополняться новыми словами, новыми лексическими единицами, созданными путем словообразования. Если даже это и будут заимствованные слова, то русский человек переделает это слово под свой манер и стиль, так как ему будет удобнее это слово произносить и применять.
В лингвистической литературе присутствуют различные способы словообразования (Синхронические и диахронные), но я буду придерживаться классификации, которая делит все способы словообразования на морфемные и неморфемные.
Морфемные способы словообразования
Морфемные (или аффиксальные, или, в классификации В. В. Виноградова, морфологи¬ческие) способы словообразования характеризуются тем, что новые слова создаются на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов (т.е. с помощью морфем) [7, с. 143].
В зависимости от того, какой словообразовательный формант участвует в создании нового слова, различают следующие морфемные способы.
1. Суффиксальный способ – это производство нового слова путем прибавления к производя¬щей основе словообразовательного суффикса, например: учить-учитель; обед-обедать, грусть-грустный. Суффиксальный способ – основной способ словообразования. Этот способ охватывает все самостоятельные части речи, но особенно широко распространена при образовании существитель¬ных, прилагательных, наречий.
Процесс суффиксация может сопровождаться морфонологическими изменениями. В процессе словообразова¬ния происходит приспособление фонем в морфе к аффиксам, которые присоединяются к осно¬ве. Место соединения аффиксов называется морфемным швом. Именно там происходят фо¬нетические изменения, приводящие к изменениям морфемы. Разновидности морфонологических изменений следующие:
1. чередование морфем: волк-волчий (к//ч), друг-дружить (г//ж)
2. усечение основы: короткий-кротость
3. наложение морфем: розовый+-оват= розоватый
2. Префиксальный (приставочный) способ – образование нового слова путем прибавления к основе словообразовательного префикса, т.е. приставки. Префикс образует, новые слова только в одной и той же части речи, в отличие от суффикса, и употребляется в начале слова перед основой, например: готовить – под-готовить; автор – со-автор; опасный – без-опасный; что – ни-что; кто – ни-кто.
Наиболее распространена префиксация в сфере глагольного словообразования: читать зачитать, перечитать, вычитать, считать, отчитать, дочитать, недочитать, прочитать
3. Префиксально-суффиксальный способ – это образование нового слова путем добавления к основе префикса (приставки) и суффикса, например: границ(а) — за-гранич-н-ый; берег-при-бреж-н-ый; школа-при-школь-н-ый, верх-на-верх-у.
4. Постфиксальный способ – это образование нового слова путем прибавления к производящему слову постфикса. Постфикс – это словообразовательный суффикс, который стоит после окончания и словообразующего суффикса.
В русском языке различают глагольные ( -ся, -сь), местоименные ( -то, -либо, -нибудь). Например, шатать — шататься (т.е. «бродить»), трясти-трястись («бояться») – глагольный постфикс. Где-либо, что-то, кто-нибудь – это местоименный постфикс [1, с. 13].
5. Префиксально-постфиксальный способ – это когда новое слово образуется путем одновременного присоединения префикса и постфикса к производящему слову. В основном используется для образования новых глаголов, например: за-работать-ся, за-слушать-ся, за-читать-ся
6. Суффиксально-постфиксальный способ – это образование нового слова при помощи присоединения к основе суффикса и постфикса, например: толпа – толп-и-ть-ся. Используется только для образования глаголов.
7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ – это когда новое слово образуется при помощи присоединения префикса, суффикса и постфикса к основе, например: читать в-чит-ыва-т-ся, говорить пере-говарива-ть-ся. Используется только образования новых форм глагола.
8. Сложение – новое слово образуется в результате объединения двух или более производящих основ и слов [9, с. 324].
Основосложение. слова образуются на базе двух или более производящих основ с использованием интерфикса. Интерфикс – это фонема, которая соединяет основы и не несет никакого значения (о, е). Например: основосложение + префикс: у-мир-о-творить;
основосложение + префикс + суффикс: по-вс-е-днев-н-ый.
Аббревиация – распространенный метод словообразования для современного человека, потому что все хоть и кратко, но абсолютно понятно. Аббревиация различается на три подтипа:
1. Звуковая – сочетание начальных звуков: Забайкальский Государственный Университет – ЗабГУ, неопознанный летающий объект – НЛО, Детский Юношеский Центр – ДЮЦ
2. Слоговая – сочетание начальных частей слов, в виде сокращения основ, например: профсоюзный комитет – профком;
3. Смешанная – сочетание начальной части первого слова и второго слова: танцпол-танцевальный пол (танцевальная площадка), сберегательный банк-сбербанк, заработанная плата-зарплата.