Курсовая теория на тему Виды национальных интересов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» КАК
КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Развитие теории «национальных интересов»
1.2.Национальная безопасность как условие
реализации национальных интересов
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список
использованной литературы
Введение:
Современный мир характеризуется динамичными, противоречивыми и во многом
остроконфликтными процессами, явлениями
и событиями. Серьезным испытанием для мирового
сообщества в конце ХХ — начале ХХI века стал кризис международных отношений,
вызванный стремлением определенных участников мировой политики выстраивать
основанный на их гегемонии «новый
мировой порядок», предполагающий демократизацию мира по определенным стандартам
с использованием военно-силовых методов.
Состояние
и развитие современного мира свидетельствуют о том, что надежды на стабильность
международных взаимодействий после окончания «холодной войны» и распада
биполярной системы не оправдались, так как стремление большинства народов и
стран к многополярному миру, справедливым и равноправным международным
отношениям сталкивается с нежеланием основных мировых
держав и их ближайших соратников уступить свои лидирующие позиции
в мире, отказаться от навязывания своих ценностей и
норм жизни другим народам. Построение новой системы международных отношений
осложняется также неоднозначными последствиями получившей широкий размах и
усиливающейся глобализации. Она не только вызвала усиление взаимосвязи и
взаимозависимости государств, цивилизаций и социумов, но и породила
преувеличение степени их гомогенизации, неравномерность современной
геополитической и геоэкономической систем, обострила обеспокоенность многих
государств и народов за свою историко- культурную самобытность, целостность и
суверенитет. Все более очевидно сегодня и то, что в мире разворачивается новый
виток гонки вооружений. Наиболее развитые страны, опираясь на свое
технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на
разработку оборонительных и наступательных систем боевой техники и оружия
следующих поколений.
Складывающаяся после
глобальных трансформаций современная система международных отношений, как свидетельствуют события
последних лет, является во многом
потребительским по отношению к России. В этой системе сформировалось настороженное
отношение к нашей стране, стремление любой ценой уменьшить ее роль в мире и
влияние на мировые процессы, вытолкнуть ее на периферию мирового развития. Такое
отношение к России сейчас вызвано незаинтересованностью мирового сообщества в
России в качестве одной из ведущих мировых держав, активном и самостоятельном
субъекте международной жизни. В таких условиях восстановление авторитета России на международной арене приобрело особую актуальность для российского народа и
является одним из основных национальных интересов.
Объектом данного исследования выступают национальные интересы как одна из важнейших составляющих
национальной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования
являются внешняя политика Российской Федерации в области обеспечения и защиты
ее национальных интересов.
Целью данной
работы является исследование механизма реализации национальных интересов путем формирования
внутренней и внешней политики государства. Для достижения поставленной цели
представляется необходимым решить следующие задачи:
— изучить как развивалась с течением времени теория национальных
интересов;
— исследовать понятие «национальные интересы» и его отражение в системе
российского законодательства;
— изучить национальные интересы
как категорию в системе национальной безопасности;
—
изучить деятельность Министерства Иностранных
Дел в сфере обеспечения национальных
интересов Российской Федерации;
Источники и нормативно-правовая
база. Следует отметить, что данный тема не первый раз
затрагивается учеными как в российской научной и публицистической литературе,
так и зарубежной. Здесь выделяются такие ученые, как Зеленков М. Ю., Чернышев
Б. В., Лобанов А. В., Шаповалов А. А.,
Плешаков А. П., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г., Трухачев В.В.,
Цыганков П.А.[1]
Методология исследования. Для
достижения поставленной цели и решения задач в работе были использованы такие
методы исследования, как метод сравнительного анализа, метод системного
анализа, методы исторических, политических и юридических наук, а также
общенаучные методы исследования.
Теоретическая и практическая
значимость исследования. В работе проведен анализ проводимой органами государственной
власти внутренней и внешней политики в отношении представления и реализации
национальных интересов Российской Федерации, содержащих в себе как интересы
народа, так и интересы отдельно взятого гражданина. Структурирована
международная нормативно-правовая база в вопросах защиты государством своих
безопасности и стабильности. Проанализирована современная национальная политика
Российской Федерации.
Использованный
опыт может быть использован для улучшения связей Российской Федерации и
зарубежными государствами и ее утверждения в роли сильного актора международных
отношений.
Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников
и литературы.
[1] Зеленков, М. Ю. Основы теории
национальной безопасности/ М.Ю. Зеленков. – М.: 2015 – 253 с.; Чернышев Б. В.,
Лобанов А. В., Шаповалов А. А., Плешаков А. П. Основы теории национальной
безопасности: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальности
30901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности», специализация
«Уголовно-правовая» / Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». – Саратов, 2015 – 80 с.; Овчинников А.И.,
Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г. Основы теории национальной безопасности: учебное
пособие / М-во образования и науки РФ, Владивостокский гос. ун-т экономики и
сервиса. – М.: РИОР, 2014 – 252 с.; Трухачев В.В. Национальные интересы России:
состояние и приоритеты реализации. // диссертация … кандидата политических наук:
23.00.02. – Москва, 2010. – 211; Цыганков П.А. Теория международных отношений:
Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 590 с.
Заключение:
Национальные интересы страны можно
определить, как совокупность причинно-обусловленных потребностей и неотъемлемых
ценностей исторически сложившейся, объединенной социокультурными связями и
организованной в государство социальной общности, удовлетворение и защита
которых объективно необходимы для будущего существования и развития последней и
возможно в полной мере лишь благодаря осознанным совместным усилиям ее членов.
Для каждого государства в каждый
конкретный период времени существует, строго говоря, тот единственный путь
действия, диктуемый всем его прошлым, настоящим и перспективами будущего,
который определяется верным пониманием национальных интересов и,
соответственно, созданием с их помощью системы национальной безопасности,
гарантирующий этот путь развития страны.
Формирование и осуществление
политики национальных интересов являются важнейшими приоритетами деятельности органов
государственной власти России. Перспективные и текущие вопросы национальной
безопасности в сфере защиты национальных интересов отражаются в ежегодных
посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации, регулярно рассматриваются на заседаниях палат Федерльного Собрания,
Правительства, Совета безопасности, органами власти субъектов Российской
Федерации.
Современная политика защиты
национальных интересов России реализуется в условиях жестокого противоборства
государств и социально- политических сил на мировой арене различных цивилизаций
и культур, нерешенности ряда жизненно важных проблем внутри российского
общества. Внутри страны она направлена на развитие и совершенствование
экономики с использованием инновационных технологий, достижений науки и
техники, на преодоление социальных противоречий и обеспечение социальной
стабильности в обществе, укрепление суверенитета российского государства и
повышения его власти, укрепления обороноспособности страны.
В сфере международной политики
защиты национальных интересов России ориентирована на формирование внешнего
окружения благоприятного для внутреннего развития страны, на сохранение мира и
мирное разрешение межгосударственных проблем и противоречий, создание
региональной и глобальной системы безопасности с полноправным участием в них
России.
Цели и задачи политики защиты
национальных интересов реализуются путем осуществления конкретных мероприятий
органами и силами обеспечения национальной безопасности страны, действующих в
соответствии с российским законодательством в пределах установленных им
полномочий с учетом решений, планов и программ, принятых высшими федеральными
органами государства.
Политика защиты национальных
интересов России основывается на ресурсах российского общества. Наиболее важные
ресурсы составляют ее геополитическое положение, наличие стратегических ядерных
сил, экономический и социальный потенциал, человеческий интеллектуальный
потенциал. Средствами политики защиты национальных интересов являются
политические, экономические, информационные, культурные и иные институты,
организации и учреждения государства, российское законодательство; находящиеся
в распоряжении органов и сил обеспечения национальной безопасности, вооружение,
боевая техника, технические, специальные и другие средства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» КАК КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
1.1.
Развитие теории «национальных интересов»
В последнее
время в научных работах для анализа угроз стабильности и безопасности государственного развития России
применяется термин «национальные интересы».
Данное понятие как политологическая составляющая впервые
появилось в 1935 году в Оксфордской энциклопедии социальных наук, благодаря американским ученым Р. Нибуру,
Ч. Бирду. В 1948 году вышла книга Г. Моргентау «В
защиту национального интереса», раскрывшая концепцию национальных
интересов. Свой вклад в дальнейшую разработку концепции
национального интереса внесли Дж. Кеннан, У. Липпман, К. Уолтц, Э. Фернисс, Дж. Розенау и др., а также французские исследователи Р. Арон, П. Ренувен, Ж.-Б.Дюрозель, Ф. Брайар, Р. Дебре и др[1]. В нашем государстве национальные интересы как категория не имели
приоритетной роли. В советской России
больше продвигались понятия государственных, классовых и также
общечеловеческих интересов. Лишь после распада Советского Союза и создания
базовых документов, посвященных национальной безопасности стала возможна
разработка понятия «национальные
интересы». Одним из первых документов стал Закон Российской Федерации "О
безопасности" 1992 года, говорящий о том, что жизненно важные интересы
представлены как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и государства[2]. В «Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» от 13
июня 1996 года национальная безопасность рассматривалась как
состояние защищенности национальных
интересов от внутренних и
внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества,
государства [3]и
др.
В
нашей стране методично начала разрабатываться концепция национальных интересов[4], которая в принятой Указом
Президента от 31 декабря 2015 года Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, определила понятие национальных интересов. «Национальные
интересы Российской Федерации (далее – национальные интересы) объективно
значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их
защищенности и устойчивого развития[5]».
Таким
образом основополагающими документами по проблеме национальной безопасности
были заложены основы общего представления государства о понятии национальные
интересы. Интересы побуждают общество развиваться и становятся реальной
объективной причиной социальной активности граждан, потому занимают ведущее
место в системе национальной безопасности, и в этом ключе выступают важнейшим условием любых преобразований как внутри
государства, так и за его пределами.
Исследователи
под интересами понимают объективные потребности любого социального субъекта:
личности, социальной группы, общества, государства, однако потребности и
интересы – явления не равнозначные. В основах интересов людей присутствуют
потребности, пути и средства их удовлетворения, потому понятие потребности
обширнее интереса. Интерес явление общественное, представляющее собой
совокупность объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, он имеет
материальные основы (объективно существующие потребности личности, группы,
слоя, общества в целом), а с другой – духовные. Он тем или иным способом отражается
в сознании и формируются в виде определенных целей, то есть играет роль
движущей силы, побуждающей людей к сознательной деятельности по
совершенствованию своего существования.
Концепция
национальных интересов России на современном этапе развития в своей
формулировке первоочередным ставит интересы личности, после общества
и затем государства. Однако интересы
общества и государства не подчинены интересам
личности, при разработке политики развития и безопасности страны должен быть
соблюден баланс и недопустимость пренебрежения и игнорирования интересов ни
одного из субъектов[6].
Иными словами, для развития и безопасности личности необходимо, воспринимать
интересы государства (общества) как свои собственные, и обратный принцип: интересы общества и государства
должны отражать интересы личности.
Концептуальный
подход к понятию «национальные интересы» представляет национальную общность,
содержащую в себе людей разных национальностей, культур, вероисповеданий,
профессий, социального положения. В национальных интересах выражена
неотъемлемая потребность народа в таких важных аспектах как обеспечение
безопасности, сохранение культурно-исторической идентичности, поддержание
стабильности своих основополагающих общественных и государственных институтов.
Интерес национальный, следовательно, происходит о нации. В концепции
национальных интересов понятие "нация" имеет не столько этническую,
сколько политическую составляющую. Эту смысловую структуру можно раскрыть
следующим образом: лишь при достижении плотного взаимодействия и
взаимопонимания государственных структур на всех уровнях (от федерального до
муниципального), с разнообразным спектром общественных образований российского общества
можно реализовать главенствующую
задачу — укрепить свою безопасность и внутреннюю стабильность, и как следствие,
обеспечить поступательное развитие страны. На этом основании многие ученые
трактуют нацию как государство, отражающее интересы гражданского общества.
Необходимо
отметить, что национальные интересы не образуются стихийно и единожды.
Формирование национальных интересов осуществляется путем эволюционного и длительного исторического процесса, заключающегося в сложном переплетении экономических,
социальных, национально-психологических и иных детерминант, в общей связи
определяющих суть и характер национально-исторического опыта данного общества.
[1] Цыганков П.А. Теория международных
отношений: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 590 с. Глава 10.
[2] Закон Российской Федерации «О
безопасности», 1992. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
Российской Федерации. 1992. №15. ст.669.
[3] Послание Президента Российской
Федерации по национальной безопасности Федеральному Собранию. М., 13 июня 1996
г. с.8.
[4] Концепция национальных интересов:
общие параметры и специфика // Международная экономика и международные
отношения, 1996. №7.
[5] Указ Президента РФ от 31.12.2015 N
683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" //
"Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
[6] Овчинников А.И. Национальные
интересы России: понятие и виды. // Северо- Кавказский юридический вестник.
Издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, М.: 2014,
№2.