Курсовая теория на тему Виды мер правового принуждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 6
1.1 Понятие правового принуждения 6
1.2. Меры принуждения как форма защиты правопорядка 8
2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 12
2.1 Виды мер правового принуждения 12
2.2. Соблюдение прав личности при применении мер правового принуждения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Уважение и защита прав человека испокон веков являлась важнейшим приоритетом любого демократического государства. По моему мнению, правовое принуждение имеет двойной характер. Так, защищая права гражданина, чьи законные интересы были ограничены путем причинения ему морального или материального вреда посредством правового принуждения, государство тем самым обязано и обеспечить соблюдение прав лица, которое поддается этому принуждению.
Нам повезло тем, что мы живем в мире, где права личности стоят на первом месте практически во всех уголках земного шара. Правовое принуждение в демократическом обществе применяется только государством и осуществляется в интересах, прежде всего, человека с целью обеспечения его свободного развития. Государственно – правовое принуждение по своему характеру должно не только опираться на законы, но и соответствовать идеям свободы и человеческой справедливости, а права и обязанности человека определять пределы, границы его возможного поведения и тем самым позволить ему избежать отрицательной оценки своего поведения и принуждения со стороны государства и общества. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе» . Ученые – юристы, исследуя теорию права неодинаково определяя свободу единогласно указывают на ее ограниченность .
Использование прав и свобод человеком вне всяких пределов может привести к ущемлению прав других людей.
Обязательными условиями применения правового принуждения являются законность и обоснованность, которые выражаются: 1) в нормативном определении видов принудительных мер; 2) в определении субъектов, специально уполномоченных и наделенных правом применения процессуального принуждения; 3) в указании лиц, в отношении которых могут применяться определенные виды принуждения; 4) в закреплении процедуры применения уголовно-процессуального принуждения (оснований, условий и порядка применения). Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, являются обязательно приоритетными для всех ветвей государственной власти, в том числе и для ее исполнительной ветви в лице органов предварительного расследования. Для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонного соблюдения законности, государство создает органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод личности.
Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что как в настоящее время так и в будущем государство вынуждено будет продолжать использовать меры государственно-правового принуждения в целях поддержания определенного уровня эффективности правового регулирования. Исследуя многовековой опыт в данном вопросе соглашусь с высказыванием Н. В. Макарейко, что гипотеза о сокращении объема применения и последующего «отмирания» государственного принуждения оказалась утопией .
Объектом исследования является рассмотрение мер правового принуждения, их классификация.
Предмет работы – нормы отечественного гражданского, административного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, предусматривающие применения мер правового принуждения.
Целью настоящей работы является исследование и анализ видов мер государственно – правового принуждения.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие правового принуждения.
2. Рассмотреть меры принуждения как форму защиты правопорядка.
3. Исследовать классификацию мер правового принуждения.
4. Раскрыть вопрос соблюдения прав личности при применении мер правового принуждения.
5. Исследовать органы, призванные обеспечить соблюдение прав и законных интересов.
Теоретическую основу работы составили научные труды и публикации таких ученых, как: Алексеев А С.С., Булатова Б. Б., Васильевой Е. Г.,
Головко Л.В., Корнукова В. М., Михайлова В. А., Петрухина И. Л.,
Саблина Д. А., Смирнова А.В., Калиновского К.Б., Химичевой О.В. . и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе, а также в правоприменительной деятельности. Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Права и свободы человека и его гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства во всех сферах деятельности. Эти фундаментальные положения безусловно становятся принципами уголовного процесса, определяют его содержание и форму.
Несмотря на многообразие мнений ученых – юристов в исследованном вопросе, не вызывает сомнения единство в вопросе того, что меры правового принуждения являются одним из видов правового воздействия. Наиболее удобно разделить меры правового принуждения на предупредительные (превенцию), меры пресечения, и юридическую ответственность. Наиболее распространенной мерой принуждения является задержание подозреваемого. Разновидностью мер процессуального принуждения являются меры пресечения, то есть закрепленный на законодательном уровне способ воздействия органов государственной власти на лицо, в отношении которого начато уголовное преследование.
Статья 97 УПК РФ дала исчерпывающий перечень оснований для избрания меры пресечения. При этом законодателем выработан ее гибкий характер, согласно которого выбирая ту или иную меру пресечения гарантируется законность и обоснованность принятого решения, с другой стороны предоставляет альтернативу в избрании такого вида принуждения. Факторы, которые помогают выбрать меру пресечения дополнительно были учтены законодателем в 99 УПК РФ.
Не вызывает никаких сомнений, что заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, поскольку свобода для личности является одним из главных условий, которое вытекает прежде всего из самой природы человека. В целях обеспечения законности и обоснованности решений, принимаемых органами предварительного расследования, во избежание ограничения конституционных прав и свобод личности, кроме прокурорского надзора контроль за органами предварительного расследования призваны осуществлять суды.
Уважение и защита прав человека испокон веков являлась важнейшим приоритетом любого демократического государства. Истории известны несколько примеров, когда государства объединялись ради достижения указанной цели, будь то Венский Конгресс 1814-1815 года, ознаменовавший окончание наполеоновских войн и заложивший основы современной дипломатии, или Лига Наций, созданная в 1919 году после первой мировой войны на основании Версальского мирного договора, провозгласившая разоружение и урегулирование международных споров мирными средствами. Наиболее остро проблема защиты прав человека встала перед мировым сообществом после второй мировой войны. Таким образом, 24 октября 1945 года на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств был принят Устав Организации Объединённых Наций. Подписанием данного документа государства-участники взяли на себя обязательство осуществлять сотрудничество в области прав человека. После чего в 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека ООН, уже на основе ее зародилась система международно-правовой защиты прав человека, которая во второй половине 20 века четко определила направление дальнейшего развития общества. В этой системе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г, которая была принята через 2 года после Всеобщей декларации, занимает почетное место.
Ограничение прав и свобод допускается только на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, которая имеет прямое действие. С целью обеспечения прав потерпевших от преступления, уголовно – процессуальным законом был разработан институт обеспечения гражданского иска и иных имущественных взысканий по уголовному делу путем наложения ареста на имущество.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
1.1 Понятие правового принуждения
На сегодняшний день в юридической науке очень часто можно встретить такое понятие как «государственно-правовое принуждение» . Некоторые исследователи используют понятия «государственное принуждение» или «правовое принуждение». Считаю, что не приемлемо отождествлять понятия «государственное принуждение» и «правовое принуждение». Само по себе термин «государственно-правовое принуждение»:
1. подчеркивает правовую основу государственного принуждения, направляет на тщательное определение принудительных мер, оснований и порядка их применения.
2. раскрывает понимание правого положения личности, чьи права и свободы в следствии принуждения несколько ограничиваются в процессе принуждения, давая тем самым определенные гарантии потерпевшему на защиту своих прав и интересов.
3. Это понятие создает монополию по понятию и раскрытию содержания мер принуждения в сфере частного и публичного права.
4. Государственно-правовое принуждение выполняя карательную роль предоставляет возможность установить свободу индивидов в обществе, определить рамки их поведения и нормального сосуществования.
5. Государственно-правовое принуждение вобрало в себя моральные, духовные, религиозные, политические, экономические ценностей общества, создано людьми для нормального существования общества, следовательно, к нему не стоит относится негативно.
Не подвергается сомнению, что право, выступая своего рода «регулировщиком» общественных отношений, производит определенное влияние на поведение отдельного человека, корректируя его поступки. Признанные обществом за норму человеческие поступки право стимулирует, а те, которые обществом восприняты как негативное явление, право призвано ограничить. Именно применение принуждения и достигается желаемый результат ограничения тех самых нежелательных поступков.
Рудольф фон Иеринг определяет право как «обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения», «система социальных связей, гарантируемых принуждением» .
Думаю, будет справедливо предположить, что принуждение существовало со времен появления человечества, однако в различных формах согласно требованиям, выдвигаемым той или иной эпохой политического развития общества, существовали разные критерии обоснованности и необходимости.
Очевидно, что только демократическое общество способно обеспечить правовой характер государственному принуждению. В правовом государстве при наличии материальных, духовных и моральных факторов, оказывающих влияние на поведение человека, принуждение является не менее важным стимулом позитивного социального развития. Именно принуждение является надежным гарантом сохранения свободы, справедливости и равновесия в современном мире.
Самым основным требованием, которое выдвигается к принуждению – это то, что оно должно быть обоснованным и справедливым. Любое государственно – правовое принуждение применяется в соответствии с нормами права. Дополнительная гарантия со стороны государства применения правового принуждения служит то, что любой факт применения такого принуждения может быть обжалован в судебные органы. Подробнее о государственных органах, призванных осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод личности будет указано в соответствующей главе работы.
Кроме того, меры государственно – правового принуждения могут применятся только к лицам, которые совершили противоправные деяния, то есть нарушили предписания, установленные в нормативно – правовых актах государства. В правовом, демократическом обществе исключается применение любого беззакония в отношении человека.
В современном обществе в силу распространения таких негативных явлений как терроризм, организованная преступность, и других негативных явлений (коррупция, работорговля), в силу масштабов трагедии все чаще мировое сообщество вынуждено прибегать к суровым мерам правового принуждения. Борьба достигается в повышенной ответственности за совершение указанных преступлений, естественно только в порядке и в мерах, установленных государственными нормативно – правовыми актами. особую актуальность приобретают чрезвычайные меры государственно-правового принуждения.
Таким образом, государственно-правовое принуждение – это принуждение, вид и мера которого определены правовыми нормами, соответствующее духу, принципам и сущности права.