Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Виды коррекции при дизартрии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения и коррекции недоразвития речи у детей в различных видах дизартрии 5
1.1. Периодизациии изучения проблемы дизартрии в историческом аспекте 6
1.2. Дизартрия в системе речевых нарушений детей и ее формы 11
1.3. Методические рекомендации для коррекции речевых нарушений у детей в различных видах дизартрии 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

 

  

Введение:

 

За последнее десятилетие в России сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение количества рождаемости здоровых, физически зрелых детей. Уровень проявлений отклонений в психофизическом развитии детей разнообразен: от неявно выраженных в ярко выраженных случаев, приводит, как следствие, к речевых нарушений ребенка, которые в свою очередь отражаются на ее интеллектуальной деятельности и влияют на личностное развитие ребенка в целом.
Статистические данные указывают на тенденцию роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрических расстройствами, связано не только с реалиями современной жизни как последствия неблагоприятного экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточно эффективной коррекционной логопедической работой, которая, на наш взгляд, прежде всего, связана с отсутствием на практике дифференциальной диагностики и коррекции дизартрии.
Дизартрия как сложная речевая патология интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной, российской и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Greweel, Darley, Aronson, Brown О.М.Винарська, О.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, О.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Н.М. Волоскова, В.В. Тарасун, М.К. Шеремет, Н.Г. Пахомова и др.). В РФ на сегодняшний день проблема речевого развития детей с дизартрией остается одной из самых сложных и недостаточно решенных.
Преодоление дизартрии является одной из актуальных проблем современной логопедии, что обусловлено, с одной стороны, значительной распространенностью этой формы речевой патологии в детском возрасте, с другой – тяжестью данного дефекта, который рассматривается как сложный синдром органического генеза, который проявляется в неврологических, психологических и речевых симптомах, которые возникают в результате воздействия различных этиопатогенетических факторов. Согласно исследованиям О.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной, Л.И. Беляковой, Н.М. Волосковой и других ведущими в структуре речевого дефекта является фонетические расстройства: нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, которые обусловлены недостаточностью мышц речевых органов (дыхательных, голосовых, артикуляционных). Структура дефекта при дизартрии в специальной литературе представлена как нарушение всей произносимой стороны и неречевых процессов (общей, мелкой моторики, пространственных представлений, мышления, воли и т.д.).
Противоречие: между сложностью заболевания дизартрии и недостаточно представленными эффективными средствами коррекции в этом направлении.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по коррекции различных видов дизартрии.
Объект исследования – речь детей при дизартрии.
Предмет исследования – содержание работы по коррекции речевых нарушений у детей в различных видах дизартрии.
Задачи исследования:
 выполнить анализ проблемы дизартрии в историческом аспекте;
 рассмотреть особенности дизартрии в системе речевых нарушений детей и ее формы;
 предложить методические рекомендации для коррекции различных видов дизартрии у детей.
Теоретико-методологической основой исследования является культурно-историческая теория развития человека и его высших психических функций (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) психолого-педагогическая теория коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями психофизического развития (Л.С. Выготский, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, И.С. Моргулис, Л.В. Фомичова и др.); психолингвистических и нейропсихологические учение развитии устной речи ребенка в процессе онто- и дизонтогенеза (Т.В. Ахутина, В.И. Бельтюков, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, В.К. Орфинська, Е.Ф. Соботович, В.В. Тарасун, С.Н. Цейтлин, М.К. Шеремет и др.) учение о взаимообусловленности и взаимозависимости между устной речью и состоянием моторной сферы ребенка (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова и др.) учение о языковой способности и речевой активность (А.Р. Лурия, М.А. Хомский и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и теоретическом обоснование наиболее эффективных средств коррекционной работы речевых нарушений у детей в различных видах дизартрии. Предложенные методические материалы могут быть использованы воспитателями и логопедами и родителями дома.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 24 страницах.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование дизартрии как медико-психолого-логопедической проблемы в контексте историко-культурного экскурса, позволило нам выделить следующие периоды (условно): первый (начальный) период (конец 19 в.) – период клинической симптоматики или клинико-симптомологичний; второй период (первая половина 20 века) – период уточнения клинической симптоматики, начальный лого-симптоматический период; третий период (середина 20 в.) – лечебно-терминологический; четвертый исторический период изучения проблемы дизартрии (вторая половина 20 в.) – этиопатогенетический и коррекционно-педагогический; пятый период (начало 21 в.) – инновационный коррекционно-педагогический период.
Было установлено, что дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звуко-произносительной и просодической стороны речи, которые обусловленные органическими поражениями центральной и периферической нервной систем.
Среди факторов, приводящих к возникновению дизартрии, различают неблагоприятные экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Но чаще причиной возникновения дизартрических расстройств является детский церебральный паралич (ДЦП).
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а иногда с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от начала и систематичности их проведения.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения и коррекции недоразвития речи у детей в различных видах дизартрии

1.1. Периодизациии изучения проблемы дизартрии в историческом аспекте

Проблема дизартрии многоаспектная, многоуровневая и межотраслевая. Исторический экскурс проблемы дизартрии, на наш взгляд, позволит глубже раскрыть ее неоднозначность, актуальность и миждисциплинарнисть. По нашему мнению, отсутствие четкой периодизации изучения проблемы дизартрии значительно сужает представление о целостности данной проблемы, о ее состоянии изученности.
Сегодня мы считаем, что есть все основания для разработки периодизации изучения проблемы дизартрии в историческом аспекте.
Исследование дизартрии как медико-психолого-логопедической проблемы в контексте историко-культурного экскурса, позволило нам выделить следующие периоды (условно):
1) первый (начальный) период (конец 19 в.) – период клинической симптоматики или клинико-симптомологичний, который представлен учеными-врачами зарубежной и российских дореволюционных научных школ (В. Литтль, А. Куссмауль, В. Муратов и др.);
2) второй период (первая половина 20 века) – период уточнения клинической симптоматики, начальный лого-симптоматический период, представлен учеными зарубежной школы (Г. Гутцмана, Лери) и учеными советской школы (М. Маргулис, И. Филимонов, М. Аствацатуров, К. Витторф, М. Гуревич, М. Озерецький и др.) [6, c. 90];
3) третий период (середина 20 в.) – лечебно-терминологический, который представлен учеными зарубежной (Brain (1948), Peocher (1948), Grewell (1957), Harard Hugot (1964), G. Tardien (1968)) и советской школы (Л. Литвак (1959), М. Ейдинова, О. Правдина-Винарский (1959));
4) четвертый исторический период изучения проблемы дизартрии (вторая половина 20 в.) – этиопатогенетический и коррекционно-педагогический (М. Ейдинова (1983) О. Правдина-Винарский, А.Пулатов (1984) Л. Литвак, И. Панченко, А. Архипова (1989), M. Climent, T. Тwitchell, R. Neilson (1984), G. Tardien);
5) пятый период (начало 21 в.) – инновационный коррекционно-педагогический (Н.В. Серебрякова, 2001; Л.В. Лопатина, 2001, 2004, 2005; Л.А. Позднякова, 2004; Е.Ф. Архипова, 2006, 2007, 2008; М.К. Шеремет, Н.А. Пахомова 2009; С.Ю. Коноплястая, В.И. Галущенко, 2011и др.)
Исторический путь изучения нарушений речи при дизартрии как научная проблема начался со второй половины 19 века в Западной Европе, именно в Германии. Первоначальное изучение проблемы дизартрии проводилось врачами, в основном невропатологами, в пределах поражений различных участков мозга у взрослых больных. В 1853 году известный немецкий врач-невролог В. Литтль впервые описывал подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические нарушения речи у детей с бульбарными и псевдобульбарными параличами на фоне поражения моторных систем организма, не называя данный речевой недостаток ни дизартрией, ни другим термином. Автор связывал речевые расстройства с нарушениями речевых мышц. В. Литтль отмечал о нарушении звукопроизношения у детей с церебральным параличом, которые обусловлены внутриутробным повреждением мозга при рождении [14, c. 74].
Впервые термин «дизартрия» был использован немецким терапевтом, выдающимся клиницистом и специалистом по нервным болезням А. Куссмаулем (1879), который рассматривал дизартрию как одну из форм лалопатий.
А. Куссмауля впервые обратил внимание на системное нарушения речи при дизартрии, и нарушение просодической плоскости, рассматривая этот аспект в контексте понятия дикции.
Используя знания о дизартрию своих предшественников, Оппенгейм и Заммерлинг (1886-1895) расширили клинические представления о данном речевом недостатке. Описывая клинику псевдобульбарного паралича, они выявили наличие атетоидных гиперкинезов как в речевой, так и в общей моторике, указывали не только на речевые нарушения, но и расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы