Курсовая теория на тему Виды и роль эмоций в онтогенезе человека.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 2
1.1 Структура и виды эмоций 2
1.2 Психологические теории эмоций 2
Вывод по первому разделу 2
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 2
2.1 Онтогенез эмоциональных состояний 2
2.2 Психодиагностический инструментарий изучения эмоций 2
Вывод по второй главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Введение:
Множество эмоциональных проявлений человека находит свое выражение в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях и устойчивых чертах личности. Объединить все эти понятия можно одним термином – эмоции.
Эмоциональные состояния являются целым классом эмоциональных явлений и представляют специальный предмет такой психологической науки, относительно недавно возникшей, как психология состояний, а так
же являются частью большой области психологического знания – психологии эмоций.
Изучение эмоциональных состояний как самостоятельных психологических феноменов можно реализовать посредством психологии эмоций и психологии состояний. При этом эмоциональные состояния исследуются в инженерной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической и специальной психологии.
Эмоции определяют как особый класс психического процесса
и состояния, который связан с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в виде непосредственного переживания значимости влияющих на человека явлений и ситуаций при осуществлении его жизнедеятельности.
Такое определение дает возможность говорить о том, что форма существования эмоций представляет собой актуально переживаемое состояние.
Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизни индивида, выступая ведущим фактором, который определяет субъективные качества личности, характеризует индивидуальные и социальные процессы. Заметим, что современная социальная среда, сегодня несет большие информационные перегрузки, нестабильность, напряженный ритм жизни, предъявляя тем самым новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности. Так, сегодня человек должен уметь управлять своим эмоциональным состоянием
и сохранять эмоциональную устойчивость, если желает достигать успехов при решении жизненных задач.
Степень изученности темы исследования. Такие отечественные
и зарубежные психологи как В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав, Б.И. Додонов,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн предлагают дифференцировать эмоциональные явления, которые отличаются между собой
по закономерностям протекания и имеют разные психологические особенности. Так, одной из самых распространенных классификаций эмоциональных состояний является выделение аффектов, собственно эмоций и чувств, настроения и стресса.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский,
В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн,
П.В. Симонов и др.
Целью курсовой работы является теоретическое исследование роли эмоций в процессе онтогенеза человека.
Объектом исследования выступают эмоции человека.
Предметом исследования являются эмоции в процессе онтогенезе человека.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. охарактеризовать структуру и виды эмоций;
2. описать психологические теории эмоций;
3. теоретически изучить онтогенез эмоциональных состояний человека;
4. составить психодиагностический инструментарий изучения эмоций.
В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа психологической литературы, ее синтез и обобщение.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания
и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции — это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Рассматривая эмоцию как феномен, было выделено три основных ее признака:
1. эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство.
3. в эмоциональных состояниях так же обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.
Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.
Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствуют получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что став предметом устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и условиями деятельности, которая направлена на достижение целей.
Так же следует заметить, что эмоции являются психофизиологическим феноменом, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей и психомоторике.
Любое эмоциональное реагирование на ту или иную ситуацию можно характеризовать знаком (то есть положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующие или тормозящие), интенсивностью, длительностью протекания и предметностью.
Формирование эмоций разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой, простейшие эмоции обусловлены биологическими потребностями (условными рефлексами) организма и жизнедеятельности человека.
Умение человека сдерживать свои чувства откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга.
Таким образом, эмоциональная сфера — не просто составляющее человеческой психики, а его неотъемлемая часть. Эмоциональная сфера имеет под собой глубокую структуру понятий, которая вплетена в прочие сферы человеческой психики, такие как волевая, личностная, мотивационная.
Перспективой исследования может стать изучение становления и проблем эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, поскольку эмоциональная сфера личности ребенка в этот возрастной период подвержена постоянным изменениям в связи с влиянием на развитие и формирование личности окружающей действительности. Актуальность перспектив такого исследования заключается в том, что на сегодняшний день можно увидеть большие изменения в системе дошкольного образования, которые отражаются в Федеральных нормативных документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования – закон «Об образовании в РФ» и Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО). Одной из актуальных проблем, обозначенных в новых стандартах дошкольного образования, является совершенствование развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Так, согласно ФГОС ДОО дошкольное образование должно обеспечивать «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к своей семье и сообществу детей и взрослых»
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Структура и виды эмоций
Эмоции – это специфические психические особые состояния
и процессы, которые свойственны каждому человеку и высшему животному; это определенные ответные реакции на все внешние и внутренние раздражители, которые обычно проявляются в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и тому подобное. В эмоциях оказывается положительное или отрицательное отношение каждого человека к окружающему миру.
Каждый человек не только воспринимает все окружающие предметы
и явления, но и у него формируется четкое определенное отношение к ним. Например, общение с другими людьми, окружающая природа, прекрасные произведения искусства, любая наука, даже собственный труд – все это обычно вызывает у него самые разные переживания, такие как любовь, радость, уважение, восхищение, горе, гнев, страх. Без различных эмоций невозможна никакая целенаправленная деятельность человека. Даже еще древний философ Спиноза обратил внимание на то, что эмоции «…увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию» [2, 28].
Американский физиолог У. Кеннон подчеркивал особую мобилизующую роль эмоций, которые, как он утверждал, приводят организм в состояние полной готовности к затратам нужной энергии: «Полное прекращение деятельности всех пищеварительных органов, освобождает внутренние запасы энергии для других важных частей организма, прилив крови от желудка к органам, которые участвуют в мышечной деятельности, увеличение силы сердечных сокращений глубокое дыхание, расширение бронхов; быстрое восстановление работоспособности усталой мышцы … – все эти изменения непосредственно служат для того, чтобы приспособить организм к интенсивной затрате энергии, которая может потребоваться
на время страха, ярости и боли» [5, 69].
Большинство современных исследователей также рассматривают все эмоции как приспособительное явление.