Курсовая теория на тему Вещи и классификация вещей в римском праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВЕЩЕЙ В РИМСКОМ ПРАВЕ. 5
1.1 Понятие вещи в римском
праве. 5
1.2 Основные положения о праве
на вещи в римском праве. 7
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ.. 11
2.1 Familia и pecunia. Res maacipi и res пес mancipi 11
2.2 Вещи родовые и
индивидуальные (genera и species), потребляемые и непотребляемые, делимые и
неделимые. 13
2.3 Вещи простые, составные и
собирательные. Часть вещи (pars rei) 17
2.4 Плоды (fructus) 19
2.5 Вещи телесные и
бестелесные (res corporales
и res incorрогales) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 27
Введение:
Права на вещи является важнейшим элементом цивильного права
в любом государстве и в любой период времени. Времена римского права не
являются исключением, и также характеризуется необходимостью определения
правовых признаков вещей, а соответственно определением их понятия и
классификации.
Во времена римского права вещи понимались в широком смысле.
А именно, в данную категорию входили помимо материальных объектов также и
юридические отношения и права, которые не характеризуются материальной
оболочкой. Что проявляется в том, что например, к вещам относился не только
раб, но также и право прохода по чужому земельному участку. Важной
характеристикой вещи того периода было определение имущественной ценности
материальной вещи. Данное положение было обусловлено тем, что вещь – это объект
правоотношений, а соответственно необходим интерес со стороны субъектов.
Определение вещей напрямую влияло на такой важный институт
как вещное право. Правовая регламентация вещей определяла возможность
воздействовать на них, а именно владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
Актуальность нашей курсовой работы обуславливается важной
ролью институтов римского права на современное развитие российской правовой
отрасли. Изучение существовавшей правовой отрасли в рамках римского права
позволяет нам изучить истоки существования современного права, а также
проанализировать всю систему развития, что также позволяет нам глубже изучить
современную правовую систему.
Также необходимо отметить недостаточную научную
разработанность указанной темы современными научными авторами. Данное положение
обосновывает практическую и прикладную значимость изучение данной темы в нашей
работе. При написании нашей курсовой работы, нами были использованы труды
следующих авторов: И.А. Гончарова, Н.А. Крашенниниковой, И.Б. Новицкого, И.А.
Покровского, И.С. Переторского и других.
Целью нашей работы является проведение анализа понятия и
классификации вещей в римском праве. Для достижения поставленной цели
необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие вещи в римском праве;
2. Рассмотреть основные положения о праве на вещи в римском
праве;
3. Проанализировать классификацию вещей на: Familia и
pecunia. Res maacipi и res пес mancipi;
4. Проанализировать деление вещей на родовые и
индивидуальные (genera и species), потребляемые и непотребляемые, делимые и
неделимые;
5. Провести анализ вещей простых, составных и собирательных,
а также часть вещи (pars rei);
6. Проанализировать понимание плодов (fructus), как вещи;
7. Определить вещи телесные и бестелесные (res corporales и
res incorрогales).
Объектом настоящей курсовой работы являются правовые
отношения, связанные с правами на вещи и правовой определение вещи в цивильном
праве. Предметом являются понятие и классификация вещей в период римского
права.
Структура нашей курсовой работы представляется введением,
двумя главами, которые разделены на параграфы, заключением и списком
использованных источников.
Заключение:
Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи, а
соответственно достигнута основная цель. В заключение можем сделать следующие
краткие выводы.
Необходимо отметить, что во времена существования римского
права система вещного права была развита на достаточном уровне. Существовало
значительное количество классификации вещей по различным основаниям. В
зависимости от классификации вещи определялись и правовые возможности права на
конкретный вид вещи.
Понимание вещи в римском праве значительно отличалось от
современного и соответствовало состоянию общества того времени. В период
классического состояния римского права, вещь определялась в широком понимании.
Таким образом, под вещью понимались не только объекты материального мира, но и
юридические правоотношения.
Вещи (res) в римском праве – это части материального мира,
не способные определяться как субъекты, а также имущество с материальной
ценностью, различные блага, юридические права и требования.
Далее в заключение кратко охарактеризуем проанализированную
в основной части классификацию вещей.
«Familia» указывает на весь семейный комплекс (имущественный
и неимущественный) под властью домовладыки, который поэтому именуется «pater
familias». «Pecunia» относится к вещам, которые стали объектом юридических
актов. Иными словами, «pecunia» — это имущество (из состава familia),
вовлеченное в систему волевых отношений с другими лицами, членами других
семейных групп. Деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые
(res пес mancipi). К манципируемым в республиканский период относились наиболее
сельскохозяйственно ценные вещи (италийские земли, рабочий скот, рабы,
земельные сервитуты), при их отчуждении применялся такой особый институт
цивильного права, как манципация. К неманципируемым относились все остальные
вещи.
Species—
вещи, ценные своей индивидуальностью (res mancipi, авторские изделия), и genera
— вещи, ценность которых определяется по их роду и количеству (деньги, продукты
массового производства, сырье). Вещи потребляемые погибают в результате одного
акта пользования вещью (пища), являются «расходными материалами». Их нельзя
передавать в аренду. Вещи непотребляемые можно использовать несколько раз с
сохранения исходной субстанции (земельный участок). Также выделяют делимые, не
изменяющие своей сути от деления, и неделимые.
Простые вещи – это цельные вещи, элементы которых не имеют
самостоятельного значения (раб, бревно, камень). Составные вещи состоят из
нескольких связанных (механически соединенных) между собой самостоятельных
вещей, образующих единое функциональное целое. Собирательные вещи (или вещи,
«обнимаемые одним именем») состоят из вещей, которые сохраняют свою
индивидуальность и ценность, но при этом рассматриваются как составные части
целого (например, стадо, театральная труппа). Часть вещи — при правовом подходе
— это элемент большего целого, вне которого он теряет свое качество. При этом
часть может быть связана с целым не материально, а функционально. В обоих
случаях она принадлежит целому, и любые сделки с вещью распространяют эффект и
на ее части. В то же время часть составной или собирательной вещи может быть
объектом правоотношений, отличным от всей вещи.
Плоды — это естественные приращения, произведения,
извлекаемые из плодоприносящей вещи; но, кроме того, плодами могут считаться
доходы, извлекаемые посредством экономического использования вещи. В силу
этого, римское право различалоплоды естественные(fructus naturalis) и плоды цивильные
(fructus civiles). Правовая судьба плодов различалась при наличии какого-либо
права на плодоносящую вещь. При истребовании плодоносящей вещи плоды
автоматически забирались и возвращались собственнику вместе с ней. Однако если
плоды были уже потреблены, то ответственности за это не полагалось.
Телесные вещи (res corporales) — это те, которые в принципе
можно осязать. Бестелесные вещи (res incorporates) — это в принципе неосязаемые
вещи, не существующие как объекты материального мира. К этой второй категории
относятся права и правовые ситуации, которые могут быть предметом юридических
действий.
Таким образом, можем сделать вывод, что, несмотря на
значительную разницу в понимании вещи римским правом и современным
отечественным правом, во многом проанализированные положения послужили базисом
развития современного законодательства.
Российское право использовало опыт римских правоведов с
целью того, чтобы избежать совершаемых ошибок при правовой регламентации
статуса вещи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩЕЙ В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие
вещи в римском праве
Понятие вещей в классический период в римском праве
использовалось в широком смысле. В него входили не только вещи материальных
предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.
Термин «вещь» (rеs) употреблялся в нескольких значениях.
Вещами считалось как все то, что существует в материальном мире (с этой точки
зрения термин «вещь» употреблялся не только юристами, но и философами Древнего
Рима), так и объекты имущественных прав и правовые отношения в целом.
Наиболее общим образом вещи
делились на: 1) вещи Божественного права (священные, святые и
религиозные). К вещам Божественного права относились храмы, земля, на которой
они находились, гробницы, скульптуры богов;
2) вещи человеческого права:
– публичные, принадлежащие политической совокупности
граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами
рек;
– частные, принадлежавшие отдельным лицам.
Необходимо акцентировать, что само понятие вещи в Риме значительно
отличалось от понимания вещей в современном праве. Римляне довольно часто
характеризовали вещи как объекты неживой и живой природы, то есть, как
физические объекты, так и нематериальные блага (например, отношения,
обязанности, права и пр.).
К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи
священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари,
статуи, культовые предметы; вещи святые (г. sanctae), священно
неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом – городские
стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно
гробницы и могилы, в том числе рабов.
Священной вещь делается только вследствие утверждения и
признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами,
хороня умершего.
Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с
точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи
доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища,
общественные сооружения и т. п.); другие образуют государственную
собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни
в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным
лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям.
В римском праве правовая категория «вещь» имела
универсальный характер. По своему содержанию она полностью отождествлялась с
понятием объекта вещного права и права вообще. Вещь здесь рассматривалась
двояко — как res corporales (телесная вещь) и как res incorporales (бестелесная
вещь). Предложенная классификация вещей своими корнями уходит в древнегреческую
античную философию. Такое деление, в частности, было упомянуто еще Цицероном,
который вслед за своими греческими учителями, различал вещи, которые существуют
(res quae sunt), и вещи, которые мыслятся (res quae intelleguntur), то есть
материальные предметы и абстрактные понятия [4,
C. 527].
Вещи с древности составляли главным предметом имущественных
благ каждого индивида, а также общества в целом. Распределение этих благ между
членами общества осуществлялось и осуществляется в настоящее время на основе
предоставления отдельным лицам субъективных вещных прав. В связи с этим в
римском праве, начиная с глубокой древности и, особенно, в классический период,
стало постепенно вырабатываться своеобразное понятие вещи, которое охватывало
не только вещь как материальный предмет, но и вкладывало в него юридический
смысл непосредственной связи лица с вещью, т.е. юридические отношения и права [11,
C. 311]. При этом
римские юристы, следуя греческой традиции, не делали различия между правом собственности
на ту или иную вещь и самой вещью, в результате чего право классифицировалось
как телесные вещи. Так, например, Ульпиан, на вопрос о предмете иска о
наследстве, говорил, что его предмет составляют все вещи наследства, будь то
права или телесные предметы [8,
C. 124]. Того же мнения
придерживался Гай, который, делил вещи на телесные (corporates), которые можно
видеть и осязать, и бестелесные (incorporales), неосязаемые. В качестве примера
res incorporales он приводил узуфрукт, наследство и обязательства, подразумевая
под ними не вещи как материальные предметы внешнего мира, а права.
Таким образом, понятие вещи, для римских юристов, содержит в
себе признаки предмета материально мира, а также волевой признак, что заложила
основу для понятия собственности как имущественного общественного отношения.
Это является вполне объяснимым, так как собственность в ряду имущественных
отношений всегда и в любом обществе занимала и занимает главенствующее
положение.