Курсовая теория на тему Вербальные средства воспроизведения неравенства в стереотипных представлениях о семейных отношениях (на материале французского и русского рекламных дискурсов)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Методология критического дискурс-анализа для выявления социальных стереотипов в рекламном дискурсе 5
1.1.Понятие социального стереотипа 5
1.2. Метод критического дискурс-анализа 13
1.3. Специфика русского и французского рекламного дискурса 16
1.4. Мультимодальность как один из важнейших аспектов рекламного дискурса 23
Выводы 30
Список литературы 32
Введение:
Актуальность. Выбор темы исследования обусловлен тем, что современная реклама является отражением социально-психологических стереотипов. Направленность современной рекламы обеспечивается комплексом вербальных и невербальных средств, которые обнаруживают черты сходства в разных странах.
Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной гуманитарной науки к социальным отношениям, их роли в жизни общества, в культуре и в языке. Стереотипы как результат развития отношений являются объектом исследования в различных науках (социология, лингвистика, политология, история и др.) и в разных странах, в частности, в России и во Франции.
На современном этапе развития науки в рамках различных дисциплин широко используется термин «дискурс». При этом даже в рамках одной из них, в частности лингвистики, сосуществуют различные определения этого понятия, основывающиеся на всеобще принятых в научном мире концепциях таких авторов, как Ф. Соссюр, Бенвенист, Бюиссанс, Пеше и др. Такое многообразие взглядов и тот факт, что ученые не могут придти к общему знаменателю по данному вопросу, во много предопределяют актуальность всякого исследования, посвященного проблеме дискурса.
П. Серио выделяет восемь дефиниций слова «дискурс», среди которых наиболее значимыми представляются следующие: дискурс как любое конкретное высказывание; как совокупность ограничений, действующих в неограниченном числе высказываний в виду определенных социальных и идеологических убеждений; как воздействие высказывания на реципиента [23, с.549].
Понятие «дискурс» тесно связано с рекламой и является его основой. Это очень комплексный термин, который включает в себя как текст, так и речь. Многие ученые потратили большое количество лет на изучение этого термина. Но к единому выводу так и не пришли.
Целью работы является охарактеризовать вербальные средства воспроизведения неравенства в стереотипных представлениях о семейных отношениях (на материале французского и русского рекламных дискурсов).
Предмет исследования: вербальные средства воспроизведения неравенства в стереотипных представлениях о семейных отношениях
Объект исследования: материал французского и русского рекламных дискурсов.
Задачи:
— Выделить основные понятие социального стереотипа.
— Охарактеризовать метод критического дискурс-анализа.
— Рассмотреть специфику русского и французского рекламного дискурса.
— Охарактеризовать мультимодальность как один из важнейших аспектов рекламного дискурса.
Методологическая основа. Дискурсивный ракурс рассмотрения языка актуализирует его деятельностный аспект, первоначально заданный в трудах В. Гумбольдта, а затем получивший развитие в работах Л. Витгенштейна и Дж. Остина и Дж. Серля в виде теории речевых актов, в работах по критическому дискурс-анализу (Р. Водак, Т.А. ван Дейк, М.В. Йоргенсен, Л.Дж. Филлипс, Н. Фэрклоу, Л. Чоулиараки,).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Выводы:
Влияние стереотипов на поведение и образ жизни человека настолько велико, что не всегда понятно, где истина, а где заблуждение. Выявить искусственный или ложный стереотип можно благодаря таким основным приемам: обнаружение устойчивых неизменных тем для разговоров в своем окружении; заполнение анкетных листов или интервьюирование; метод неоконченных предложений (экспериментатор начинает фразу, описывающую какое-то явление, а испытуемый должен ее продолжить); выявление ассоциаций (человеку или группе людей дается 30 секунд на то, чтобы сформулировать отношение к предмету или явлению).
По данным Фонда «Общественное мнение», в России только 11% телезрителей смотрят рекламу. Остальные при появлении рекламы на экране переключают канал, отключают звук, выходят из комнаты, а 4% вообще выключают телевизор или радиоприемник. Аналогичная ситуация складывается и в других странах мира [11, с.65].
Естественно, что промышленные и торговые корпорации не желают мириться с таким положением дел, когда дорогостоящая реклама не находит своих адресатов.
Они предпринимают все меры к тому, чтобы рекламные обращения попадали по назначению, запечатлевались в памяти потребителей, вызывали у них соответствующие реакции.
Как во Франции, так и в России в рекламе используются речевые особенности, присущие той или иной социальной группе, с целью подчеркнуть направленность рекламы на определенную целевую аудиторию, дифференцированную по возрасту, полу и социальной роли индивидуума, и таким образом сделать рекламный текст более эффективным.
Различия женских образов двух стран проявляются на уровне «ролей»: во Франции это «успешная женщина», в то время как в России это «женщина дома». В мужских образах отмечается больше сходства, что обусловлено доминированием индивидуально-личностных качеств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Методология критического дискурс-анализа для выявления социальных стереотипов в рекламном дискурсе
1.1. Понятие социального стереотипа
Социальный стереотип — это способ восприятия явлений и моделей поведения, которые часто повторяются. Он формируется в процессе развития личности. Стереотипы определяются степенью социализации личности, воздействием коллектива, традиций, а также собственного опыта.
Человек вне общества существовать не может. Будучи частью социума, он должен принимать правила социума и следовать им. В частности, люди ежедневно сталкиваются со стереотипами — упрощенными представлениями о явлении или объекте. Термин «социальный стереотип» был введен в обращение У. Липпманом. С тех пор данному словосочетанию было дано множество определений, в зависимости от специализации и направления деятельности автора. Обобщить исследования различных авторов в данной области удалось Тэшфелу.
Он сформулировал такие выводы: человеку свойственно стереотипное мышление, он с готовностью дает простые пристрастные характеристики определенным группам людей; категоризация позволяет сохранять стабильную социально-политическую ситуацию на протяжении длительного временного промежутка; стереотипы могут изменяться вместе с политической и экономической ситуацией, но это происходит крайне редко, как правило, достаточно болезненно и медленно; стереотипы проявляются наиболее отчетливо в моменты вражды между определенными группами; стереотипы усваиваются и принимаются людьми еще в раннем детстве, когда начинается процесс формирования личности [23, с.549].
Социальный стереотип — это неотъемлемая часть всех сфер жизни современного человека. Данная категория обладает следующими ключевыми особенностями: Предопределяет то, как будут восприняты те или иные жизненные ситуации. Таким образом, можно сказать, что1 человек познает окружающий мир не напрямую, а посредством стереотипов, сложившихся в обществе или сформированных в сознании. Формализует и обезличивает общение, что служит некоторым способом «экономии» мыслительного ресурса. Благодаря стереотипам мозг действует автоматически, сопоставляя имеющуюся ситуацию с ранее сформированной моделью [13, с.8].
Включает в себя описание и характеристику ситуации. Это помогает сократить время на выработку реакции и оценки какого-то конкретного события или происшествия. Характеризуется стойкостью и преемственностью. Как правило, стереотипы переходят из поколения в поколение, несмотря на их объективность или субъективность. При этом последователи не всегда задаются вопросом о верности и правомерности навязываемых им суждений.
Социальный стереотип — это неотъемлемая часть жизни человека. Несмотря на то, что это словосочетание, как правило, вызывает негативные ассоциации, данное явление важно для общества. Положительные стереотипы выполняют такие важные функции: Упрощение и систематизация сложных информационных потоков.
В процессе развития социума непременно происходит формирование стереотипов. Этот процесс осуществляется на четырех уровнях: индивидуальный — на основании психологических особенностей каждого конкретного человека, а также его личного опыта, формируются определенные представления о группах и явлениях; межличностное взаимодействие — в процессе контактов между людьми складываются убеждения путем передачи опыта друг другу; коллективный — формирование стереотипов в процессе сотрудничества нескольких групп; высокий — идеология, сформированная под влиянием исторических событий или авторитета политических деятелей [13, с.10].
Учитывая ограниченность личного опыта у подавляющего большинства людей, социальный стереотип — это эффективный механизм манипуляции общественным мышлением, который нередко используется средствами массовой информации, правительственными организациями и так далее. Вот основные способы формирования общественного мнения: «Ярлыки».
Создается определенный образ идеального человека, под которого подгоняют аудиторию. Как правило, механизм используется для устранения конкуренции или для подчинения широких масс людей. «Приятная неопределенность».
Суть данного механизма состоит в том, что идея, преподносимая обществу, не имеет ясного и четко очерченного смысла. Тем не менее она вызывает у подавляющего большинства людей положительные ассоциации. «Мнение большинства».
Чтобы убедить аудиторию в верности суждения, используется уловка, согласно которой подавляющее большинство людей придерживаются подобного мнения.
Формирование стереотипов распространяется не только на большие социальные группы или распространенные явления, но также на частные случаи. Как правило, на сознание людей оказывают влияние такие явления: Слухи — сведения, которые быстро распространяются по неформальным каналам. Как правило, в основе сообщения лежит какой-то реальный факт, но его описание окрашено оттенками предположительности и не всегда соответствует действительности. Интересно, что, передавая и воспринимая слухи, люди, как правило, не задумываются об их истинности или лживости. В ходе распространения слухи могут изменяться и обрастать новыми подробностями [15, с.13].