Курсовая теория на тему Вера и разум в их соотношении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Соотношение веры и разума: историко-философский обзор идей
(от античности к Новому времени) 8
1.1. Средневековые представления о соотношении знания и веры как апологетика христианства 9
1.2. Соотносительность веры и разума в теоретических построениях мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени 16
Глава 2. Богословы и религиозные философы XX-XXI веков
о соотношении веры и разума 23
2.1. Идеи западных мыслителей XX-XXI веков
о соотношении веры и разума 23
2.2. Русские православные религиозные философы и теологи XIX-XXI вв.
о соотношении веры и разума 30
Заключение 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность темы обусловливается необходимостью формирования ответов, адекватных времени. Сегодня мультикультурализм и глобализация оказывают всё более ощутимое влияние на социокультурную бытийственную сферу. В данной связи особую важность приобретает поиск дополнительных путей сохранения православными своей цивилизационной/православной глубинной идентичности и культурной аутентичности, чем обусловливается и актуализация теологии как науки, существующей в пределах определённого религиозно-конфессионального поля. Популяризация идей православных богословов и религиозных философов, направленных на осмысление соотношения веры и разума – фундаментального соотношения двух способностей души человека – послужит процессу сохранения православными людьми своей глубинной идентичности.
Патриарх Алексий II (Ридигер), возглавлявший Русскую Православную Церковь в период с 7 июня 1990 по 5 декабря 2008 года, обозначал особую сложность свидетельства Церкви в современном мире: сохраняя неизменную Истину Христову, Церковь как тело Христово призвана возвещать Истину в условиях неимоверной динамики современной жизни. Подобные современные условия предполагают выстраивание особого отношения к сочетанию верности традиции с открытостью к новым, современным запросам верующих. В этой связи особую важность приобретает не механическое следование Преданию, т.е. слепому копированию внешних религиозных форм, а осмысление и творческое претворение в жизнь опыта, перенятого у религиозной традиции. Подобной же точки зрения придерживается нынешний глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл (Гундяев): по мнению Патриарха Кирилла, роль традиции, преемственности в жизни Церкви особенно возрастает во время глубоких исторических перемен. Сохранение и передача традиционных религиозных ценностей из поколения в поколение предполагает осмысление этих традиций. Следовательно, сегодня необходима актуализация теорий соотношения веры и разума, закрепившихся в интеллектуальной истории. Изучение ставших классическими идей соотношения веры и разума – важнейшей философско-теологической проблемы – будет способствовать постепенной выработке в интеллектуальной истории новых вариантов этого соотношения.
Степень разработанности темы. Аналитическому рассмотрению специфики соотношения веры и разума посвящён огромный массив научных работ. Начиная с эпохи Средних веков, проблема соотношения веры и разума, благодаря доводам Тертуллиана, Климента Александрийского, Аврелия Августина, Эригены, Фомы Аквинского и др. религиозных мыслителей, приобретает статус проблемы классической.
Продвигаясь от идей соотношения веры и разума, сложившихся в Средние века в Европе, к российским разработкам этой важнейшей философско-теологической тематики необходимо отметить достижения философской мысли Киевской Руси. Представителями умеренно-рационалистического направления в философской мысли Киевской Руси были «софийские книжники», в их числе митрополит Иларион (990-1055) – создатель фундаментального богословского труда «Слово о Законе и Благодати», Иаков Мних, Владимир Мономах, Климент Смолятич. Задача, которую ставили эти древнерусские мыслители: синтезировать разум и веру как метод богопознания.
Многие современные российские историки, богословы и философы религии, переосмысливают классические идеи мыслителей Средних веков и Нового времени относительно соотношения веры и разума, вскрывая новые грани этого соотношения. В их числе следующие исследователи: А.Ю. Бердникова, Д.К. Богатырёв, В.Г. Галушко, Э.Ю. Канаева, В.П. Лега, А.Ю. Моисеева, С.С. Неретина, В.Е. Подоровский, Ж.В. Рослякова, Т.С. Самарина, И.И. Смирнов, Л.Е. Шапошников, Д.В. Шмонин, А.В. Черняев, Е.Н. Чеснова, И.В. Цвык, Л.Н. Шадрина, В.К. Шохин. Так, современный религиозный философ В.П. Лега (род.1955) акцентирует внимание на субъективно-объективной природе веры человека: вера человека есть акт свободной воли, но человек должен определять, во что ему верить. Одним из самых авторитетных на сегодняшний день российских философов религии, заведующий сектором философии религии Института философии РАН, возглавляющий кафедру метафизики и сравнительной теологии философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) является В. К. Шохин (род.1951). В своих философских трудах В.К. Шохин фундаментализирует понятие «философская теология», акцентируя внимание на отличиях светской рациональной (философской) теологии от традиционного церковного богословия, на дифференциации различных типов дискурса в рациональной (философской) теологии. Отдельно отметим философа и антрополога П.С. Гуревича (1933-2018), разрабатывавшего философско-антропологические ракурсы человеческого бытия и понятий, связанных с категорий веры.
Источниковую базу настоящего исследования составили работы следующих русских православных мыслителей: богослова и историка церкви А.И. Бриллиантова (1867-1933), митрополита Макария (Булгакова) (1816-1882), религиозного философа А.И. Введенского (1889-1946), митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) (род.1966), профессора богословия А.П. Лопухина (1852-1904), православного богослова В.И. Несмелова (1863-1937), отца Павла Флоренского (1882-1937), а также религиозного философа Г.В. Флоровского (1893-1979).
Работы западных исследователей соотношения веры и разума, привлекаемые к настоящему исследованию: труд американского богослова Иена Барбура (1923-2013) «Религия и наука. История и современность», литературно-богословское сочинение К.С. Льюиса (1898-1963) «Письма Баламута», работа П. Тиллиха (1886-1965) «Теология культуры», а также сочинение «Размышление о вере» американского православного богослова, апологета философской теологии Ч.С. Эванса, увидевшее свет в 1982 г.
Обзор исследований российских и западных теоретических исследований, связанных проблематикой соотношения веры и разума позволяет констатировать: данная богословская проблематика имеет неисчерпаемый характер в силу не до конца изученной – божественной –природы человека.
Объект исследования – теории соотношения веры и разума, сложившиеся исторически в западноевропейском и российском (православном) религиозно-философском и богословском знаниевом пространстве.
Предметом исследования является специфика рассмотрения соотношения веры и разума, проявившаяся в теоретических построениях в разные исторические эпохи.
Цель исследования: проследить генезис понимания соотношения двух особых способностей человеческой души – веры и разума – посредством аналитического обзора философско-религиозных и теологических трудов западноевропейских и российских православных мыслителей в период от античности до дня сегодняшнего.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— охарактеризовать средневековые представления о соотношении знания и веры, составляющие классическую богословскую проблематику;
— рассмотреть идеи соотношения веры и разума, обозначенные в теоретических построениях мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени;
— проанализировать богословские работы западных мыслителей XX-XXI веков, связанные с аналитикой соотношения веры и разума;
— изучить доводы русских православных богословов и религиозных философов XIX-XXI вв., раскрывающие соотношение веры и разума.
Теоретическая основа и методы исследования. Теоретическую основу исследования составляют философско-религиозные и богословские концепции западных и российских ученых. Особую научную ценность в данной связи представляют работы Аврелия Августина, Фомы Аквинского, митрополита Макария (Булгакова), профессора богословия, православного мыслителя А.П. Лопухина, православного богослова В.И. Несмелова и отца Павла Флоренского.
Методологической основой исследования послужили методы систематизации и интерпретации, а также методологический принцип интегрализма, обусловивший возникновение и развитие феноменологии религии – современного религиоведческого направления (в России это направление развивает, в частности, исследователь Т.С. Самарина). Феноменология религии как научная дисциплина, континуально связана с историей религии, а также теологией, в её основе находится изучение конкретного материала жизни религии. По обоснованию Т.С. Самариной, феноменология религии «помогает облегчить понимание внешних проявлений религий, плавно направляя искателя в сердце каждой религии» [23, с.12, 220].
Принимается во внимание экзегетика/герменевтика как методология истолкования Библейских текстов, в частности, экзегетический подход Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) и профессора богословия, православного мыслителя А.П. Лопухина.
Структура и объем работы. Работа включает: введение, две главы, состоящие совокупно из четырёх параграфов, заключение и список литературы. В первой главе осуществляется обзорная аналитика классических теоретических построений средневековой и новоевропейской религиозно-философской мысли, связанных с вопросом соотношения веры и разума. Во второй главе рассмотрению подлежат богословские и религиозно-философские теоретизации западных мыслителей XX-XXI веков, направленные на раскрытие соотношения веры и разума, а также православных религиозных философов и теологов XIX-XXI вв., осмысливающих в своих трудах проблематику соотношения веры и разума.
Заключение:
Сегодня, в условиях сложной полиэтнической и поликонфессиональной структуры современных обществ, а также набирающих ход процессов глобализации, необходимы действенные усилия по сохранению у россиян глубинной идентичности, в общекультурной, сущностной своей основе являющейся христианской.
В настоящей работе было прояснено, что вера и разум (fides et ratio) являют собой, выражаясь образно, своего рода два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины. Православное богословие исходит из следующей идеи: сам Бог вложил в умы людей стремление к познанию истины, а также к познанию Его Самого, чтобы люди, познавая и любя Бога, смогли найти полноту истины о себе самих.
Апостол Павел – корифей христианского богословия – при перечислении даров, которыми Святой Дух одаривает человека, первым указывает слово мудрость, за мудростью следует знание. В послании к Коринфянам апостол Павел говорит следующее: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом, иному – вера, тем же Духом» (1 Кор. 12.8) [цит. по 27]. Таким образом, веру и знание человек приобретает при содействии Святого Духа, основание, как веры, так и знания, находится в Святом Духе. Исходя из подобного подхода, соотношение веры и знания (разума) суть соподчинение их единому основанию.
Как было прояснено в настоящей работе, в процессе генезиса христианской теологии было сформировано несколько основных представлений о соотношении веры и разума – это соотношение, следуя христианскому богословию, играет основополагающую роль в деле постижения религиозных истин:
1. «верую, ибо нелепо» (данное представление приписывается Тертуллиану;
2. «верую, чтобы понимать» – представление Блаженного Августина;
3. «понимаю, чтобы веровать» – резюмирующий довод Пьера Абеляра (1079-1142) о соотношении веры и разума;
4. гармония веры и разума при приоритете веры – богословское кредо Фомы Аквинского.
Отношение веры и сомнения в основном рассматривается со следующих позиций: взаимоисключения одного другим (веры разумом, или разумом веры), а также неразрывной связанностью веры и сомнения: человек постоянно пребывает, как в сомнении, так и в вере, следовательно, сомнение выступает необходимым элементом веры.
Следует отметить преемственность, присущую исторически сложившимся идеям соотношения веры и разума. Так, Блаженный Августин, постулируя «Верь, чтобы понимать», вероятно, воспроизводит слова Пророка Исайи «si non credideritis non permanebitis», что с латинского языка на русский можно перевести следующим образом: «если не поверите, не поймете» (подтверждением данной преемственности может служить ссылка в толкованиях Блаженного Августина на псалом 118).
Современное – гибкое – представление о разуме (рациональности), связано с отсутствием антагонизма между верой и знанием (разумом). Подобный подход к соотношению веры и разума суть потенциал углублённого понимания возможностей познания, в отличие от простого соблюдения законов и правил догматического мышления. Однако, следует помнить, что по отношению к православной Церкви традиционность означает преданность христианским истинам, которая возможна лишь при сохранении в неповрежденной полноте православного предания. Сохраняя традицию «в самом главном», Церковь «призвана находить ответы на вопрошания того времени, через которое проходит ее историческое бытие» [34, с.100].
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Соотношение веры и разума: историко-философский обзор идей
(от античности к Новому времени)
Связь двух эпох – античности и Средних веков – можно проследить на примере термина «теология». Термин «теология» употреблялся в античной Греции – в божественных генеалогиях, религиозных и нерелигиозных сказаниях и пророчествах, в эпосе и трагедии. Подтверждение тому обнаруживается в сочинении «О граде Божьем» философа-платоника Аврелия Августина (354-430). Так, Аврелий Августин писал следующее: «в тот же период времени [в античности] существовали поэты, которых называют теологами за то, что они писали стихи о богах, но о богах таких, которые были… людьми, или были стихиями… мира, или же по воле Творца и за свои заслуги облечены были начальствованием и властью. Среди них “были Орфей, Мусей и Лин” [цит. по 19].
«Теологической» заслугой Аристотеля (384-322 до н.э.) можно считать разделение умозрительной философии на математику, физику и теологию, теологию Аристотель рассматривал как «учение о божественном». Аристотелевская трактовка теологии сохранялась в Средневековье до XII в. Теология, по Аристотелю, была «первой философией», «исследующей самостоятельно существующее и неподвижное», являющиеся источником и целью бытия. Теология как «достойнейшее знание <…> должна иметь своим предметом достойнейший род сущего», замечает Аристотель в «Метафизике» [цит. по 19].
Начиная с классической античности – Платона и Аристотеля – получает распространение неопределённость понятия «вера»: это понятие используется платониками и аристотеликами в одном ряду со знанием и убеждением, что приводит, по замечанию современного исследователя В.Г. Галушко, к «растворению убеждения в понятии “знание”», сведение убеждения к понятию «вера» [6, c.158-159].
Платонизм, аристотелизм, неоплатонизм, стоицизм были включены в христианское теологическое мышление не посредством конвергенции (компромиссного сближения), а на следующих правах: 1. свидетельства древней естественной веры людей в христианского Бога; 2. как моменты оспаривания поставленных этими философскими учениями онтологических и теологических проблем.