Курсовая теория на тему Венеция в лирике И.А. Бродского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. «ВЕНЕЦИАНСКИЕ» ТРАДИЦИИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 4
1.1 Венецианский текст русской литературы 4
1.2. Петербургский и венецианский тексты русской литературы 9
ГЛАВА ІІ. ВЕНЕЦИЯ И. А. БРОДСКОГО В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 11
2.1. Отражение в Венеции Бродского Петербурга 11
2.2. Характерные для поэзии Бродского мотивы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
Введение:
Венеция занимает важное место в биографии и творчестве Бродского, который не только проводил там рождественские праздники ежегодно, начиная с 1972 года, оказавшись в изгнании, но и нашел там свое последнее пристанище на венецианском кладбище Сан-Микеле.
Венеция вообще в литературе имела на тот момент особое значение. О ней писали знаменитые зарубежные и отечественные писатели и поэты, начиная с ХІХ века. Родоначальником можно считать Байрона. Кроме того, тема Венеции активно воспринималась публикой. У многих этот город ассоциировался с Петербургом, скорее всего ввиду расположенности этих городов у воды.
Касаемо Бродского, мы знаем, откуда он черпал свои впечатления относительно Венеции еще до первого ее посещения. Посредником между молодым поэтом и великим городом послужили праздники. На Бродского также повлияли музыка Вивальди, венецианские романы Анри де Ренье, фильм «Смерть в Венеции» и одноименный роман Томаса Манна, случайный номер журнала «Life» с изображением Сан-Марко в снегу, старые открытки, и, наконец, привезенный отцом из Китая сувенир в виде гондолы. Ну, и, конечно же, автор венецианских стихотворений Бродский не мог не воспользоваться вышеупомянутой традицией, сложившейся относительно венецианского текста русской литературы. Будучи уроженцем Ленинграда, Бродский не последнюю роль отводил и сближению венецианского и петербургского текстов.
Актуальность работы определяется недостаточностью исследований именно венецианского цикла. Несмотря на популярность темы Бродского и Венеции у литературоведов, все же их недостаточно для полного раскрытия всего цикла. Самыми популярными объектами в отечественном литературоведении в исследованиях городского текста выступают Петербург и Москва.
Венециана выросла из исследований городского текста, спровоцированных ростом интереса в данном контексте в начале XX века.
Основные исследования, посвященные Северной столице проводились В. Н. Топоровым: «Петербургский текст русской литературы» и «Италия в Петербурге». Отметим также труды Ю. М. Лотмана, Н. П. Анциферова и некоторых других.
Венецианской теме в поэзии Бродского уделяли внимание следующие исследователи его биографии и творчества: В. П. Полухина, Л. Лосев, С. Туроме, О. В. Соболева, А. М. Ранчин, М. Ю. Лотман.
Объектом нашего исследования является творчество И. Бродского.
Предмет исследования – венецианский цикл Иосифа Бродского.
Цель данной работы: дать характеристику и раскрыть особенности венецианских стихотворений Иосифа Бродского, определить их место в развитии венецианского текста русской литературы.
Цель работы определяет следующие задачи:
– рассмотреть венецианские традиции в русской литературе;
– провести анализ венецианских стихотворений Бродского;
– выделить и проанализировать образы и мотивы венецианского цикла;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в процессе нашего исследования мы выяснили, что на протяжении ХIX – XX вв. в русской литературе наметилась тенденция к изображению Венеции. Причем многие авторы произведений в своей жизни так ни разу и не побывали в этом городе.
Отчасти причинами появления такой тенденции стала преемственность русских авторов у ряда зарубежных, в частности у Байрона. Первыми русскими авторами, кто работал в данном направлении, стали А. Пушкин, М, Лермонтов, А. Фет.
В ХХ в. в числе первых подхватили тему представители русского Серебряного века. О Венеции писали: А. Блок и Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Брюсов, В. Ходасевич, Д. Мережковский, М. Кузмин.
Зародившийся в начале литературных пристрастий образ Венеции, как диковинный город для прогулок и путешествий, со временем перешел в город контрастов и интриг.
Своеобразным литературным клише было сравнение Венеции и Петербурга. Скорее всего, так произошло в связи с расположением этих городов на воде. Однако мнения далеко неоднозначны.
Значительную часть своего творчества посвятил знаменитому городу Бродский. У него целый цикл произведений: «Лагуна», «В Италии», «Сан-Пьетро», «Прилив», «Венецианские строфы 1-2», «Лидо», «Остров Прочида», «С натуры».
Причем, в отличие от других литераторов, Бродский посещал Венецию. Она у него наделена целым рядом метафор, образов и сравнений. Бродский раскрывает мотивы русской венецианы со своими эстетическими установками и традициями. Заметно, что Бродский, в отличие от других писателей по-особому относится к итальянскому городу.
У поэта город, прежде всего, традиционно связан с водой и водным пространством, порой мифическими мотивами, мотивами одиночества, изгнания и, наконец, смерти. Вероятно, многое связано с жизненным и творческим путем Бродского. Он был вынужден покинуть родной Ленинград, который любил. В его цикле отсутствуют привычные нам образы и характеры. Вместо них появляются вещи. Если люди и присутствуют, то только вскользь.
В лирике Бродского проступают литературные и философские традиции. Он владел особым стилем. Для него был важен сам факт творчества, преодоление пустоты и безысходности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА І. «ВЕНЕЦИАНСКИЕ» ТРАДИЦИИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Венецианский текст русской литературы
Венецианский текст в русской литературе появился с конца XVII – начала XVIII вв. Первыми отечественными произведениями, описывающими Венецию, стали «Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе 1697 – 1699 гг.», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» Тредиаковского, драма Хераскова «Венецианская монахиня», «Итальянские письма» Фонвизина.
В начале XIX века появляются первые поэтические описания Венеции. На то время русский читатель имел еще достаточно скудные представления об Италии, поэтому столь необычный южный город удачно вписывается в русский романтический канон, занимая там свое место.
Согласно трудам исследователей, образ Венеции в русском романтизме возник не от впечатлений путешественников, а в результате заимствования английской, французской и немецкой традиций. Наиболее на становление образа Венеции в русской литературе повлияли произведения Байрона. По замечанию Н. Е. Меднис, Байрон одним из первых указал на венецианский литературный текст, определивший во многом становление венецианы XIX – XX вв.
Таким образом, русский венецианский текст сформировался в XIX в. именно под влиянием моды на байронизм и подражаний ему. Венеция упоминается в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» и в первой главе «Евгения Онегина»:
Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Отличительной особенность русской венецианы можно назвать упоминание в стихотворениях географических наименований, которое постепенно перерастет в своеобразное нанизывание названий дворцов, каналов, имен знаменитых венецианцев.
Однако, интерес русских авторов и читателей к Венеции и Италии вообще, проявился не только на фоне произведений Байрона. Кроме него заимствование образа Италии в русской литературе подготовили А. Шенье, А. де Ламартин, Ж. Санд, Ж. де Сталь, О. де Бальзак, Стендаль, Ф. Р. де Шатобриан, И.-В. Гёте, Л. Тик и др.
В произведениях Байрона, русская Венеция переняла черты, легкомысленности, распущенности и праздности. Такие же признаки в образе Венеции можно найти уже в XX в. в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «Этот город – красота, которая заманивает и убивает». В противоположность такому городу, Венеция приобретает еще и второй образ – милой возлюбленной.