Педагогика и психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 1

1.   Теоретические
основы ведущей деятельности
. 3

1.1.   Обзор
концепций понятия ведущей деятельности
. 3

1.2.   Специфика
возрастного периода и ведущей деятельности
. 7

2. Ведущая деятельность в дошкольном
возрасте
. 9

2.1. Игра как форма ведущей
деятельности в дошкольном возрасте
. 9

2.2. Анализ результатов ведущей
деятельности дошкольника в развитии психических процессов
. 11

Заключение. 22

Список использованных источников. 24

  

Введение:

 

Современные реалии диктуют появление
совершенно новых вызовов и требований к системе образования страны.
Традиционные образовательные методы сменяются инновационными, в большей степени
имеющими психологическую базу, позволяющую учитывать индивидуальные особенности
обучающихся и оценивать эффект работы образовательной системы на всех ее
уровнях.Многие современные образовательные системы в данном аспекте имеют в
своей основе деятельностный подход. С точки зрения анализа возрастных
особенностей дошкольников высокую значимость имеет понятие ведущей
деятельности.

Употребление данного понятия, демонстрация
высокой значимости роли ведущей деятельности нередко подвергаются критике.
Среди исследователей есть ученые, согласно взглядам которых важность игровой
деятельности в дошкольный период слишком преувеличена, ее нужно корректировать,
расширять или наоборот детализировать, дифференцируя на свойственные ребенку различные
виды деятельности. Но, несмотря на это, в настоящее время понятие ведущей
деятельности активно употребляется, поскольку с его помощью наиболее конструктивно
решаются различные вопросы возрастной психологии.

Дошкольный возраст, который
рассматривается в рамках выполнения данной работы – один из важнейших периодов
жизни для становления личности. Это стадия первоначального развития. На данной
стадии формируются первичные взаимосвязи и взаимоотношения ребенка со
сверстниками. Усложняющиеся в ходе развития связи оказывают наиболее сильное
воздействие на формирование индивидуальных личностных особенностей.

Данная сложность обусловлена тем, что с
увеличением возрастаувеличивается и потребностьналичия контактов ребенка со
сверстниками. Дошкольное детство, на наш взгляд, должно рассматриваться не в
качестве подготовительной ступени для облегчения развития в школьный период.
Эта стадия имеет самостоятельную важность и ценность, ее влияние в дальнейшей
жизни каждого человека может быть рассмотрено вне зависимости от последующего
школьного обучения.Дошкольный период, как этап развития личности, охватывает
период жизни с 3 до 7 лет, и до 6, в случае раннего направления на школьное
обучение. Обычно здесь выделяют 3 этапа: младший (дети с 3 до 4 лет); средний
(дети с 4 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (дети с 5 до 7 лет).

Ведущая деятельность для ребенка в данный
период жизни – игра особенности реализации ведущей деятельности будут
рассмотрены в данной работе. 

Дошкольный период детства – период
построения навыков взаимодействия в коллективе, умения гуманного и толерантного
отношения к окружающим. Формирование основных качеств личности должно
происходить именно в данный период, поскольку в дальнейших периодах взросления
восполнить пробелы крайне трудно.

Цель данной работы – изучение ведущей
деятельности в дошкольном возрасте. Для выполнения указанной цели были
поставлены следующие задачи:

       провести
обзор концепций понятия ведущей деятельности;

       рассмотреть
специфику  возрастного периода и ведущей
деятельности;

       изучить
особенности игры как формы ведущей деятельности в дошкольном возрасте;

       проанализировать
результаты ведущей деятельности дошкольника в развитии психических процессов

Работа
структурно состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотренные концепции понятия ведущей
деятельности, исследования игры как формы ведущей деятельности дошкольников,
анализ влияния на становление личности, в том числе и в контексте
психологических новообразований, позволяют сделать выводы о высоком уровне
значимости игры, ее центральном месте в деятельности представителей дошкольного
возраста. 

В ходе игры интенсивно развивается речь
ребенка. Развитие речиоказывает влияние на формирование словесно-логического
мышления, произвольные психические процессы, способность оценивать собственные
действия и анализировать свое поведение.

Психологические подходы к изучению ведущей
деятельности дошкольников позволяют проанализировать критерии игры, решить
проблемы включения игры в процессы обучения. В работе были рассмотрены
различные виды игр. Исследователями было выяснено, что в дошкольном возрасте
ведущая деятельность заключается не только в сюжетно-ролевых играх, как это
считалось ранее. В осуществлении ведущей деятельности сменяют друг друга
несколько различных видов игры: режиссерская игра, образная игра,
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. И далее – по кругу, с нарастанием
качества и положительного эффекта.

Даже при таком рассмотрении
сюжетно-ролевой игре отводится центральная позиция. Ребенок, в процессе игры,
актуализирует ее начиная осуществлять режиссерскую игру, самостоятельно
обогащает сюжет и набор ролей, при этом переходя в образную игру, позволяющую
прописывать качества и ассоциативные характеристики новой роли.

Присутствие эмоционального комфорта
способствует активизации познавательной деятельности, стремления к творчеству,
креативности ребенка.

В ходе выполнения данной работы была
реализована цель по рассмотрению ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Для выполнения поставленной цели были решены
следующие задачи:

       проведен
обзор концепций понятия ведущей деятельности;

       рассмотрена
специфика  возрастного периода и ведущей
деятельности;

       изучены
особенности игры как формы ведущей деятельности в дошкольном возрасте;

       проанализированы
результаты ведущей деятельности дошкольника в развитии психических процессов.

Осуществление ведущей деятельности ребенка
позволяет развиваться его эмоциональной сфере. Ребенок познает основы
управления собственным поведением, переживания широкого спектра эмоций. У
ребенка появляются навыки включения речи в выражение эмоций. Постепенно ребенок
адаптируется, у него формируется самосознание, что означает его готовность к
переходу на следующую возрастную стадию, к следующей ведущей деятельности.



 

Фрагмент текста работы:

 

1.                
Теоретические основы ведущей деятельности

1.1.         
Обзор концепций понятия ведущей деятельности

 

Проблематика, касающаяся ведущей
деятельности дошкольного возраста, является сравнительно новой для нашей
страны. Впервые она была рассмотрена в научных трудах советского периода (Л.С.
Выготский). Ученый проанализировал детская игра в качестве ведущей деятельности.
Он отмечал в своих трудах, что игра является ведущей деятельностью, но не
преобладающей. Так же Л.С. Выготский не уточнял содержание этого понятия. В его
трудах ведущая деятельность – не ключевое понятие, оно лишено  смысловой нагрузки. Ученыйиспользовал его лишьв
контексте других понятий[2]. Многие исследователи и в настоящее время разделяют
данную точку зрения, однако их не большинство.

Другой ученый, А.Н. Леонтьев, напротив, отводит
понятию ведущей деятельности высокую роль. Его концепция базируется на
утверждении, что ведущая деятельность –составляющая всеобщего особого  принципа. По мнению А.Н. Леонтьева, ведущая
деятельность определяет особенные черты для всех периодов развития личности в
отдельности. Благодаря ведущей деятельности формируются условия, способствующие
психическому развития ребенка, его личностных качеств.

При изучении данного вопроса и выполнении
работы больше внимания было уделено именно деятельностному подходу. Данный
подход представляет собой множество различных теорий и концепций, но наиболее
конкретным примером будет разделение психического развития личности на
периоды. 

Ученый Д.Б. Эльконин предложил
определенный принцип разделения на периоды. В соответствии с концепцией вся
жизнь разделена на отрезки. На каждом отрезке своя ведущая деятельность, каждый
отрезок представляет собой этап развития, который в ходе жизни сменяется
другим.

Автор концепции делит направленность
ребенка на два разных мира: мир вещей и мир людей. На основе этих двух
направлений автором внутри большого периода жизни – детства – выделяются два
подпериода: дошкольный возраст и младший школьный возраст.

Д.Б. Эльконин говорит о том, что
дошкольники, в соответствии со своим уровнем развития, ориентированы на мир
людей. Младшие школьники, в свою очередь, ориентированы на мир вещей.

Далеко не все исследователи данной
проблематики согласны с данной концепцией.

К примеру, вызывает множество споров и
обсуждений утверждение Д.Б. Эльконина, что развитие младшего школьника, в ходе
его обучения, ориентировано на постижение мира вещей.

Многие ученые приводят в противовес этому
утверждению особую роль педагога в жизни каждого обучающегося.Так, Н.С. Лейтесзамечает,
что повсеместно и почти в 100% случаев своего педагога обучающиеся, начиная с
дошкольных и заканчивая школьными учреждениями, 
воспринимают как несомненного авторитета, лидера и почти неземное
существо, которое заслуживает любви, а в некоторых случаях и вызывает страх и
трепет.Зачастую первого педагога любят как мать или отца. М.Н. Волокитиной
приводится пример того удивления, когда дети встречают своего педагога в
транспорте, буфете или супермаркете. У них вызывает удивление возможность их
божества, учителя, заниматься будничными делами и жить обычной жизнью, такой
же, какой живут другие взрослые в его жизни. Наличие этого фактора
предопределяет высокую роль взрослых и их влияния на воспитание и формирование
личности ребенка [1].

Критике в концепции Д.Б. Эльконина
подвергается и неясность хода или алгоритма смены одной ведущей деятельности
другой. Концепция говорит о том, что при переходе из дошкольного возраста в
младший школьный, ребенок меняет вид ведущей деятельности, заменяет игровую
деятельность учебной.

Но исследования показывают, что  младшие школьники вполне могут не включаться
в учебную ведущую деятельность. Проходят, порой, годы, прежде чем игра в жизни
ребенка изживает себя и сменяется на учебную деятельность, при этом не уступая
второй в значимости с точки зрения психического развития школьника.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы