Курсовая теория на тему «Вечные» проблемы в «Тёмных аллеях» И. Бунина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Феномен И. А. Бунина в русской
литературе. 8
1.1.
Отечественные направления изучения творчества И.А. Бунина. 8
1.2. Вечные
темы в творчестве И. А. Бунина: природа, любовь, смерть. 14 Глава 2. Философская проблематика цикла И.
А. Бунина
«Темные
аллеи». 19
2.1.
Концепция цикла «Темные аллеи». 19
2.2.
Художественное воплощение темы любви в цикле «Темные аллеи». 25 Заключение. 35 Список
литературы.. 37
Введение:
Всемирно известный
писатель, поэт, Иван Бунин завершает золотой век отечественной литературы.
Продолжая, начатое великими творцами Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым, Фетом,
Толстым, Чеховым, Бунин все же остается
самим собой – неповторимым и в высшей степени своеобразным мастером
слова.
Ни к одной из литературных школ писатель не
принадлежал, не поддерживал эстетических мировоззрений и отверг «серебряный
век». Однако это не помешало ему стать первым отечественным лауреатом
Нобелевской премии. На вершине мировых потрясений он предал анафеме советскую
литературу – от Маяковского и Есенина до Бабеля и Олеши. Однако его нельзя
назвать и архаистом-старовером. Он сам
не признавал в себе и реалиста. Скорее
всего, он был писателем-новатором, сумев открыть новую страницу в русской
литературе. Его цикл «Темные аллеи» стал замечательным проявлением
новореализма.
Цикл стал «книгой итогов»
в творчестве Бунина, вобравшей в себя лучшие черты всего творчества.
Действительно, здесь доведены до совершенства те приемы построения
художественного текста, которые разрабатывались Буниным на протяжении всей
жизни. Как считал сам писатель, книга стала самой совершенной по мастерству из
всего созданного. «Господом Богом коронованным» назвала писателя Н. А. Тэффи, а
его цикл – «превосходно написанным».
Актуальность работы определяется
научной и общественно-политической значимостью того круга проблем, которые в
ней рассмотрены. Системный подход к изучению литературного наследия русской
литературы требует полноты и объективности. Иван Алексеевич Бунин был в
значительной мере «забыт» отечественным литературоведением.
В современном
литературоведении Бунин исследовался больше, чем другие писатели-эмигранты
«первой волны». Его произведения, ставшие при жизни автора классикой, начали
изучаться на родине еще в 60-е годы – их было нелегко вычеркнуть из истории
русской литературы. Но при этом многое из того, что было написано в
послереволюционное время и позже, получалось изуродованным цензурой.
Объективная оценка личности и творчества
выдающегося русского писателя расширяет и углубляет наши представления о путях
и проблемах развития российской литературы на рубежном для нее отрезке времени.
Обращение к эмигрантскому периоду жизни и деятельности И.А. Бунина важно еще и
по причинам, связанным с изучением такого уникального культурного явления, как
культура русского зарубежья.
С учетом современных
исследований творчества И.А. Бунина, актуальным и перспективным
представляется подход к циклу «Темные аллеи» как к художественному единству.
Это позволит, с одной стороны, обобщить, углубить и развить достижения буниноведения,
с другой – исследовать те аспекты, которые недостаточно затронуты в работах по
творчеству И.А. Бунина.
Объект исследования
– цикл И.А. Бунина «Темные аллеи».
Предмет исследования
– «вечные проблемы» в цикле «Темные аллеи» И.А. Бунина.
Степень изученности
проблемы. Литературоведы уже более ста лет не
выпускают из виду феномен И. А. Бунина, его жизнь и творчество. Особое внимание
всегда притягивал цикл «Темные аллеи». Однако здесь стоит заметить, что сборник
не сразу был принят однозначно. Одними он был высоко оценен (Г. Адамович, Ф.
Степун), другие (М. Вишняк, М. Карпович, Г. Гребенщиков) усматривали в нем
«растлевающее начало».
Критика советского
периода активировалась к концу 80-х годов ХХ века. В основном это был общий
анализ всего цикла, который отразился в трудах В. Н. Афанасьева, О. Н.
Михайлова, А. А. Волкова, Н. М. Кучеровского. Монография В. Н. Афанасьева,
стала одной из первых, посвященной творчеству И. Бунина. Автор разделяет
рассказы цикла на две основные группы. Первая группа предполагает произведения
о «
Заключение:
Период эмиграции в жизни
И. А. Бунина имел большое влияние на его творчество. Социальные катаклизмы,
связанные с революцией, гражданской войной, формированием тоталитарной системы
на родине художника, обусловили изменения в области проблематики и поэтики
писателя.
В прозе И. А. Бунина
периода эмиграции тесно взаимосвязаны тема личного существования человека и
тема судьбы общества. Личная трагедия в прозе писателя выступает как
составляющая глобальной трагедии, которую он стремился осмыслить средствами
художественной образности.
Создавая цикл «Темные аллеи», И. Бунин хотел показать, в
чем же смысл человеческой жизни, что в ней главное. И этим главным оказывается
любовь – трагическая, порой сводящая с ума и толкающая на преступления, но она
стоит того, чтобы ее испытать. Дабы показать всю силу этого чувства, все его
грани, автор обращается к наиболее подходящей, на его взгляд, жанровой форме – новелле.
Но не только это интересует автора. Проверка на духовную и нравственную
состоятельность испытанного чувства всей жизнью героя – также одна из бунинских
задач.
Именно поэтому писатель
обращается к жанру рассказа. Важнейшая особенность бунинских рассказов,
входящих в «Темные аллеи» – сочетание собственно рассказа с новеллой.
Центральной темой цикла
«Темные аллеи» является движение любовного чувства, любовные отношения и их
изменения во времени, гибель любви под влиянием обстоятельств (внешних или
внутренних). В основу повествования в рассказах цикла «Темные аллеи» положены
преимущественно сюжеты-воспоминания (о событиях прошлого и их переживания в
настоящем), сюжеты-впечатления (выборочная фиксация значимого (объективного или
субъективного) для существования человека), сюжеты-размышления (поток мыслей,
чувств, эмоций). Память о прошлом является главным источником сюжетов
произведений и художественной образности, которая раскрывает динамику любовных
переживаний. Важным сюжетным элементом в цикле «Темные аллеи» случайная встреча
героев (или их узнавания, диалоги), что дает импульс к осмыслению их существования
и духовных изменениях под влиянием жизненных обстоятельств.
В отечественной
литературе до И. Бунина не было, на наш взгляд, писателя, в творчестве которого
играли бы столь значительную роль мотивы любви, страсти, чувства – во всех
оттенках и переходах. Любовь – «легкое дыхание», посетившее мир и готовое в
любой миг исчезнуть, – она является лишь «в минуты роковые».
Писатель не дает ей долго
существовать – в семье, в браке, в буднях. У него это короткая, ослепительная
вспышка, до дна озаряющая души влюбленных, приводящая их к критической грани
гибели, самоубийства, небытия.
Позднему И. Бунину
близость любви и смерти, их сопряженность представлялась частным проявлением
общей катастрофичности бытия, непрочности самого существования. Все эти издавна
близкие ему темы наполнились новым,
грозным содержанием после великих социальных катаклизмов, потрясших Россию и
весь мир. «Любовь прекрасна и любовь обречена» – эти понятия окончательно
совместились и совпали, неся в глубине, в зерне каждого произведения личное
горе Бунина.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Феномен И. А. Бунина в русской литературе
1.1. Отечественные направления
изучения творчества И.А. Бунина
С появлением первых произведений
И. А. Бунина его творчество стало предметом критических очерков, рецензий,
статей. Современники писателя отметили талантливость начинающего писателя,
тонкий лиризм созданных им образов, психологическую глубину и достоверность
характеров. Критики находили в прозе писателя продолжение реалистических
традиций предшественников.
Так, И. Ф. Анненский и И.
Чулков видели в прозе И. А. Бунина тургеневские черты[1], А. А. Измайлов – чеховские[2].
Критики начала ХХ в.
обратили внимание на тонкие наблюдения писателя и оригинальные особенности его
образного видения. Я. Абрамович отметил
уникальную способность И. А. Бунина чувствовать и передавать тончайшие
проявления жизни, называя их «пантеистическим увлечением»[3].
Умение писателя
эмоционально реагировать на состояния природы отметил Ф. А. Степун, сравнив
талант И. А. Бунина в изображении природы с мастерством проникновения Ф. М.
Достоевского в природу человеческую[4].
Личностное отношение писателя
к природе, филигранную живописность в сочетании с ароматами, тактильностью и
светомузыкой отмечали писатели и критики. В отзывах К. И. Чуковского
зафиксированы наблюдения над Бунинским талантом «живописать словом», умением писателя
с помощью цветов, звуков, запахов передать глубину авторских чувств. Он одним
из первых обратил внимание на то, что образы, созданные писателем, отличает
единство живописного и ценностного, способность [1] Бунин И. А.: pro et сontra. Личность и творчество Ивана Бунина
в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. – СПб. :
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001. – С. 280. [2]
Там же. – С. 314. [3]
Там же. – С. 272. [4]
Степун Ф.А. Бунин и русская
литература // Классик без ретуши : литературный мир о творчестве И.А. Бунина : критические
отзывы, эссе, пародии : (1890–1950-е годы) : антология / общ. ред., сост.,
коммент. Н.Г. Мельникова; сост. Т.В. Марченко. – М. : Книжница, 2010. – С. 462–470.