Курсовая теория на тему Вандализм
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика
вандализма. 8
1.1. История развития понятие вандализм. 8
1.2. Объект и объективная сторона вандализма. 13
1.3. Субъект и субъективная сторона вандализма. 17
Глава 2. Уголовная ответственность и квалификация
вандализма. 22
2.1. Особенности уголовной ответственности за
вандализм. 22
2.2. Проблемные вопросы квалификации вандализма. 26
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. Уголовно-правовая норма о вандализме (ст. 214 УК РФ)[1] со
времени вступления в действие УК РФ 1996 г. и по сей день вызывает споры и
дискуссии среди учёных-юристов. Это преступление ранее не было предусмотрено в
уголовном законодательстве Российской Федерации. Между тем, такое негативное
явление, как вандализм, известно с давних времён, а с развитием цивилизации и
сопровождающего её процесса урбанизации оно приобрело устойчивые тенденции
распространения, в том числе и в качестве разных форм группового проявления.
За период действия УК РФ
ни в научных исследованиях, ни в правоприменительной практике не утвердилась
единая точка зрения и адекватная ей позиции правопримененителей, связанные с
реализацией уголовно-правовых норм об ответственности за совершение актов вандализма.
К ним можно отнести вопросы соответствия принципу определенности правовой нормы
положений ст. 214 и ее места в УК РФ, проблемы отграничения состава вандализма
от иных смежных с ним составов преступлений, и, соответственно, адекватного
применения нормы, предусматривающей ответственность за вандализм. Характерно,
что, несмотря на относительно широкую распространённость актов вандализма, ст.
214 УК РФ применяется не столь часто, как это можно было бы представить на
первый взгляд.
Следует отметить, что
проблемы вандализма уже подвергались теоретическому исследованию, однако целый
ряд уголовно-правовых и криминологических аспектов этого преступления
продолжают оставаться дискуссионными. На практике и в теории нет единого
понимания относительно определения объекта вандализма, не разрешен вопрос о
разновидности состава вандализма и, соответственно, о моменте признания акта
вандализма законченным преступлением. Не уяснены также вопросы толкования
понятий «мотив вандализма» и «общественное место». Дискуссионным остается
вопрос о возрасте привлечения к уголовной ответственности по ст. 214 УК РФ, не
все беспроблемно и с вопросом отграничения состава вандализма от смежных
составов преступлений. По-прежнему совершенствование уголовно-правовых и
криминологических мер профилактики вандализма остается одной из насущных задач,
стоящих перед органами государственной власти, органами местного самоуправления
и широкой общественностью.
Объектом исследования в
курсовой работе являются правовые отношения, возникающие в связи совершением
вандализма.
Предметом исследования в
курсовой работе является законодательство, регулирующее ответственность за вандализм.
Целью курсовой работы является анализ уголовно-правовой
характеристики вандализма.
Указанная цель
достигается через ряд последовательных задач курсовой работы:
— изучить историю
развития понятие вандализм;
— раскрыть объект и
объективную сторону вандализма;
— рассмотреть субъект и
субъективную сторону вандализма;
— проанализировать особенности
уголовной ответственности за вандализм;
— выявить проблемные
вопросы квалификации вандализма.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах правоведов по проблемам вандализма.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании вандализма использовалась совокупность общенаучных
(анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания.
Нормативно-правовую базу
курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации[2], УК
РФ, УПК РФ[3], а
также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая
значимость курсовой
работы состоит в том, что в ходе исследования
были выявлены основные особенности вандализма.
Структура
курсовой работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая
основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучена уголовно-правовая характеристика вандализма.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ уголовной ответственность и квалификации вандализма.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996
г. № 63-Ф3 (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание
законодательства РФ. — 1996. — № 25. — ст. 2954. [2] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс». [3] Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021) //
Собрание законодательства РФ. – 2001. — N 52 (ч. I). — ст. 4921.
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Согласно проведенному ретроспективному
анализу специфики и сущности вандализма, присущих разным эпохам, можно
отметить, что спектр действий, относимый к данному виду преступлений,
существенно расширился. Если изначально вандализм причисляли к конкретному историческому
событию (напр., разрушение Карфагена и Древнего Рима племенем под названием
«вандалы»), после Великой французской революции к вандализму стали относить
действия, повлекшие разрушение и порчу предметов и объектов искусства. В
настоящее время данного рода деяния включают в себя любые асоциальные действия,
влекущие порчу имущества или природных объектов, а также разрушение /
уничтожение экологии.
2. Основным непосредственным (видовым)
объектом вандализма является общественный порядок, а для вандализма в виде
порчи имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах
дополнительным объектом является собственность, факультативным объектом данного
преступления выступает — общественная нравственность.
Некоторые признаки объективной стороны
вандализма, например, «осквернение», «порча» носят оценочный характер. Для
того, чтобы определить, что к ним относится надо оценить действия виновного с
позиций смыслового (содержательного) и формального критерия.
На практике нет смысла устанавливать
покушение на совершение вандализма, поскольку рассматриваемый состав
преступления относится к преступлениям небольшой тяжести, покушение на которые
в силу ч.3 ст. 30 УК РФ являются уголовно ненаказуемыми.
3. Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом, так как относительно виновным лицом, действующим умышленно,
осознается общественная опасности своих действий и возможность предвидения
наступления или неизбежности наступления общественно опасных последствий.
Субъект осознает, что портит имущество в общественных местах, оскверняет здания
или иные сооружения, и желает этого.
Мотив позволяет понять подлинный характер
противоправного поведения.
4. По части первой статьи 214 УК РФ
предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех
месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных
работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Повышает
общественную опасность вандализма совершение его группой лиц, а равно по
мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной
ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении
какой-либо социальной группы. Квалифицированный состав вандализма (ч. 2 ст. 214
УК РФ) предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех
лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот
же срок. В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации,
вандализм — это единственное деяние небольшой тяжести, за совершение которого,
начало уголовной ответственности было снижено до четырнадцати лет.
5. На наш взгляд следует законодательно либо на уровне Постановления
Пленума ВС РФ закрепить определения общественного места с целью единообразия
квалификации преступлений; дополнить ч. 2 ст. 214 УК РФ указанием на формы
соучастия «по предварительному сговору» или в организованной группе. Следует
также на уровне разъяснений сформулировать рекомендации по разграничениях
вандализма от смежных по составу преступлений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика вандализма
1.1. История развития понятие вандализм Сегодня к вандализму, как массовому
социальному явлению, совершаемому на протяжении столетий по всему миру,
преимущественно относят «разрушения общественной собственности» и порчу
имущества.
Первоначально вандалами назывались
германские варвары — племена, проживавшие в V в. на территории современной Польши. Во времена поздней
Римской империи наблюдалось массовое переселение различных народов в Европу, в
основном из-за нашествия гуннов. Вандалы были среди тех, кто был вынужден
мигрировать на запад, через границу Римской империи. Войдя в Галлию
(современную Францию), они продолжили путь в Испанию и достигли ее южного
побережья. Затем вандальский король Гейзерихон (Geiseric) повел свой народ через Гибралтарский пролив в Африку. По пути
они совершали чудовищные разбои и грабежи. Таким образом, Гейзерих завоевал
Карфаген, который ранее считался крупнейшим населенным пунктом Западной Римской
империи и одним из самых богатейших городов мира. В 455 г. н.э. вандалы
разграбили сам Рим, забрав из него множество драгоценностей и произведений
искусства. Поскольку «Вечный город» считался одной из ведущих цивилизаций,
символом высокой культуры и католичества, его разрушение и разграбление с тех
пор стало ассоциироваться в мировой истории с термином «вандализм», который
позже стал дефиницией, используемой для обозначения любой «варварской» порчи
или разграбления культурных ценностей.
Более 700 лет мир не подвергался массовому
вандализму, вплоть до 1204 г., когда крестоносцы уничтожили Константинополь.
«Варвары-крестоносцы ничего не смыслили в искусстве. Они умели ценить только
металл. Мрамор, дерево, кость, из которых были некогда сооружены архитектурные
и скульптурные памятники, подвергались полному уничтожению».
Упоминая варваров-вандалов раннего
средневековья, часто историки подчёркивают, что они были особенно жестокими,
даже по «кровавым» меркам того времени. После Великой французской революции
(1789 — 1794 гг.) и эпохи Просвещения, в течение XVII и VXIII вв. вандалы пользовались
сложной серией ассоциаций и появлялись в различных обличьях в прозе, пьесах и
политических трактатах того периода. В конечном счете полностью негативное
представление о данном термине как об асоциальном действии сформировалось из
специфической школы французской историографии в послереволюционный период,
которая стремилась противопоставить творческую энергию идеализированных франков
демонизированным вандалам. А именно, в конце лета 1794 г. аббат Анри Грегуар,
епископ Блуа, представил Национальному собранию свой "Rapport sur les destructions operees par le vandalisme,
et sur les moyens de le reprimer" [Rapport sur
les destructions operees par
le vandalisme,
et sur
les moyens
de le
reprimer / by Gregoire,
Henri, 1750-1831, www…]
(с франц. яз. «Отчет о разрушениях, совершенных вандализмом, и о
способах его подавления»), в котором рассматривался ущерб, причиненный
массовыми беспорядками в первые месяцы Великой французской революции. Данный
документ позволил интерпретировать акты вандализма с точки зрения
законодательной системы и рассматривать деяние как преступление[1]. [1] Агаджанян Э.М. Понятие и общественная
опасность вандализма // Актуальные проблемы правосудия и правоохранительной
деятельности.Ред. колл.: к.ю.н., доцент П.Н. Дурнева, к.ю.н., доцент Ю.Н.
Шаповалов; Пятигорский гос. ун-т. — 2020. — С. 144-150.