Курсовая теория на тему Валютное регулирование как инструмент реализации целей валютной политики Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты сущности валютного регулирования как инструмента
реализации целей валютной политики Российской Федерации. 5
1.1.
Различные подходы к определению валютного регулирования. 5
1.2. Цели,
задачи и принципы валютного регулирования РФ.. 8
1.3.
Инструменты валютного регулирования. 11
2. Анализ и
оценка валютного регулирования в России. 15
2.1.
Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных отношений в России. 15
2.2. Основные
нормы валютного законодательства и валютные ограничения. 18
2.3.
Исследование и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений
в РФ и на воздействие государственного валютного контроля. 22
Заключение. 27
Список источников и литературы 31
Введение:
Данная курсовая работа посвящена актуальной
теме валютного регулирования как инструмента реализации целей валютной политики
Российской Федерации, которая в настоящий момент, с учетом экономической
ситуации в стране, приобретает особый интерес, так как валютное регулирование
является частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и
укрепления стабильности национальной валюты.
Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля призвано
способствовать эффективному преодолению кризисных явлений в российской
экономике и реализации тактических и стратегических интересов
страны. Стабилизация экономики, улучшение конъюнктуры основных статей
российского экспорта, глобализация экономических процессов в мире, рост связей
России с другими странами и зависимостей от международных рынков капитала — все
это привело к значительной либерализации валютной сферы, оттоку иностранной
валюты из страны, кардинальной перестройке системы валютного регулирования и
валютного контроля, изменению приоритетов в регулировании валютных отношений от
запретительных мер к всеобъемлющему мониторингу валютных операций. Валютное регулирование представляет собой
законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою
очередь, валютная политика – это составная часть общеэкономической, в том числе
денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление
валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее
платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за
рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за
границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.
Созданный в России механизм валютного контроля
имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления
экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета,
укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и
формирования государственных валютных резервов.
Объектом исследования является валютное
регулирование в России.
Предметом исследования в данной работе является
валютная система России.
Цель написания курсовой работы заключается в
анализе процесса валютного регулирования как инструмента реализации целей
валютной политики Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить
следующие задачи:
— рассмотреть различные подходы к определению валютного
регулирования;
— определить ели, задачи и принципы валютного
регулирования РФ;
— изучить инструменты валютного регулирования;
— рассмотреть основные нормы валютного законодательства и
валютные ограничения;
— провести исследование и
систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в РФ и на
воздействие государственного валютного контроля.
Теоретической основой исследования являются
законодательные акты РФ, регулирующие деятельность банков в РФ,
инструктивно-нормативные материалы ЦБ РФ, а также работы отечественных и
зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам (Лаврушина О.И.,
Жукова Е.Ф., Фетисова Г.Г. и др.).
Методологическую основу данной курсовой работы
составили концепции, обоснованные и представленные в современной научной
литературе, работы российских ученых, а так же официальные документы,
нормативно-правовые акты и статистические материалы, опубликованные в
периодической печати и научной литературе по исследуемой проблеме. В качестве
общенаучных методов исследования применялись: исторический,
сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
Заключение:
Валютное
регулирование деятельности государственных органов по управлению адресной
валютой, контролю иностранной валюты, влиянию на курс национальной валюты,
ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль-контроль
государством за порядком приобретения юридическими и физическими лицами
иностранной валюты и осуществления валютных операций, за движением валюты через
таможенную границу.
При
этом основными направлениями в области валютного регулирования являются
следующие:
—
Улучшение правовых и нормативных рамок кредитных организаций в соответствии с
международно признанными подходами;
—
Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и
лицензировании банковской деятельности;
—
Дистанционный контроль;
—
Инспекция кредитных организаций;
—
Мониторинг реакции;
—
Финансовое восстановление и ликвидация кредитных организаций;
—
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов преступными средствами и
финансированием терроризма;
—
Деятельность центрального каталога кредитной истории;
—
Взаимодействие с российским банковским сообществом;
—
Взаимодействие с международными финансовыми учреждениями, иностранными
центральными банками.
Для
валютных операций на территории РФ резиденты и нерезиденты обязаны: а)
предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и сведения,
связанные с валютными операциями, открывать и управлять счетами; б) вести в
установленном порядке учет и отчеты о сделках с иностранной валютой, обеспечивать
сохранность соответствующих документов и материалов не менее трех лет со дня
совершения соответствующих валютных операций, но не раньше срока действия
договора.; в) осуществлять положения валютного контроля об устранении
выявленных нарушений законов валютного законодательства и законов валютного
регулирования.
Валютный
контроль в Российской Федерации осуществляется правительством Российской
Федерации, органами и представителями валютного контроля в соответствии с
федеральным законом и другими федеральными законами.
С
институциональной точки зрения валютные рынки-это совокупность бирж, брокерских
фирм, банков, различных видов фондов, компаний.
Спекулятивная
атака на рубль требует серьезной инвентаризации валютного контроля.
В
российской ситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений
качественного плана. Когда резервы и связанная с ними девальвация рубля
достигнут пределов, угрожающих платежеспособности предприятий и страны в целом,
необходимо, чтобы участники рынка знали, какие рычаги можно использовать для
нормализации ситуации. В первую очередь важны не запретительные меры, а
экономические стимулы, которые делают операции с рублем более оправданными.
Кроме того, вы можете еще раз обратиться к практике частичной продажи валютных
доходов для пополнения резервов.
Основной
целью дальнейшего развития валютного регулирования является усиление его роли в
экономике страны в обеспечении стабильности системы и повышении качества
оказываемых услуг. Эта цель будет достигнута в следующих областях:
—
повышение правовой безопасности банковских операций;
—
повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
—
развитие конкурентной среды и обеспечение прозрачности в деятельности кредитных
организаций, банковских групп и банковских холдингов;
—
укрепление рыночной дисциплины в банковском секторе и обеспечение равных
конкурентных условий для всех кредитных организаций, включая банки,
контролируемые государством;
—
повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных
организациях, банковских группах и банковском холдинге.
В
последнее время все чаще высказываются предложения по заметной либерализации
валютных операций и смягчению валютного регулирования. Особенно остро стоит
вопрос если не об отмене, то хотя бы о значительном снижении нормы обязательной
продажи валютных доходов экспортерами. Но одной из основных долгосрочных целей
экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая
предполагает снятие всех административных ограничений валютных операций. Однако
проблема валютного регулирования требует аргументов о том, почему существующее
валютное регулирование должно быть изменено.
При
принятии решения о валютном регулировании следует учитывать, что либерализация
валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной
напряженности в российском обществе, поэтому разработка вопросов либерализации
валютного рынка требует четких формулировок цели проведения любого мероприятия
и оценки последствий его принятия.
В
пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий
профиль валютного регулирования недостаточно эффективен, продолжается отток
крупного капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему
избыточной ликвидности, что, в свою очередь, создает опасность ускорения роста
цен и т.
Изменение
валютного регулирования может привести к инфляции, но может контролироваться
ускоренной долговой политикой, то есть не только долги выплачиваются
планомерно, но и предпринимаются усилия по созданию резервов для будущих
платежей. Второй путь, который сторонники немедленной либерализации фактически
требуют, — это то, что большая часть валютных доходов остается на валютных
счетах экспортеров, которые считают, что в будущем "дополнительный"
капитал будет отнят и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. И третий
путь — это кропотливая работа по формированию институтов и механизмов,
способных переместить эти избыточные деньги в экономику, чтобы ускорить
экономический рост. В этом случае избыточный капитал уже не будет так
эффективно "работать"для отечественной экономики. Да, действительно,
создание и внедрение механизма финансирования реального сектора российской
экономики из-за избыточной ликвидности рубля-крайне сложная задача. Но это
единственный нормальный способ решить эту проблему.
Таким
образом, наше государство должно создать интегрированную систему валютного
регулирования и валютного контроля, обеспечивающую гибкий подход к решению
проблем, возникающих в процессе осуществления экономической политики государства,
и регулированию валютных операций как на внутреннем валютном рынке, так и во
внешнеэкономической сфере.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты сущности валютного регулирования как
инструмента реализации целей валютной политики Российской Федерации 1.1 Различные подходы к
определению валютного регулирования Валютное
регулирование деятельности государственных органов по управлению адресной
валютой, контролю иностранной валюты, влиянию на курс национальной валюты,
ограничению использования иностранной валюты[1].
Валютный
контроль-контроль государством за порядком приобретения юридическими и
физическими лицами иностранной валюты и осуществления валютных операций, за
движением валюты через таможенную границу.
Процесс
перехода российского государства к рыночным отношениям в экономике обусловил
необходимость интеграции страны в мировую экономику и потому послужил
катализатором мощного укрепления и развития внешнеторговых отношений. С 1986
года практически все хозяйствующие субъекты имеют право на прямой доступ к
иностранным валютным рынкам. Число участников внешнеэкономической деятельности
постоянно увеличивалось с развитием совместного предпринимательства с участием
иностранного капитала. Активно возникали различные формы внешнеэкономической
деятельности. Параллельно была проведена масштабная банковская реформа, в ходе
которой большое количество независимых от государства коммерческих банков
получили право на открытие и ведение счетов клиентов, международных расчетов,
покупку и продажу иностранной валюты.
Практически
не существовало нормативно-правовых основ правил работы с иностранной валютой и
прежде всего определения органа государственного управления, ответственного за
создание регуляторного механизма (за исключением некоторых отдельных
постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов,
внутренних инструкций бывших госбанков).
Все
это послужило основой для принятия в 1991 году Закона СССР «О валютном
регулировании и валютном контроле». Основным органом валютного регулирования
был определен государственный банк, соответствующий практике большинства стран
мира, и был введен Институт агентов валютного контроля. Были также установлены
основные принципы валютных операций (текущие — без ограничений, связанных с
движением капитала — особым образом).
В то
же время валютное регулирование в нашей стране регулируется Федеральным законом
от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном
контроле "(выпуск от 24.02.2021 г.)[2].
Он
устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного
контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного контроля и
определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения,
использования и утилизации валютных курсов, права и обязанности иностранцев в
отношении владения, использования и утилизации валюты Российской Федерации и
внутренних ценных бумаг, права и обязанности органов валютного контроля и
агентов валютного контроля.
Слабое
теоретическое изучение вопросов, связанных с использованием валютных отношений,
привело к отсутствию единства среди ученых в подходах к толкованию финансовой
категории «валютное регулирование». Так, некоторые авторы считают, что валютное
регулирование работает в контролирующем режиме, например, в политике
формирования курса.
Другие
авторы ограничивают объем таких терминов, понимая «комплекс мер (юридических,
административных и организационных) по упорядочению валютных ценностей и
включению страны в мировой валютный рынок» или «государственную деятельность по
регулированию расчетов и расчетов валют», а также с учетом валютных ограничений
деятельность, которая затрудняет, ограничивает или делает невозможными текущие
международные платежи.
Например,
"Валютное регулирование-это деятельность органов государственной власти по
управлению оборотом валюты, контролю за валютными операциями, влиянию на курс
национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.[3]"
Но
метод валютного регулирования влияет на денежные отношения с точки зрения
осуществления валютных операций, то есть их нормирования и регулирования, в
связи с чем нелогичные достижения в категории «валютная экономика» термин
«валютная экономика», является формой деятельности государства, существующим
порядком валютных операций. Эти действия взаимосвязаны и взаимозависимы, но
относительно независимы.
С
точки зрения Л. Н.Красавина, валютное регулирование-это регулирование
государством международных расчетов и порядка осуществления валютных операций[4].
Международные
расчеты, в частности, подлежат наднациональному регулированию отношений (между
субъектами различных государств), что обусловливает необходимость учета норм
международного права и гармонизации правовых позиций резидентов и их
иностранных контрагентов.
В.
Т. Батычко считает, что валютное регулирование является законодательной формой
реализации валютной политики государства.
Валютное
регулирование является менее распространенным понятием с точки зрения валютной
политики государства и является его неотъемлемой частью. Фактически механизм
валютного регулирования предусматривает ряд мер экономического воздействия на
субъекты валютных отношений. [1] Бабаев Ю.А. Валютное регулирование и
валютный контроль. – М.: Дело, 2018. С. 72 [2] Российская Федерация. Законы. О валютном
регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ
(ред. от 24.02.2021). — Режим доступа: http://www.consultant.ru [3] Горшков И.Е. Валютное регулирование и
валютный контроль. –М.: Академия, 2019. С.85 [4] Ефимова О.В. О валютном регулировании и
валютном контроле. – М.: Ника, 2019. С. 143