Курсовая теория на тему Валеологическое воспитание младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты валеологического воспитания младших школьников 6
1.1
Теоретические подходы к проблеме валеологического образования младших
школьников. 6
1.2
Валеологический подход в начальном образовании. 11
2. Система
валеологического воспитания детей 1-4 классов. 18
2.1
Воспитание младших школьников здоровому образу жизни. 18
2.2
Валеологический подход к организации уроков в современной школе. 26
Заключение. 31
Список
использованной литературы.. 33
Введение:
Понятие «валеологическое
воспитание» происходит от названия науки валеологии, предметом которой является
здоровье и здоровый образ жизни. По данным Н.М. Полетаевой, усилилось
неблагоприятное влияние школы на состояние здоровья учеников: к концу обучения,
по разным данным остается от 3 до 10% здоровых учеников. Если обратиться к данным
Минздравсоцразвития России, то можно увидеть, что состояние здоровья детей 1-4
классов в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: из 13,4
миллионов детей школьного возраста более половины имеют ослабленное здоровье, а
две трети детей в возрасте 10 лет имеют хронические заболевания.
Таким образом, и на
уровне исследований и на уровне статистики прослеживается одна и та же тенденция
– значительное ухудшение здоровья младших школьников, которая становится одной из
самых значимых проблем в современной России. Ее решение обеспечивается системой
мероприятий: медицинских, социальных и педагогических. Вместе с тем, понятно,
что какие бы ни были приняты меры на государственном уровне, гарантировать
здоровье детей и подростков они не смогут. Существует только один путь быть
здоровым – уметь сохранять и укреплять свое здоровье самому.
Здоровье детей зависит как
от социокультурного окружения, в котором они находятся, так и от качества
воспитательной работы, направленной то, чтобы ребенок был здоровым. Таким образом,
на государственном уровне подчеркивается необходимость осуществления
валеологического воспитания подрастающего поколения.
Степень изученности проблемы
в науке. Изучением валеологического воспитания занимались многие исследователи.
Так, Н.В. Вайнер акцентировал внимание на том, что предмет валеологии – это
индивидуальное здоровье человека и резервы здоровья. В диссертациях В.Н. Волкова,
М.Е. Кошелевой, И.Л. Ореховой, Н.М. Полетаевой говорится о значимости решения
проблемы здоровья и об актуальности валеологического воспитания. Так, например,
своей диссертационной работе В.Н. Волкова говорит о том, что валеологическое воспитание
является целостным процессом. Он обладает ценностным потенциалом, ядром
которого выступает рефлексивная, творческая деятельность, направленная на сохранение
и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся.
М.Е. Кошелева раскрывает проблему
воспитания валеологического самоотношения у школьников и связывает её с валеологическим
воспитанием. В своей работе изучает валеологическое самоотношение личности. Оно
представляет собой ценностное и ответственное отношение человека к себе и к
своему здоровью, которое проявляется в повседневном личностном
здоровьесберегающем поведении и здоровом образе жизни.
И.Л. Орехова говорит о необходимости
разработки инновационных принципов содержания валеологического обеспечения общего
образования как непрерывного процесс, которые соответствовало бы природным и
возрастным особенностям, предрасположенностям учащихся.
Н.М. Полетаева раскрывает
в своей диссертационной работе теоретические основы системы валеологического воспитания
школьников. Несмотря на активное изучение различных тем, связанных с
валеологическим воспитанием младших школьников, проблема, связанная со
здоровьем и валеологическим воспитанием остается раскрытой не в полной мере.
Именно поэтому изучение данной проблемы является актуальным. Противоречие исследования
состоит в том, что, несмотря на то, что решение проблемы валеологического
воспитания младших школьников в настоящее время является востребованным, на сегодняшний
момент недостаточно необходимых методических разработок для осуществления этого
процесса в общеобразовательной организации.
В связи с этим, можно
сформулировать проблему: каково содержание программы по валеологическому воспитанию
младших школьников в общеобразовательной организации во внеурочной
деятельности?
Объект исследования: процесс
валеологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание
программы валеологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования –
изучить валеологическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования состояла
в предположении, что валеологическое воспитание младших школьников в общеобразовательной
организации, должно осуществляться в соответствии с научно обоснованной программой
воспитания, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи исследования:
1. Выяснить валеологический
подход в начальном образовании.
2. Изучить теоретические
подходы к проблеме валеологического образования младших школьников.
3. Охарактеризовать воспитание
младших школьников здоровому образу жизни.
4.Проанализировать валеологический
подход к организации уроков в современной школе.
Методы исследования: анализ,
синтез, обобщение, сравнение
Структура работы: состоит
из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Здоровье детей младшего
школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как
состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия
жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми
факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения,
включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также
организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве,
когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является
природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная
двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно —
развивающие линии, рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной
школы — это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к
физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном
организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и
социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект
усматривается в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через
особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий
характер.
Валеологическое воспитание
– это процесс формирования установок, направленных на сохранение, укрепление
здоровья и здоровый образ жизни. Результатом валеологического воспитания
является физическое, душевное (психологическое) и социальное здоровье. Так как педагогическая
деятельность тесно связана именно с обеспечением социального здоровья мы, проанализировав
данное понятие, пришли к выводу, социальное здоровье младшего школьника – это
способность младшего школьника взаимодействовать с другими людьми (семьей,
одноклассниками, друзьями и учителями).
Начальное образование
существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого
изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса
на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как
спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой
курса «Валеология» в частности.
В начальной школе закладываются основы для
последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии. Программа
«Валеология» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего
школьного возраста сведения о человеке, его биологической природе и социальной
сущности; обществе; поведении в обществе.
Главной задачей программы
«Валеология» в начальной школе является формирование целостной картины
природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование
представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного
отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих
принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе
формирования представлений человека и культуры человеческого общества.
Использование
разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные
представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении
явлений и событий жизни человека и т.д.
Школа ставит перед собой
цели вести работу по сохранению и укреплению здоровья, а также создавать
условия для того, чтобы школьники осознанно заботились о своем здоровье,
занимались совершенствованием, понимали себя.
Гипотеза о том, что
валеологическое воспитание младших школьников должно осуществляться в
соответствие с научно обоснованной программой воспитания, направленной на сохранение
и укрепление здоровья
Фрагмент текста работы:
школьников 1.1 Теоретические
подходы к проблеме валеологического образования младших школьников Интеграция процессов
обучения, укрепления и поддержания здоровья в практику образования
свидетельствует о необходимости человеку расширять свои связи с внешним миром,
насыщать жизнь событиями, в основном благодаря своим знаниям и развитию и
расширить его возможности [15]. Вместе с формированием у школьника
нравственных, идеологических, интеллектуальных и творческих качеств и
позитивным восприятием окружающей среды ученые подтверждают необходимость
воспитания индивидуального здоровья в качестве стратегии собственного развития.
Сегодня осознание того, что не только активное участие в развитии науки и
культуры способствует гармонизации человека с окружающим миром, но и
способность иметь физическое и психическое здоровье, постепенно набирает силу.
Валеологическое
воспитание сегодня представлено в теоретической, методологической и прикладной
формах. Знание работы специалистов в области валеологии (Э.Н. Вайнера, В.В.
Колбанова, Л.Г. Татарниковой и др.) доказывает факт того, что валеологическое
воспитание ориентировано на формирование способности личности самоопределяться,
реализовываться по законам своего вида, сохранять генофонд и уметь использовать
все свои возможности для восприятия и преобразования окружающей
действительности [3]. В последние десятилетия в рамках научных изысканий
рассматриваются проблемы обучения валеологии школьников в учебных заведениях
нового типа методика обучения валеологии в биологическом образовании.
Валеологическое образование школьников учитывается с использованием средств
физического воспитания, социально-гигиенические и организационные аспекты
валеологического образования и воспитания подростков. В то же время проблема
валеологического обучения и воспитания учащихся начальных классов остается
актуальной и требует решения.
Валеологическое
воспитание младших школьников как современная педагогическая потребность
актуально, прежде всего, в связи с психологическими и физическими особенностями
данного возрастного периода. Известным является тот факт, что здоровье,
заложенное в детстве, определяет здоровье в старшие периоды жизни человека, то
же можно сказать и о воспитании отношения к нему, системе приоритетов и
убеждений личности. В таком русле валеологическое воспитание предполагает
формирование ряда сознаний о себе, своем предназначении, ценностях здорового
поведения и др. Валеологическое воспитание в своей сущности предусматривает
учет многих факторов: уровня развития общественного сознания, состояния
медицинского обеспечения, компетентности социальных и образовательных
работников, а также готовности самих учащихся к саморазвитию и сохранению.
Валеологическое
воспитание также определяется как социально-педагогическое влияние,
предусмотренное созданием условий для соответствия каждого гражданина
общественным и производственным стандартам здоровья. Взаимодействие человека и
социума не менее сказывается на здоровье, поэтому, по словам И. Сущевой, все
больше утверждается точка зрения, согласно которой здоровье определяется