Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Валеологическое воспитание младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Теоретические аспекты валеологического воспитания младших школьников  6

1.1
Теоретические подходы к проблеме валеологического образования младших
школьников. 6

1.2
Валеологический подход в начальном образовании. 11

2. Система
валеологического воспитания детей 1-4 классов. 18

2.1
Воспитание младших школьников здоровому образу жизни. 18

2.2
Валеологический подход к организации уроков в современной школе. 26

Заключение. 31

Список
использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Понятие «валеологическое
воспитание» происходит от названия науки валеологии, предметом которой является
здоровье и здоровый образ жизни. По данным Н.М. Полетаевой, усилилось
неблагоприятное влияние школы на состояние здоровья учеников: к концу обучения,
по разным данным остается от 3 до 10% здоровых учеников. Если обратиться к данным
Минздравсоцразвития России, то можно увидеть, что состояние здоровья детей 1-4
классов в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: из 13,4
миллионов детей школьного возраста более половины имеют ослабленное здоровье, а
две трети детей в возрасте 10 лет имеют хронические заболевания.

Таким образом, и на
уровне исследований и на уровне статистики прослеживается одна и та же тенденция
– значительное ухудшение здоровья младших школьников, которая становится одной из
самых значимых проблем в современной России. Ее решение обеспечивается системой
мероприятий: медицинских, социальных и педагогических. Вместе с тем, понятно,
что какие бы ни были приняты меры на государственном уровне, гарантировать
здоровье детей и подростков они не смогут. Существует только один путь быть
здоровым – уметь сохранять и укреплять свое здоровье самому.

Здоровье детей зависит как
от социокультурного окружения, в котором они находятся, так и от качества
воспитательной работы, направленной то, чтобы ребенок был здоровым. Таким образом,
на государственном уровне подчеркивается необходимость осуществления
валеологического воспитания подрастающего поколения.

Степень изученности проблемы
в науке. Изучением валеологического воспитания занимались многие исследователи.
Так, Н.В. Вайнер акцентировал внимание на том, что предмет валеологии – это
индивидуальное здоровье человека и резервы здоровья. В диссертациях В.Н. Волкова,
М.Е. Кошелевой, И.Л. Ореховой, Н.М. Полетаевой говорится о значимости решения
проблемы здоровья и об актуальности валеологического воспитания. Так, например,
своей диссертационной работе В.Н. Волкова говорит о том, что валеологическое воспитание
является целостным процессом. Он обладает ценностным потенциалом, ядром
которого выступает рефлексивная, творческая деятельность, направленная на сохранение
и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся.

М.Е. Кошелева раскрывает проблему
воспитания валеологического самоотношения у школьников и связывает её с валеологическим
воспитанием. В своей работе изучает валеологическое самоотношение личности. Оно
представляет собой ценностное и ответственное отношение человека к себе и к
своему здоровью, которое проявляется в повседневном личностном
здоровьесберегающем поведении и здоровом образе жизни.

И.Л. Орехова говорит о необходимости
разработки инновационных принципов содержания валеологического обеспечения общего
образования как непрерывного процесс, которые соответствовало бы природным и
возрастным особенностям, предрасположенностям учащихся.

Н.М. Полетаева раскрывает
в своей диссертационной работе теоретические основы системы валеологического воспитания
школьников. Несмотря на активное изучение различных тем, связанных с
валеологическим воспитанием младших школьников, проблема, связанная со
здоровьем и валеологическим воспитанием остается раскрытой не в полной мере.
Именно поэтому изучение данной проблемы является актуальным. Противоречие исследования
состоит в том, что, несмотря на то, что решение проблемы валеологического
воспитания младших школьников в настоящее время является востребованным, на сегодняшний
момент недостаточно необходимых методических разработок для осуществления этого
процесса в общеобразовательной организации.

В связи с этим, можно
сформулировать проблему: каково содержание программы по валеологическому воспитанию
младших школьников в общеобразовательной организации во внеурочной
деятельности?

Объект исследования: процесс
валеологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: содержание
программы валеологического воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.

Цель исследования –
изучить валеологическое воспитание младших школьников.

Гипотеза исследования состояла
в предположении, что валеологическое воспитание младших школьников в общеобразовательной
организации, должно осуществляться в соответствии с научно обоснованной программой
воспитания, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Задачи исследования:

1. Выяснить валеологический
подход в начальном образовании.

2. Изучить теоретические
подходы к проблеме валеологического образования младших школьников.

3. Охарактеризовать воспитание
младших школьников здоровому образу жизни.

4.Проанализировать валеологический
подход к организации уроков в современной школе.

Методы исследования: анализ,
синтез, обобщение, сравнение

Структура работы: состоит
из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Здоровье детей младшего
школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как
состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия
жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми
факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения,
включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также
организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве,
когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является
природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная
двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно —
развивающие линии, рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной
школы — это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к
физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном
организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и
социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект
усматривается в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через
особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий
характер.

Валеологическое воспитание
– это процесс формирования установок, направленных на сохранение, укрепление
здоровья и здоровый образ жизни. Результатом валеологического воспитания
является физическое, душевное (психологическое) и социальное здоровье. Так как педагогическая
деятельность тесно связана именно с обеспечением социального здоровья мы, проанализировав
данное понятие, пришли к выводу, социальное здоровье младшего школьника – это
способность младшего школьника взаимодействовать с другими людьми (семьей,
одноклассниками, друзьями и учителями).

Начальное образование
существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого
изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса
на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как
спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой
курса «Валеология» в частности.

 В начальной школе закладываются основы для
последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии. Программа
«Валеология» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего
школьного возраста сведения о человеке, его биологической природе и социальной
сущности; обществе; поведении в обществе.

Главной задачей программы
«Валеология» в начальной школе является формирование целостной картины
природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование
представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного
отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих
принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе
формирования представлений человека и культуры человеческого общества.

Использование
разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные
представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении
явлений и событий жизни человека и т.д.

Школа ставит перед собой
цели вести работу по сохранению и укреплению здоровья, а также создавать
условия для того, чтобы школьники осознанно заботились о своем здоровье,
занимались совершенствованием, понимали себя.

Гипотеза о том, что
валеологическое воспитание младших школьников должно осуществляться в
соответствие с научно обоснованной программой воспитания, направленной на сохранение
и укрепление здоровья

 

Фрагмент текста работы:

 

школьников 1.1 Теоретические
подходы к проблеме валеологического образования младших школьников Интеграция процессов
обучения, укрепления и поддержания здоровья в практику образования
свидетельствует о необходимости человеку расширять свои связи с внешним миром,
насыщать жизнь событиями, в основном благодаря своим знаниям и развитию и
расширить его возможности [15]. Вместе с формированием у школьника
нравственных, идеологических, интеллектуальных и творческих качеств и
позитивным восприятием окружающей среды ученые подтверждают необходимость
воспитания индивидуального здоровья в качестве стратегии собственного развития.
Сегодня осознание того, что не только активное участие в развитии науки и
культуры способствует гармонизации человека с окружающим миром, но и
способность иметь физическое и психическое здоровье, постепенно набирает силу.

Валеологическое
воспитание сегодня представлено в теоретической, методологической и прикладной
формах. Знание работы специалистов в области валеологии (Э.Н. Вайнера, В.В.
Колбанова, Л.Г. Татарниковой и др.) доказывает факт того, что валеологическое
воспитание ориентировано на формирование способности личности самоопределяться,
реализовываться по законам своего вида, сохранять генофонд и уметь использовать
все свои возможности для восприятия и преобразования окружающей
действительности [3]. В последние десятилетия в рамках научных изысканий
рассматриваются проблемы обучения валеологии школьников в учебных заведениях
нового типа методика обучения валеологии в биологическом образовании.
Валеологическое образование школьников учитывается с использованием средств
физического воспитания, социально-гигиенические и организационные аспекты
валеологического образования и воспитания подростков. В то же время проблема
валеологического обучения и воспитания учащихся начальных классов остается
актуальной и требует решения.

Валеологическое
воспитание младших школьников как современная педагогическая потребность
актуально, прежде всего, в связи с психологическими и физическими особенностями
данного возрастного периода. Известным является тот факт, что здоровье,
заложенное в детстве, определяет здоровье в старшие периоды жизни человека, то
же можно сказать и о воспитании отношения к нему, системе приоритетов и
убеждений личности. В таком русле валеологическое воспитание предполагает
формирование ряда сознаний о себе, своем предназначении, ценностях здорового
поведения и др. Валеологическое воспитание в своей сущности предусматривает
учет многих факторов: уровня развития общественного сознания, состояния
медицинского обеспечения, компетентности социальных и образовательных
работников, а также готовности самих учащихся к саморазвитию и сохранению.

Валеологическое
воспитание также определяется как социально-педагогическое влияние,
предусмотренное созданием условий для соответствия каждого гражданина
общественным и производственным стандартам здоровья. Взаимодействие человека и
социума не менее сказывается на здоровье, поэтому, по словам И. Сущевой, все
больше утверждается точка зрения, согласно которой здоровье определяется

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы