Курсовая теория на тему Вальдорфская педагогика: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 2
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения вальдорфской педагогики. 4
1.1История возникновения
технологии. 4
1.2Концептуальные
положения. 7
1.3 Цель и задачи
технологии. 9
Глава 2. Особенности
содержания вальдорфской педагогики. 16
2.1Вальдорфская
педагогика в современных школах. 16
2.2Вальдорфская школа в
России. 23
Заключение. 29
Список литературы. 32
Введение:
Использование идей и достижений зарубежной
гуманистической педагогики может способствовать решению актуальных для
современной отечественной школы социально-педагогических задач разработки и
последовательного воплощения гуманной образовательной парадигмы. Эффективное использование зарубежного опыта
предполагает не прямое его заимствования с использованием готовых результатов,
а отражение передовых гуманистических идей в педагогической национальном
сознании, социальной и культурной интеграции отечественной и мировой
педагогики, учет специфики и особенностей системы образования, а следовательно,
адаптации зарубежных идей и подходов к национальной школы, к отечественной
культуре в целом. Одним из источников
определения современной стратегии развития образования является анализ мирового
педагогического опыта гуманистической ориентации, в частности вальдорфской
(Штейнер-) школы, которую ЮНЕСКО признало школой XXI века, благодаря тому, что
она на практике реализует цели и идеалы гуманистической педагогики. Вальдорфская школа органично сочетает в себе
требования определенного общественного среды и интересы, потребности личности в
индивидуальном творчестве, самоопределении и самореализации. Именно поэтому в развитых странах мира,
где общественное мнение поставила педагогические вопросы в центр социальных
проблем, количество вальдорфских школ постоянно растет и за последние 20 лет
увеличилось в три раза. Исходя из уникальности и неповторимости
человека, Штейнер-педагогика в практической деятельности органично сочетает
принципы гуманизации и гуманитаризации образования принципу социальной
направленности процесса воспитания и обучения, дает возможность раскрыть
индивидуальные дарования человека и сделать их социально плодотворными
[3]. Определение перспектив развития
образования в РФ в контексте гуманистических европейских и мировых тенденций
должно происходить при условии учета особенностей нашего общества, тех
специфических задач, которые стоят перед образованием РФ на современном этапе,
хранения и использования достижений отечественной педагогической мысли,
организационных форм и методов, сложившихся исторически. Анализ современной научной литературы
указывает на наличие исследований из особенностей вальдорфской педагогики, ее
содержания, методики, организации учебно-воспитательного процесса в Штейнер-школах
(Н.Абашкина, И.Брохман, О.Гребенщикова, О.Ионова, И.Нильсен, А.Пинський,
Л.Родионова и др.). Заслуживает внимания исследования
О.Ионовои по психологическим вопросам вальдорфской школы в контексте
модернизации образования. Но в
современных изданиях недостаточно информации о концептуальных основах
вальдорфской педагогики, условиях системного реализации идей и принципов
Штейнер педагогики в образовательном процессе нашего государства [3]. Цель работы — осветить концептуальные
основы вальдорфской педагогики, показать систему ее использования в
отечественной школе.
Объект исследования: Вальдорфская
педагогика.
Предмет исследования: Вальдорфская
педагогика: история и современность.
Задачи исследования:
Рассмотреть историю возникновения
Вальдорфской педагогики в научно педагогической литературе
Осветить концептуальные основы и
особенности содержания идей Вальдорфской педагогики
Проанализировать методику организации
работы по Вальдорфской системе в РФ.
Заключение:
Первая вальдорфская школа основана
известным мыслителем, философом, литературоведом, глубоким исследователем
творчества Гете, создателем философского учения — антропософии Рудольф Штейгер
в 1919 году для детей работников табачной фабрики в Штутгарте.
С семилетнего возраста у Штейнера начинает
складываться особый внутренний опыт, который позже изменит его жизнь. Он
переживает сферу сверхчувственного как абсолютную реальность, тщательно скрывая
от взрослых, которые воспринимают мир, как материальное явление. После
окончания реального училища, Штейнер поступил в Венскую высшей технической
школы, где изучал математику и естественные дисциплины. В это же время он
посещает в университете лекции по философии, литературы, психологии и медицины,
увлекается экспериментальным естествознанием, знакомится с методами,
разработанными Гете.
Чем бы ни занимался Штейнер, учась,
занимаясь исследовательской работой, он всегда обращался к педагогической
деятельности. С четырнадцати лет сам платил за обучение в реальном училище, а
позже и за обучение в Высшем учебном заведении, зарабатывая средства частными
уроками по самым разным предметам. После окончания учебы стал домашним учителем
мальчика, больного гидроцефалией. Врачи сказали, что мальчик не может учиться,
но иначе считал учитель Рудольф Штейнер. Используя специальные педагогические
методики, особый распорядок дня, усиленные занятия, Штейнер сумел добиться
такого улучшения состояния, что через два года мальчик смог учиться в обычной
школе вместе со своими сверстниками. Позже он окончил университет и стал
врачом.
В 1919 году Р.Штейнер воплотил в этой
школе разработанное им философское вчення- антропософию, согласно которому
развитие способности познания приводит человека к совершенству. Антропософия
сочетает в себе элементы субъективного идеализма Гете и христианства.
Цель вальдорфской педагогики: привести
ребенка к восприятию и познанию мира, развить скрытые способности и
возможности. Задача новой педагогики состояла в том, чтобы развить этот новый
способ познания. Человек, как существо духовное, имеет, кроме физического тела,
еще и душу. Развития «духа» и «души» ребенка Штейнер придавал особое значение.
Ребенок приходит на Землю с определенной миссией. Дать осуществиться этой
миссии — основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из
разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической
педагогики». Это система самопознания и саморазвития индивидуальности условия
партнерства с учителем, в единстве чувственного и сверхчувственного опыта духа,
души и тела.
Развитие человека осуществляется
скачкообразно, несколькими ступенями. Первый из них — рождение физического
тела. В возрасте семи лет рождается духовное тело, благодаря чему начинается
самостоятельная внутреннее эмоционально-образное жизни. В возрасте четырнадцати
лет рождается второй духовное тело, создает условия для самостоятельного
эмоциональной жизни и мышления, а в 21 год происходит рождение человеческого
«Я». Мы говорим, что человек стал взрослым. Каждый из этих циклов или отрезков
жизнь ставит перед процессом воспитания и обучения свои задачи, вполне
специфические требования.
Развитие ребенка происходит по заранее
заданной, генетически детерминированной программой, предшествует обучению и
определяет его.
Свобода — это средство воспитания. Свобода
не в смысле асоциальности. Человек живет в социуме, в мире, и школа готовит
ребенка к контакту с миром. Обучение и воспитание должно быть свободным от
принуждения, без насилия духовного и телесного.
Ребенок в процессе обучения сама проходит,
постигает все этапы развития человечества, поэтому не нужно «забирать детство»,
интеллектуализировать развитие заранее.
Процесс обучения и воспитания должен
приспосабливаться к ребенку, а не она к ним. Школа существует для детей, ради
детей, а не дети-материал для школы. Обучение не может быть отделен от
воспитания: любое обучение является одновременно и воспитанием определенных
качеств личности.
Дети учатся в процессе диалога, но
подражают, имитируют того, кто завоюет их доверие. Принцип авторитету- один из
ключевых принципов вальдорфской школы. Среди учителей школы не может быть
таких, которые не завоевали авторитет учеников. Ведь основное назначение школы
— не сумма знаний, а не овладение предметами и навыками, а свободное
самоопределение ученика, человека.
Рудольф Штейнер, описывая антропософское
учение об индивидуальности человека, писал о четырех мощные отрасли
цивилизации: познание, искусство, религию и нравственность, которые могут
гармонично сочетаться в одном корни — человеческом «Я». «Я» выступает в трех
функциях человеческой души: воли, чувствах, мышлении, которые находятся в
состоянии непрерывного движения и непрерывного развития.
Поэтому задача вальдорфской школы —
развивать способности, а не собирать и накапливать знания; ее кредо — отказ от
власти над детьми. Вальдорфские учителя говорят, что главное в обучении — не
загрузка памяти учеников, но развитие способностей чувствовать, умение
творчески конструировать, знание природы и художественный вкус. Эта педагогика
направлена против духовного упадка современного общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вальдорфской
педагогики
1.1История возникновения технологии Вальдорфская педагогика — это
международный культурно-образовательный движение, связанное с именем Рудольфа
Штейнера. Сейчас число так называемых свободных
вальдорфских школ (или Антропософская школ Р.Штейнера) в мире приближается к
500. Наибольшее распространение они получили в Германии, Голландии, Швеции,
Великобритании, Австрии, США. Есть школы
в Африке, Южной Америке, Японии и других странах. Вальдорфская педагогика представлена также
сотнями детских садов; она непосредственно связана с оригинальным
лечебно-педагогическим направлением, основанным Р.Штейнером. За рубежом вальдорфской педагогике посвящено
значительное количество публикаций: статьи общепедагогического содержания,
психологическая и медицинская литература, информационные журналы для
родителей. Постоянно издаются журналы и серии
книг; среди самых известных
западногерманский журнал "Искусство воспитания" и серия "Учение
о человеке и воспитания". К сожалению,
в отечественных изданиях литература по вальдорфской педагогике достаточно
ограничена [1]. Начало вальдорфской
педагогике было положено в 1919 году Рудольфом Штайнером. Р.Штейнер (1861-1925) — известный немецкий
общественный деятель, ученый, философ и педагог, основатель нового
духовно-научного движения — антропософии, что в дословном переводе с греческого
означает "мудрость о человеке". Как показало
исследование, создана Р.Штейнером в начале XX столетия Антропософская
ориентирована духовная наука, которая является фундаментом философии воспитания
для вальдорфской школы и рассматривает мир и человека в виде единого
органического целого, была подготовлена многовековым развитием философской
мысли. Идея о человеке как микрокосм,
отражающий в себе макрокосм, устойчиво воспроизводится на протяжении всей
истории человеческой культуры с самого начала ее существования и относится