Курсовая теория на тему В. Дильтей и его взгляды на роль понимания в исследовании общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Формирование мировоззрения и научных
взглядов Вильгельма Дильтея………………………………………………………………………………………………………….. 7
1.1 Вильгельм Дильтей: основные
вехи биографии……………………………. 8
1.2 Предпосылки формирования
научных взглядов В. Дильтея………… 13
Глава 2 Вильгельм Дильтей об обществе и его структурных связях……… 19
2.1 Обзор взглядов В. Дильтея на общество в работе
«Введение в
науки о духе»………………………………………………………………… 21
2.2 Влияние теории понимания В. Дильтея на формирование теорий общества в европейской социологии……………………………………………………………………. 26
Заключение………………………………………………………………………………………. 32
Список использованных источников и
литературы……………………………… 35
Введение:
Закрепление за
гуманитарными науками особого статуса «наук о духе» произошло благодаря
Вильгельму Дильтею – важнейшему представителю немецкой философии, существенно повлиявшему на формирование
социального знания особого типа – философской социологии.
Актуальность темы работы. Общество является структурно определённым типом
общения, предстающим в виде исторически определённой целостности. Сегодня – в
эпоху ускоряющихся процессов глобализации, общества как исторические
структурированные целостности меняют, как свою форму, так и своё содержание,
обусловливая особый исследовательский интерес социологии. В данной связи
обращение к теории понимания общества, разработанной В. Дильтеем, имеет особую
важность: человеческие взаимодействия сегодня усложняются, вызывая острую необходимость
понимания чужой индивидуальности – индивидуальности другого человека.
Согласно Дильтею, чувство
сопричастности и общности, то есть солидарность интересов, а также единство и
связность индивидуальных волений друг с другом, составляют фундамент общества.
Понимание, -обозначенное Дильтеем в качестве главного познавательного принципа
гуманитарных наук, это способ познания человека и общества.
Раскрытие
категории понимания В. Дильтей осуществляет в работе «Введение в науки о
духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории». Простая
по своей сути истина, получившая теоретическое оформление в трудах Дильтея, стала предтечей институционализации
философской социологии. Таким образом, в
социально-гуманитарных науках постепенно утверждается следующая формула: поведение
людей есть социальное действие, нуждающееся в понимающей интерпретации. Степень
разработанности темы. Философские
доводы Дильтея стали предметом исследовательского интереса многих
учёных-гуманитариев, а также послужили фундаментальным основанием для
построения социально-философских, социокультурных и социологических теорий XX века. Важно
отметить, что русские философы конца XIX – первой половины XX вв. испытывали неподдельный интерес
к философии В. Дильтея, этот аспект, в частности, анализирует современный
исследователь Л.Ю. Писарчик [1].
Научная
литература по проблеме социологии Дильтея достаточно обширна. Ее можно разделить
на несколько групп. К первой группе уместно отнести работы общего характера, в
которых подлежат рассмотрению основные вехи биографии ученого, а также
направления его социологических исследований. Эту группу, в частности,
составили работы В. А. Бачинина и Ю.А. Сандулова [2], Г.Е. Зборовского [3], А.В.
Михайлова [4], И.А. Михайлова [5], Н.С. Плотникова [6].
Ко
второй группе можно отнести русских философов второй половины XX-начала XXI веков, дискутирующих сущность теории
понимания, разработанной Дильтеем, в их числе О.Ю. Копейкина [7], И.А. Михайлов
[8], А.П. Огурцов [9], П.Н. Фомичёв [10].
Современный
российский философ Н.С. Плотников осуществил систематическую реконструкцию
философских идей В. Дильтея. Советский/российский филолог-германист А.В.
Михайлов (характеризующийся также как философствующий филолог) обосновал
выдающиеся заслуги Дильтея в изучении методологии «наук о духе». В свою очередь
современный российский философ И.А. Михайлов обозначает особый вклад
Дильтея в процесс становления немецкой
философской социологии. Современный философ Э.М. Спирова обосновывает следующий
факт: предложение Дильтея по разделению наук на два типа – науки о духе и науки
о природе является значительным методологическим открытием, облегчившем
обоснование гуманитарного знания, без которого, в свою очередь, невозможно
понимание человека и общества [11].
К
третьей условной группе можно отнести исследования теории понимания Дильтея,
осуществлённые западными учёными. Среди них выделим, в частности, Дж. Реале и
Д. Антисери, акцентирующих внимание на историчности в доводах Дильтея [12]. В
свою очередь М. Хайдеггер, считавший,
что для Дильтея «историческое бытие – это человеческое существование», обосновал,
что Дильтей внёс существеннейший вклад в создание исторического мировоззрения в
XIX
веке [13]. Основоположник феноменологии Э. Гуссерль спорил с Дильтеем
относительно исторических характеристик философии: если для Дильтея философия
суть связность с историческим характером человеческого существования, то для Э.
Гуссерля философия не ограничена временем и историей [14].
Немецкий
социолог Хайнц Абельс рассматривает доводы Дильтея в контексте становления
феноменологической социологии, относящейся к группе микросоциологии.
Обозначенный обзор исследований, посвящённых творчеству В. Дильтея,
свидетельствует о непреходящем значении доводов этого мыслителя для генезиса
социально-гуманитарного знания [15].
Важной
частью эмпирического материала настоящего исследования стали работы Дильтея, в
которых раскрывается как его теория понимания, так и особенности рассмотрения Дильтеем
социологической проблематики. Здесь стоит назвать работы «Введение в науки о
духе» [16], а также «Наброски к критике исторического разума» [17].
Объект
настоящего исследования
– научное наследие Вильгельма Дильтея. Предмет
исследования – теория понимания В.
Дильтея в приложении к исследованию общества, обозначенная им в работе
«Введение в науки о духе».
Цель
настоящего исследования: охарактеризовать
взгляды В. Дильтея на роль понимания в исследовании общества.
Для
достижения цели обозначены следующие задачи:
— рассмотреть главные вехи
жизненного и творческого пути Дильтея;
— выявить предпосылки к формированию
специфики научных взглядов и гуманитарной методологии Дильтея, основанной на
триединстве переживания, выражения и понимания;
— проанализировать аргументацию
Дильтея, раскрывающую его понимание общества в работе «Введение в науки о
духе»;
— проследить влияние теории понимания
Дильтея на формирование теорий общества в европейской социологии.
Структурное содержание работы
соотносится с решением обозначенных задач. Работа состоит из введения, двух
глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и списка
использованных источников и литературы.
В первой главе, соотносимой с
объектом настоящей работы, рассматриваются основные вехи жизненного и
творческого пути Вильгельма Дильтея.
Обозначается влияние, под которым формировались его научные взгляды: это
особый социально-исторический контекст, а также конкретные мыслители, в
творчестве которых Дильтей усматривал предтечу своих научных построений.
Вторая глава, соотносимая с
предметом настоящего исследования, посвящена рассмотрению главных аспектов
труда Дильтея «Введение в науки о духе». В контексте
методологии понимания Дильтея обозначается его отношение к обществу как
структуре, пронизанной разнообразными связностями, в основе которых тяга людей к общению. В заключении обозначаются выводы,
полученные в результате исследования, главный из которых состоит в следующем:
В. Дильтей осуществляет одну из первых попыток теоретического осмысления особой
проблемы – расшифровки значения и смысла социально-исторической деятельности и
ее объективации.
Заключение:
Рассмотрение доводов
философско-социологического характера, присущих Вильгельму Дильтею, –
родоначальнику критической философии истории (главнейшей наукой из комплекса
наук о духе является история) позволило достичь цели настоящей работы: обозначить особую роль понимания для
исследования общества.
Рассмотрение теории понимания Дильтея в приложении к
исследованию общества, позволяет констатировать: вопросы социального
взаимодействия активно «участвуют» в объектно-предметном наполнении современной
социологии как науки. Важность понимания сути социальных взаимодействий,
основывающихся на присущем людям чувстве общности, всесторонне обосновал в своих
работах Вильгельм Дильтей. Следует
констатировать: в современном поликультурном мире понимание можно рассматривать
как средство гармонизации социального единства.
Философско-социологические доводы
Дильтея послужили фундаментальным основанием для формирования в европейской
социологии второй половины XX века новых теоретических построений об обществе.
Обозначение понимания в качестве
главного метода «наук о духе», осуществлённое В. Дильтеем, имеет особую
важность в контексте изучения истории социологической мысли. Понимание
– это познавательный принцип гуманитарных наук, являющий собой альтернативу
объяснению – главному методу естествознания. Именно благодаря пониманию люди
способны познавать себя и общество, которое они составляют.
«Науки о духе», согласно
В. Дильтею, – это понятие,
синонимичное понятию «науки об обществе», при этом научное истолкование
рассматривается им в качестве синонима интерпретации. Благодаря В. Дильтею,
произошло отождествление понимания – специфической методологии
гуманитарных наук (или наук о духе) с процедурами герменевтики – философской
теории истолкования. Философия жизни Дильтея оказала существенное влияние на появление герменевтики,
основывающейся на интерпретации понимания. Книга Гадамера «Истина и метод»,
увидевшая свет в 1960 г., придала историко-философским исследованиям Дильтея
новый импульс.
Принципиальное
значение доводов Дильтея для немецкой социологии можно усмотреть в трех идеях
(проектах) его философии, каждая из которых в той или иной степени послужила закладыванию
основ последующей «философской» социологии. Это: 1. идея «наук о духе» как
взаимосвязанной системы дисциплин, 2. несогласие Дильтея с доводами О. Конта,
подчиняющими изучение социального мира методам объяснительным, отвечающим на
вопрос «как?», т.е. методам естествознания, 3. выдвижение Дильтеем теории
понимания в ее применении к комплексу гуманитарных наук – «наук о духе».
Науки
о духе не поляризуют позиции субъекта и объекта; внешняя предметность и
индивидуальная духовность исследователя могут соединяться, если ученый способен
эту предметность «переживать», превращать ее содержание в достояние своего
внутреннего опыта. Так происходит в историческом познании, где научная
достоверность возникает не в результате абстрагирования ученого от данных своего
жизненного опыта, а, напротив, благодаря их привлечению – Дильтей рассматривает
автобиографии в качестве важной составляющей метода понимания.
Одним из продолжателей идей Дильтея стал испанский философ Ортега-и-Гассет.
На страницах своего произведения «Восстание масс» испанский мыслитель,
появившийся на свет в 1883 г. – когда вышло первое издание «Введения в науки о
духе» Дильтея, именно на философию
возлагает надежды в деле действенного средства выведения европейского общества
из кризиса духовности. Жизнь человека, согласно Ортеге-и-Гассету, есть время,
понятое как история, при этом история и философия суть неразрывная связность в
системе интеллектуальных построений, постулирует Ортега-и-Гассет, вторя при
этом Дильтею.
Научное творчество Дильтея оказало
значительное влияние на формирование специфики немецкой философской социологии,
а также позволило отождествить понимание с процедурами герменевтики как
специфической методологии всего комплекса гуманитарных наук (или наук о духе).
К числу современных наук о духе, использующих метод интерпретирования, в
частности, относится феноменология религии – современное религиоведческое направление. Таким
образом, «понимание» и «жизнь» – базовые понятия Дильтея, прирастают сегодня новыми
смысловыми контекстами, подтверждая богатый потенциал
философско-социологических доводов этого немецкого мыслителя.
Дильтей
обосновал: история является не просто объективной реальностью, история являет
собой взаимодействие мотивов и действий человеческого поведения. Именно мотивы
и действия человеческого поведения порождают разнообразные формы социального
мира. Вильгельм Дильтей сформулировал основополагающую идею понимающей
социологии: общество, представляющее собой духовное начало, создается
бесконечной игрой человеческих взаимодействий. Данное положение Дильтея было развито в понимающей социологии М.
Вебера.
Вильгельмом Дильтеем
была решена непростая задача: он выделил методологию познания социальной сферы.
Обращение к теории понимания общества, разработанной В. Дильтеем, сегодня имеет
особую актуальность, т.к. сегодня, в условиях глобализации и
мультикультурализма, человеческие взаимодействия всё более усложняются.
Схема В. Дильтея «выражение
– переживание — понимание» в современном обществе и науке не поменялась, а
развилась. Понимание как главный метод познания общества, обоснованный
Дильтеем, в условиях современной, постнеклассической науки, носящей
междисциплинарный характер, способствует обнаружению многочисленных смыслов,
убеждений и ценностей, сопровождающих историко-общественную действительность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Формирование мировоззрения и научных взглядов
Вильгельма Дильтея
1.1 Вильгельм
Дильтей: основные вехи биографии Философ,
культуролог, социолог, психолог, один из создателей так называемой «понимающей
психосоциологии» и направления, получившего название философии жизни – таковы
научные ипостаси Вильгельма Дильтея [2, с.211]. Основные результаты научной
деятельности В. Дильтея изложены в его трудах «Введение в науки о духе. Критика
исторического разума» (1883); «Описательная психология» (1894); «Возникновение
герменевтики» (1900). Методология гуманитарного познания Дильтея получает
развитие в его работе «Построение
исторического мира в науках о духе» (1909-1910).
Характеризуя
В. Дильтея как гуманитарного учёного, А.В. Михайлов отмечает следующее: он
«вечный академический труженик в суровом стиле второй половины XIX в.; он наделён огромной
производительностью, и творит научные тексты по глубокой потребности натуры» [4,
с.499].
Итальянские
исследователи истории философской мысли Дж. Реале и Д. Антисери, характеризуя
вклад немецких мыслителей в европейскую интеллектуальную историю, отмечают
следующее: немецкие историки Л. Ранке, Б. Нибур, Т. Моммзен, Я. Буркхардт и др.
«украсили своим творчеством XIX
век» [12, с.286]. Генезис и развитие философского историцизма (исторического
критицизма или неокритицизма), ярчайшим представителем которого является
Вильгельм Дильтей, был обусловлен бурным развитием творчества немецких историков
XIX
в.
Важно отметить, что исторический критицизм или
неокритицизм, формирующийся во второй половине XIX в., в
лице В. Дильтея предлагает особую теорию. Именно в работе В. Дильтея «Введение к наукам о духе»,
увидевшей свет в 1883 г., «слышна первая заявка» на формирование теории
ценностей, отмечают Дж.
Реале и Д. Антисери, [12, с.287].