Мастерство иллюстрации Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему В. А. Фаворский. О графике как об основе книжного искусства. Роль в формировании книжной оформительской культуры.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В. А. ФАВОРСКОГО.. 5
1.1
Биография художника. 5
1.2
Деятельность Фаворского Владимира Андреевича. 13
2.
ГРАФИКА ФАВОРСКОГО.. 17
2.1
Художник, поражающий чрезвычайным разнообразием творчества. 17
2.2
Роль Фаворского в формировании книжной оформительской культуры. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Актуальность
исследования с именем этого художника связана история развития советского
искусства, его становления и расцвета, особенно в области книжной графики и
ксилографии. Он был разносторонним мастером — скульптором, графиком,
монументалистом, живописцем, театральным художником. Кроме того, В. А.
Фаворский был крупным теоретиком искусства и прекрасным педагогом, воспитавшим
целую плеяду великолепных мастеров.

Но мировую
известность В. А. Фаворский приобрел как график-ксилограф. Именно в гравюре
Фаворский достиг наибольших результатов, хотя скупость ее изобразительных
средств требовала от художника умения решать сложные задачи.

Исключительное
внимание Фаворский уделял идеям синтеза искусств. И точкой приложения этих идей
для Фаворского стала книга, ее конструкция (шрифт, полоса набора и т. д.) и
иллюстративный ряд.

В. А. Фаворский
создал много блистательных книг с великолепными иллюстрациями, ставшими
образцовыми для последующих поколений художников. В числе лучших работ
Фаворского иллюстрации к книгам: «Элегия» П. Муратова, «Домик в Коломне» А. С.
Пушкина, «Фамарь» А. Глобы, «Книга Руфь», Собрание сочинений П. Мериме, «Слово
о полку Игореве», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (за три
последние работы он удостоен Ленинской премии в 1962 г.).

В какой бы области
искусства ни работал Фаворский, идеи синтеза искусств никогда не покидали его и
всегда приводили к блестящему решению поставленных задач. Книжная графика,
монументальные фрески (например, фрески Музея охраны материнства и
младенчества, созданные совместно с Л. Бруни, 1933), театральная декорация (он
создал оформление к целому ряду спектаклей), скульптура — все было подвластно
таланту Фаворского.

Особое место в
жизни Фаворского занимала его педагогическая деятельность, в которой он видел
возможность не только поделиться своим опытом и взглядами с учениками; в этом
была и его забота о дальнейшей судьбе советского искусства. И его ученики стали
верными последователями, продолжателями того дела, которому Фаворский служил
всю свою жизнь.

Цель исследования:
изучить графику В. А. Фаворского, его роль в формировании книжной
оформительской культуры.

Объект
исследования: деятельность В. А. Фаворского. Предмет
исследования: графика В. А. Фаворского, его роль в формировании книжной
оформительской культуры.

Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Изучить биографию
художника;

2. Рассмотреть деятельность
Фаворского Владимира Андреевича;

3. Изучить художника,
поражающего чрезвычайным разнообразием творчества;

4. Проанализировать
роль Фаворского в формировании книжной оформительской культуры.

Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения,
списка литературы. Объем работы составляет 29 страниц. Количество литературных
источников – 16.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Говоря об истоках отечественного
прикладного художественно-графического творчества (то, что называется
графическим дизайном), надо помнить, что в конце XIX века в России активно
развивалась на практике и в теории художественная промышленность. Происходит
осознание необходимости поиска путей объединения творчества художников с
промышленным производством.

Художественная жизнь России с конца 1890-х
годов сосредоточилась вокруг начавших издаваться журналов «Мир искусства» и
«Искусство и художественная промышленность». Значение журналов не только в
материалах текстовых и, особенно, иллюстративных, но в самом принципе их
оформления. Особенно велико значение «Мира искусства», где общая концепция включала
самое пристальное внимание к компоновке, подбору иллюстраций, шрифтам, решению
обложки и т.д.

Выдающийся русский художник: график и
живописец, теоретик книжного дизайна. Народный художник СССР (1963 г.), действительный
член Академии художеств СССР (1962 г.). В. А. Фаворский родился 14. 03. 1886 г.
в семье юриста А. Е. Фаворского и художницы О. В. Шервуд. В 1903-1904 гг. посещал
занятия частной школы К. Юона; а в 1906-1907 гг. учился в Мюнхене в частной художественной
академии профессора Шимона Холлоши; слушал лекции по искусству на
филологическом факультете Мюнхенского университета.

В 1907-1912 гг. продолжил образование на
искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского
университета. В 20-е годы принимал участие в художественных выставках,
совместно с Н. Б. Розенфельдом переводил с немецкого на русский язык издания по
искусствознанию. С 1921 г. по 1929 г. – профессор (в 1923–1925 гг. – ректор) ВХУТЕМАСа;
с 1930 г. по 1934 г. – Полиграфического института; с 1934 г. по 1948 г. – Института
изобразительного искусства в Москве.

Одним из главных направлений творчества Фаворского
стала книжная графика. Художник преимущественно обращался к технике ксилографии.
На протяжении ряда лет он разрабатывал теорию оформления книги. В понимании
мастера книга являет собой единство функционального и эстетического начал.

Главной целью художника-иллюстратора
является создание книги, где все элементы, все детали подчинены целому, ритм иллюстраций
и украшений организует логику чтения. Книга, по мнению Фаворского, как
архитектурное сооружение должна быть логична и пространственно завершена. Само
понятие «книжный макет», без которого сейчас не обходится ни одна книга, было впервые
выработано на графическом факультете ВХУТЕМАСа, где Фаворский был ведущим
профессором. Для раннего периода творчества (1910-1930) мастера характерны подчеркнутая
пластичность, использование черного, почти осязаемого штриха, разнообразие
стилевых решений («Книга Руфь», 1925 г. и др.). С середины 30-х гг. для
передачи света и движения Фаворский чаще пользуется белым штрихом. В его зрелых
работах философская глубина органично сочетается с лирическим и эпическим
началами. За оформление изданий «Сонеты» У. Шекспира (1948 г.), «Роберт Бернс в
переводах С. Я. Маршака» (1950 г.), «Слово о полку Игореве» (1953 г.), «Борис
Годунов» (1956 г.), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1961 г.) художнику была
присуждении Ленинская премия (1962 г.).

В. А. Фаворский также проявил
себя как выдающийся мастер станковой ксилографии, театральный художник и художник-монументалист.
Лучшим его работам свойственно сочетание ясной конструктивной организации и
живописности. На престижных международных выставках В. А. Фаворскому неоднократно
присуждались высшие

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В. А. ФАВОРСКОГО 1.1 Биография художника Фаворский Владимир Андреевич (1886—1964).
Известный график, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР.
Родился в Москве. Учился сначала в школе у К. Юона, затем в Мюнхене: в частной
художественной академии и на искусствоведческом отделении философского
факультета университета. В 1907—1912 гг. — на искусствоведческом отделении
историко-филологического факультета Московского университета. Путешествует по
Италии, Австрии, Швейцарии.

По возвращении в Россию Фаворский
поступает в Московский университет на отделение искусствоведения, делает первые
свои опыты в черноштриховой деревянной гравюре. Увлеченный идеями немецкого
скульптора и теоретика искусства Гильдебранда (Фаворский сам принимал участие в
переводе его книги «Проблемы формы в изобразительном искусстве»), много
размышляет о цельности формы, о связи предмета и пространства. Но реализацию
вырабатывающихся художественных принципов пришлось отложить на неопределенное
время — началась мировая война. Что ж, теперь молодой художник овладевал
секретами пространства, зарисовывая панорамы местности для артиллерийской
разведки. И, судя по всему, талант свой использовал не скупо — недаром же за
Брусиловский прорыв удостоен был солдатского Георгиевского креста [16].

Затем грянула революция, и свершился
великий перелом эпохи, ставший переломом и в судьбах множества отдельных людей.
Мы помним, сколько замечательных имен нашего искусства сразу же заявили о себе
в условиях этой грандиозной ломки. И судьба Владимира Фаворского не стала
исключением из этого замечательного ряда.

До сей поры он с равным
интересом занимался и скульптурой, и живописью, но теперь обратился
исключительно к гравюре на дереве

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы