Курсовая теория на тему Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой активности в игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы изучения процесса формирования творческой активности у
детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Сущность
понятия «творческая активность» как психолого-педагогическое понятие. 6
1.2. Раскрыть
сущность процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой
активности. 9
ГЛАВА 2.
Теоретические основы изучения условий формирования у детей старшего дошкольного
возраста творческой активности в игровой деятельности 14
2.1. Сущность
понятия «игровая деятельность» как психолого- педагогическое понятие. 14
2.2. Условия
формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой активности в
игровой деятельности. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 28
Введение:
Актуальность исследования. Проблема творчества и
творческих способностей изучалась многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А.
Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О.
Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали
выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно,
наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в
большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого
нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то
трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.
Научные исследования настоящего имеют тенденцию к переходу от разработки
общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но
в самой проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен
творчества предусматривает создание качественно нового, которое раньше не
существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить
механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее
движущие мотивы.
Педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В.
Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р.
Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам
основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее
творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика
личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в
структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со
второй, — находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая
становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.
В работах В. Лозовой, О. Столяровой, О. Сущенко, Г. Шевченко, О. Штепенка
рассматриваются отдельные аспекты воспитания творческой активности детей и
воспитателя: в условиях проблемного обучения, трудовой, эстетичной,
общественной деятельности, а также в процессе анализа определенных педагогических
ситуаций. Хотя, особенностью деятельности педагога начального и дошкольного
учебного заведения является тот факт, что он участвует в творческом акте —
сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее
существенная сторона деятельности педагога.
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс
условий формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой
активности в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс
формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой активности.
Предмет исследования: условия
формирования у детей старшего дошкольного возраста творческой активности в
игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «творческая
активность» как психолого-педагогическое понятие.
2. Раскрыть особенности процесса формирования у детей
старшего дошкольного возраста творческой активности.
3. Охарактеризовать сущность понятия «игровая
деятельность» как психолого-педагогическое понятие.
4. Выявить условия формирования у детей старшего
дошкольного возраста творческой активности в игровой деятельности.
Методы педагогического исследования:
1. Анализ педагогической, методической учебной литературы по проблеме
исследования;
2. Целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ
существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические
срезы развития детей.
Структура
и объем работы. Поставленные цель и задачи обусловили
структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме
исследования позволяет сделать следующие выводы:
Творческое начало
является основной чертой, определяющей жизнеспособность и результативность всех
поступков и действий людей в условиях непрерывно развивающейся реальной
действительности. Творческая
деятельность человека предполагает создание чего-то нового. Творчество
развивается, когда человеку предоставляется полная психологическая свобода,
независимо, ребенок это или взрослый. В этом аспекте творческая активность —
это естественное состояние личности, выражающее личные переживания, один из
способов передачи беспокоящего чувства.
Творческая
активность ребенка дошкольного возраста рассматривается в качестве ценностного
личностно-деятельностного образования,
которое представляет собой совокупность
психических процессов, обеспечивающих открытие чего-то нового и постижение
неизвестного. Одной из основных характеристик данного понятия является
инициативное усвоение новых умений, знаний и навыков, которые впоследствии
самостоятельно реализуются с помощью
познавательных интересов и потребностей посредством творческих умений и
способностей ребенка. В качестве наиболее важных особенностей творческой
активности дошкольников выделяются ее эстетическая направленность,
индивидуализированный характер, обусловленный психологическими особенностями
ребенка, соединение в процессе творчества эмоционально-чувственного и сознательного.
Познавательные процессы
детей дошкольного возраста отличаются синтезом внутренних и внешних действий,
которые объединяются в рамках единой интеллектуальной деятельности. Касательно
восприятия этот синтез представляется перцептивными действиями, в отношении
процессов внимания это выражается в умении контролировать и управлять
внутренним и внешним планом действий, в отношении мнемических процессов – в
соединении внутреннего и внешнего структурирования материала в ходе его
запоминания и воспроизведения. Подобная тенденция ярко проявляется и в мышлении, где она выражается в качестве
объединения в единый процесс наглядно-образного, наглядно-действенного и
словесно-логического способов решения практической задачи. На этой основе происходит формирование и развитие
полноценного человеческого интеллекта.
Для
данного возраста также характерно формирование и развитие социальных эмоций и
нравственных чувств, которые отсутствовали в преддошкольном возрасте. Возникает
понятие эмоционального предвосхищения, позволяющее вызывать переживания,
связанные не с конкретным результатом деятельности, а с принципиальной
возможностью его достижения. В целом особенности личностного и эмоционального
развития детей дошкольного возраста характеризуются освоением социальных норм в
части выражения чувств, изменением роди эмоций в ходе деятельности детей,
возникновением эмоционального предвосхищения, формированием высших
нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств, развитием эмоциональных
проявлений в сторону осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и
внеситуативности. Вершиной личностного развития ребенка в
дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание
собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Практика дошкольного
образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве
эффективного средства развития ребенка дошкольного возраста. Являясь ведущим
видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой
развития всех важнейших новообразований дошкольников. Участие детей в
качественно организованной игровой деятельности способствует формированию
произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов,
оказывая благоприятное влияние на
всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию. В результате
освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется
стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной
предпосылкой деятельности учебной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения процесса
формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность
понятия «творческая активность» как психолого-педагогическое понятие Под
творческой деятельностью дошкольников понимается стремление детей к действию,
проявление навыков, потребность в самовосстановлении и созидании, знания и
навыки в создании новых форм поведения, овладение культурой и новыми методами
возникающих активов.
Творчество
определяется как человеческая деятельность, которая создает новые материальные
и духовные ценности с новизной и социальной значимостью, то есть создание новых
вещей, которых не существует, благодаря творчеству.
Понятие
«творчество» может иметь и более широкое определение: философы определяют
творческую деятельность как необходимое условие материального развития и
образования новых форм, которые меняются с появлением самой формы творчества.
Творчество
— это процесс субъективного создания новых вещей, основанный на способности
генерировать оригинальные идеи и использовать нестандартные модели поведения.
По сути, творчество — это «способность создавать любую новую фундаментальную
возможность» (Г.С. Батищев).
Одним
из признаков интеллектуального творчества является совершенствование методов
решения известных проблем. В исследовании А.Г. Виноградова показано, что
способность находить (раскрывать) свою деятельность в различных типах
проблемных ситуаций является результатом организации личностных концептуальных
знаний и может использоваться как один из источников личностных концептуальных
знаний. Различия в процедурном творчестве (Виноградов, 1990).