Курсовая теория на тему Усиление роли общественности в законотворческом процессе РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
Общая характеристика законотворческого процесса в Российской Федерации. 4
1.1.Понятие
правотворчества и законодательного процесса. 4
1.2.
Стадии законотворческого процесса. 8
ГЛАВА 2.
Участие общественности в законотворческом процессе в Российской Федерации. 16
2.1. Формы
участия общественности в правотворческом процессе России. 16
2.2.
Основные проблемы правотворческого и законодательного процесса в РФ и пути их
решения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 26
Введение:
Люди, вступая в общественные отношения, урегулированные нормами права,
непременно соприкасаются с этими самыми правилами поведения, выраженными в
предписаниях, запретах, дозволениях. Законы, хотя и регулируют наиболее важные
общественные отношения, всё же покрывают своим действием большинство форм
взаимоотношений между индивидами. Участие общественности является кране важным
для законотворческой деятельности, поскольку добавляет в нее элементы
демократизма, народовластия, реализуя соответствующие конституционно-правовые
положения. В этом и заключается актуальность данной темы. Очень важно
чётко регламентировать процесс, в ходе которого предложения об изменении законодательства
постепенно превращаются в настоящие действующие законы, так как от этого
зависит легальность различных форм общественных отношений.
Объектом
исследования является такое явление, тесно связанное с конституционным правом,
как законодательный процесс.
Предмет исследования
– участие общественности в законотворческом процессе.
Целью
исследования является комплексное исследование усиления роли общственности в
законотворческом процессе.
Объект, предмет и цель исследования обсуловили необходимость постановки
и решения следующих задач:
–рассмотреть понятие правотворчества и законодательного процесса;
–проанализировать стадии законотворческого процесса;
–исследовать формы участия общественности в законотворческой
деятельности в Россиии;
–выявить основные проблем правотворческого и законотворческого процесса
в России и возможные пути их решения.
В рамках настоящей работы приведены позиции относительно
законодательного процесса нескольких учёных-правоведов, теоретиков права, а
именно: М.Н. Марченко, А.С. Пиголкина, В.В. Лазарева и С.В. Липня, Л.А.
Морозовой, Ю.А. Тихомирова, В.М. Сырых, Н.И. Матузова, А.В. Малько и др. Для
сравнения приведены положения конституций и законодательных актов зарубежных
стран, регулирующие законодательный процесс.
Исследование носит комплексный характер, используются как общенаучные,
так и частнонаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция,
формально-юридический метод, сравнительный.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В работе были рассмотрены позиции видных российских
теоретиков права, приведено детальное описание каждой из стадий
законодательного процесса, показано правовое регулирование объекта исследования
– законотворческого процесса – в некоторых зарубежных странах.
Законотворчество – самый важный вид правотворчества,
так как его результатом являются акты высшей юридической силы и регулирующие
наиболее важные общественные отношения. Законодательная
инициатива может исходить от разных субъектов, она также может выражаться как
во внесении предложения о принятии закона, так и во внесении уже готового
проекта закона. Обсуждение законопроекта и его доработка проводятся в
законодательном органе государства, часто в порядке трёх чтений. Принятие и
утверждение законопроекта осуществляется двумя ветвями власти и кроме стадии
законотворческого процесса также является инструментом взаимного сдерживания
законодательной и исполнительной ветвей власти. Обнародование закона может
осуществляться как в официальной, так и в неофициальной форме. Из всего
сказанного делается вывод, что
законодательный процесс – один из наиболее важных факторов правопорядка в
государстве. Ведь именно законы, принятые установленным способом, могут служить
защите прав и свобод, законных интересов граждан. Обеспечение участия
общественности в правотворческом процессе имеет большое значение как для
развития гражданского общества и построения правового государства, так и для
достижения подлинных целей демократии в России. Участие граждан, общественных
объединений и иных некоммерческих неправительственных организаций, трудовых и
научно-педагогических коллективов в правотворческом процессе обеспечивает
установление баланса между публичными и общественными интересами, что,
безусловно, является необходимым условием стабильного функционирования любого государственного
организма.
Фрагмент текста работы:
Для того, чтобы лучше понять тему настоящего исследования, уяснить что
такое «законодательный процесс», следует обратиться к родовому понятию –
правотворчеству. Правотворчество представляет собой деятельность компетентных
государственных органов, направленную на создание, изменение или отмену
правовых норм путём принятия нормативных правовых актов —
такое определение этому понятию дают В.В. Лазарев и С.В. Липень[1].
М.Н. Марченко под правотворчеством понимает «форму активности государства,
имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение,
отмену или дополнение».
Правотворчество является созидательно-интеллектуальной, процессуальной,
монопольной деятельностью государства[2].
Это значит, что: во-первых, создание норм права требует больших
умственных усилий, чтобы не допустить коллизий или пробелов при разработке акта
для урегулирования разного рода общественных отношений; во-вторых,
существует строго регламентированный порядок внесения предложений о принятии
нормативного правового акта, разработки его текста, принятия и промульгации,
т.е. творение права —это процесс; и в-третьих, правотворчеством
может заниматься лишь государство, оно имеет монополию на принятие норм права.
Правотворчество, хотя и имеет некоторые
отличия в разных государствах, всё же независимо от принадлежности к стране служит
одной цели —созданию и совершенствованию системы правовых норм, которая была бы
единой, внутренне согласованной и непротиворечивой[3].
Правотворчество само по себе необходимо для регулирования общественных
отношений, государственного управления обществом, для своевременного
урегулирования вновь возникающих и уже изживших себя общественных отношений.
Учёные — теоретики права В.В. Лазарев и С.В.
Липень выделяют два вида правотворчества: правотворческая деятельность
государственных органов в пределах их компетенции и непосредственное
правотворчество народа. Первый вид правотворчества является наиболее
распространенным, последовательным, более всего отвечающим данному выше
определению правотворчества. Второй вид — правотворчество народа в ходе
референдума — достаточно специфический вид правотворчества, так как при
проведении референдума нужно решить ряд важных проблем: определить круг
вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, правильно сформулировать
вопрос, добиться его недвусмысленности, учесть мнение меньшинства. [1] Теория государства и права : учебник для бакалавров /
В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. — С. 344. [2] Теория государства и права : учебник / Л. А.
Морозова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. — С.
282. [3] Теория государства и права : учебник / М. Н.
Марченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2019. — С. 548.