ИВС ушу Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Упражнения йоги как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения йоги как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов 5
1.1 Что такое йога 5
1.2Цели йоги 8
1.3 Виды йоги и духовный рост человека 12
Выводы по 1 главе: 18
Глава 2. Занятия йогой как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов 19
2.1 Элементы хатха-йоги, как эффективное средство влияния на состояние здоровья студентов 19
2.2 Упражнения хатха-йоги со студентами 22
Выводы по 2 главе: 28
Заключение 29
Список литературы 31

  

Введение:

 

21 июня Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Днем йоги. Все больше людей во всем мире узнают о пользе и эффективности йоги, ее многообразии и возможностях. Почему же йога стала такой актуальной именно сейчас?
На Востоке йогу практикуют уже несколько тысяч лет, на Западе йога стала популярной не более столетия назад, в странах СНГ популярность йоги исчисляется десятками лет. Несмотря на это уже открыто много школ и направлений и каждый может найти то, что ему по душе.
Современные люди в крупных городах и особенно в мегаполисах ведут, как правило, сидячий образ жизни, уровень их двигательной активности снижается с каждым годом и как следствие развитие заболеваний, связанных с гипокинезией. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни страдают от избыточного веса и общего ожирения, а также сердечно-сосудистых заболеваний.
Еще один бич современного общества — постоянный стресс и хроническая усталость, и как следствие проблемы со сном, аппетитом, нередки периодические и хронические депрессии.
Выходом может стать йога и медитация, которые способны привести в гармоничное состояние и тело, и ум, и душу.
Система физических тренировок, основанная на тысячелетнем опыте индийских йогов, обладает следующими достоинствами:
Для занятий йогой не нужен специализированный спортивный зал. Для этого достаточно небольшой площадки в хорошо проветриваемой комнате или близлежащем парке.
Отсутствует необходимость в специальном инвентаре, за исключением небольшого коврика для занятий йогой. В качестве тренажера используется собственное тело.
Экономия времени и денежных средств на дорогу и абонентскую плату за пользование спортзалом или стадионом.
Относительно небольшое время, необходимое на тренировку, что связано с эффективностью методов тренировки.
Эффект от занятий йогой достигается за счет постоянного усложнения упражнений. Переход к более сложному упражнению происходит только после полного освоения более простого. Усложнение происходит за счет увеличения количества повторений, увеличения амплитуды выполнения, вовлечения все более новых групп мышц и времени нахождения в асане при статическом варианте тренировки. Все это позволяет достичь желаемого результата за минимальное время и при этом избежать травм.
Любому человеку всегда хочется выглядеть молодо и красиво, сохранить здоровье тела и духа на всю жизнь. Существует множество методов, практик, медикаментов, которые могут в этом помочь. Одним из методов, который доступен абсолютно всем, выступает медитация.
Сама по себе медитация – это разновидность саморазвития, достижения баланса эмоций, что ведет к хорошему самочувствию. Медитация касается всех сфер нашей жизни – здоровья, психического состояния, общего самочувствия, работы внутренних органов, всегда положительно влияя на них.
Для стрессов медитация выступает главным врагом. Стрессы испытывают все люди, а он, в свою очередь, медленно разрушает все системы человеческого организма через учащенное сердцебиение, отток крови от сердца, печени, желудка и других органов к рукам и ногам и другими методами. Самое главное – стресс замедляет работу мозга, человек дезориентируется, теряет внимание и не способен четко мыслить.
Благодаря медитации человеческое тело переходит в режим отдыха, ведь глубокое и длительное расслабление воздействует на парасимпатическую нервную систему. Таким образом, чем дольше человек находится в состоянии медитации, тем больше серого вещества образуется в головном мозге, его кора также утолщается. Эти процессы отвечают за работу мозга и ее качество.
Если рассматривать все эффекты от медитации, то на первом месте стоит замедление процессов старения. Этот эффект обусловлен тем, что медитация способна положительно влиять на объем и функциональность серого вещества головного мозга. Известно, что объем мозга каждого человека после 30 лет начинает уменьшаться, количество серого вещества также снижается. Естественно, человек может прожить еще очень долго, однако качество жизни будет не на самом высоком уровне, так как мозговая активность замедляется, начинаются различные заболевания из-за нарушения мозгового кровообращения. Те люди, которые регулярно занимаются медитацией, таких проблем не знают, ведь мозговая активность таких людей может сохраняться на долгие годы[10,c.44].
Кроме эффектов на физическом уровне, нельзя забывать о психоэмоциональном эффекте от медитации. Многие люди болеют после перенесенных стрессов, а медитация помогает поменять негативную эмоциональную установку на позитивную, что поможет организму быстрее исцеляться и укрепить иммунную систему. С помощью полного расслабления можно расстаться с вредными привычками, нарушениями сна и многими другими проблемами.
Цель исследования: изучить упражнения йоги как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов.
Объект исследования: процесс занятиями йоги.
Предмет исследования: Упражнения йоги как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов.
Задачи исследования:
-изучить общее понятие йоги;
-рассмотреть элементы хатха-йоги, как эффективное средство влияния на состояние здоровья студентов;
-привести примеры упражнений хатха-йоги со студентами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мы живём в удивительное время, когда социум меняется с большой скоростью и прогрессируют альтернативные взгляды. На русском языке появляются многие древние труды, которые раннее были не доступны. Йога и древние человеческие знания интегрируются с современными знаниями.
Интерес к йоге и здоровому образу жизни вообще возрастает изо дня в день, что является шагом вперёд и культурным ростом. Несмотря на то что йога в современном обществе это модно, и большинство людей начинают заниматься этой системой самосовершенствования по форме, например для здоровья, они всё равно получают позитивный эффект от практики и поднимают свой уровень жизненной энергии, что может позволить со временем изменить восприятие мира, образ мыслей и остаться на пути йоги уже не в зависимости от модных тенденций. Поэтому йога даже как очередная модная тенденция может изменить мир к лучшему, и поспособствовать духовному и культурному росту человечества.
Современный ритм жизни отражается на здоровье студента. Дефицит отдыха, перенапряжение, стрессы – все это может существенно подорвать здоровье [1]. Информационные, умственные и психологические нагрузки на организм студентов в процессе обучения в вузе неуклонно возрастают, что приводит к увеличению числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В результате увеличения количества студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, в последние годы особенную остроту приобрела проблема построения процесса физического воспитания студентов [2]. Задачами физического воспитания являются: укрепление, сохранение и коррекция здоровья, содействие правильному формированию организма, развитие основных физических качеств (гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость), ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранение функциональных отклонений и недостатков физического развития, а также воспитание интереса и потребности к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для того чтобы наиболее эффективно организовать занятия студентов для выполнения перечисленных задач, необходимо знать особенности физического развития и состояния здоровья занимающихся. Разработать и применять на занятиях комплексы упражнений с учетом отклонения в состоянии здоровья. Регулярно проводить врачебный контроль за студентами. При этом следует уделять особое внимание выбору эффективных средств и методов коррекции состояния здоровья. Сейчас используется огромное множество средств и методов воздействия на здоровье студентов. Наибольшую популярность показывают спортивные и подвижные игры, аэробика, плавание, легкая атлетика. Однако не всем студентам показаны такие нагрузки по состоянию здоровья. И вообще понятие здоровья включает в себя на только физическое развитие, но и психологическое состояние. Таким образом, отличным методом для работы со студентами, сочетающим в себе все эти аспекты, могут быть занятия йогой [2]. Йога – это комплексная система психофизических упражнений, которая, если их выполнять правильно и достаточно долго, систематически повторяя, могут восстановить здоровье, обеспечить хорошую физическую форму и гармонию всех сил человека. Йога означает единство, то есть рассматривает тело, разум и дух как одно целое. Перед тем, как перейти непосредственно к практике, выделим такие важные ее элементы, как «асаны» и «пранаямы» – физические и дыхательные упражнения соответственно [3].
Таким образом, при применении упражнений йоги, отмечаются улучшения в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие. Йогу можно рекомендовать, как эффективное средство влияния на состояние здоровья и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения йоги как средство улучшения психоэмоционального состояния студентов
1.1 Что такое йога

С каждым днем на нашей планете йога становится все популярнее, все больше людей начинает интересоваться занятиями на коврике. Практически каждый когда-нибудь слышал загадочное и таинственное слово – Йога. Все больше знаменитостей на западе и в России практикуют упражнения — асаны и рекомендуют их своим почитателям.
Однако далеко не все знают, что йога – это не просто упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, а глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию, но и духовную составляющую [30].
Согласно легенде считается, что в этот мир знания о йоге принес Шива, бог-покровитель всех аскетов, и через мудреца Матсиендру эти знания распространились по нашей планете. Матсиендра будучи в обличье рыбы услышал разговор Шивы со своей женой Парвати в момент передачи знаний, так Йога дошла до наших дней и получила признание.
Йога, ведическая культура и Россия тесно связаны между собой и имеют общие корни. Согласно преданиям 7 мудрых учителей с севера – СаптаРиши, принесли знания на территорию современной Индии после катаклизма, который произошел на севере нашей планеты[3,c.77].
Согласно древнему трактату «Йога-сутры Патанджали», в котором подробно рассмотрено всё о хатха-йоге, существует 8 ступеней.
Существуют два классических мнения относительно того с чего лучше начать занятия йогой, они описаны в компетентных и древних первоисточниках и именно поэтому являются классическими.
Первое из них гласит, что сначала нужно освоить две духовно-нравственные степени – Яму и Нияму.
Яма представляет собой этические ступени:
Ахимса – отказ от насилия, к этому пункту безусловно можно отнести также и вегетарианство.
Сатья – правдивость как перед другими, так и перед самим собой в своих мыслях.
Астея – неворовство или неприсвоение чужого.
Брахмачарья – воздержание от чувственных наслаждений, похоти и страстей.
Апариграха – непривязанность к материальным благам, ненакопление вещей, нестяжательство.
Нияма содержит в себе духовное подвижничество и состоит из:
Шауча – очищение ума и тела, чистоплотность.
Сантоша – позитивное мышление, принятие как негативных, так и положительных событий и равное отношение к ним. Удовлетворенность своим положением.
Тапас – Аскеза, самодисциплина и регулярная практика, тапасья.
Свадхьяя – самоизучение и познание духовной литературы.
Ишвара-пранидхана – посвящение своих заслуг Всевышнему, развитие в себе альтруистичных качеств.
Принципы нравственности и самодисциплины подробно были рассмотрены Андреем Верба в видео о йоге – «Яма и нияма»:
Второе мнение, которое наиболее приближено к нашей реальности, гласит, что на начальном этапе в наше непростое время – эпоху Кали юги, когда преобладает невежество и страсти, рекомендуется начать свой путь в йоге с шаткарм – очистительных методик. Всего их 6, но также существуют и различные вариации. Очищая свое тело посредством шаткарм мы также постепенно начинаем оказывать воздействие на наше сознание и ум, оздоравливаем организм, очищаем тонкое тело и тем самым делаем тело гибче[1,c.90].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы