Курсовая теория на тему Управление образованием(тема)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Государственное управление в сфере образования: теоретико-правовые основы 5
1.1. Понятие и сущность государственного управления в сфере образования 5
1.2. Государственное регулирование образования: правовой аспект 9
2. Практические аспекты управления в сфере образования 18
2.1. Информационные аспекты государственного управления в сфере образования, а также управление его качеством 18
2.2. Совершенствование государственного управления в сфере образования 29
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Введение:
Актуальность темы.
В современном мире высшее образование занимает определяющее место в создании новейших производственных, информационных и социальных технологий, при помощи которых обуславливается уровень социально-экономического развития государства, а также потенциал его обороноспособности.
Право и образование выступают в роли взаимосвязанных социальных институтов, идеологических ретрансляторов социального опыта. Характер нормативно-правовых актов находится в прямой зависимости от национальной идеологии, а понятие «образование» в формально-юридическом значении выступает в качестве целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Таким образом, государство выступает в качестве заказчика и надзорной инстанции над институциональными образовательными надстройками, создавая доктринальные принципы, показывая направление развития системы образования, а также принимает участие в разработке норм, в соответствии со своими потребностями.
На основании норм Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях; а также право граждан на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном образовательном учреждении.
Для претворения в жизнь конституционных прав граждан в сфере образования, а также для осуществления государственного регулирования образования как функции государства реализуется управление системой образования.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса управление образованием.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность государственного управления в сфере образования;
— изучить правовой аспект государственного регулирования образования;
— охарактеризовать информационные аспекты государственного управления в сфере образования;
— выявить особенности совершенствования государственного управления в сфере образования.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования выступили отношения по поводу регулирования государством сферы образования.
Предмет исследования составили административно-правовые нормы российского законодательства, характеризующие особенности государственного управления в сфере образования.
Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Нормативная база исследования – общепризнанные принципы и нормы административного законодательства.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Для любого современного общества одной из самых актуальных проблем является состояние образования, которое в условиях трансформируемых преобразований в экономике становится все серьезней и острей. Россия уделяет большое внимание развитию образования, поскольку отечественная система образования является одним из важных факторов сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры и науки. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики, промышленности, производствах.
Известно, что образование имеет важное значение не только для общества, но и для самого человека.
В этой связи, ключевая роль образования заключается в создании условий для достижения каждым человеком высшего уровня его способностей.
Только государство с его возможностями должно стать гарантом конституционных прав личности, в том числе, в сфере образования, так как право на образование является одним из конституционных, основных и естественных прав человека.
Это право составляет основу правового статуса личности.
Критерии государственной поддержки образования необходимо совмещать с увеличением роли государства в гарантировании соответствия образовательной деятельности запросам личности и общества.
Государство должно не только обращать внимание на то, чтобы образование было под стать международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.
Поскольку от образовательной системы зависит очень многое: и экономическое развитие, и уровень благосостояния в обществе, одним словом – будущее Российского государства, то необходимо подчеркнуть, что образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. С образованием консолидируются перспективы и надежды на модернизацию экономики и повышение темпов экономического роста. В конце концов, образование в связке с наукой является одной из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
Государственное управление в области образования материализуется на основе соединения принципов государственного регулирования и самоуправления.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации все вопросы воспитания, просвещения, обучения, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Сущность государственного управления в сфере образования состоит в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации общими усилиями устанавливают приоритетные направления развития образования и науки.
Вышеперечисленные органы управления образованием осуществляют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально — технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
Таким образом, управление образованием является целенаправленной деятельностью центральных и местных исполнительных органов власти. Комплекс принципов, на основе которых происходит государственное регулирование на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления дает возможность установить приоритетные направления развития образования и науки, создать условия для формирования образовательной системы, реализовывать межотраслевую координирование образовательной, научной и научно — техническую деятельность.
Фрагмент текста работы:
Государственное управление в сфере образования: теоретико-правовые основы
1.1. Понятие и сущность государственного управления в сфере образования
Рассмотрение и изучение этой проблемы следует начать с раскрытия сущности феномена «управление» как основополагающего, что, безусловно, поможет глубже проанализировать содержание исходных понятий.
Категория «управление» довольно многогранна. Это понятие используется в различных сферах общественной, производственной, научной деятельности и тому подобное. По своей сути оно является довольно сложным и во многом универсальным общественным феноменом.
Управление как особая, специфическая сфера человеческой деятельности существовала на протяжении всей истории развития человечества и. одновременно она менялась, усложнялась, приобретала различные формы в соответствии с изменениями социально-экономических и политических условий. Испытывали обновления принципы, формы управления, создавались новые технологии, совершенствовался содержание методов деятельности.
Изучение нормативов свидетельствует, что управление – это целенаправленная совокупность действий, обеспечивающих согласование и координацию совместной работы людей с целью достижения общественно значимых целей и решения поставленных задач.
Анализ источниковой базы свидетельствует, что в научных кругах не существует единого определения понятия «управление». Однако наиболее содержательно суть управления определяется через термин «влияние». Так, в толковом словаре по термину «управление» находим: «управление – это процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития».
Рассматривая управления в образовании с позиции науки государственного управления и учитывая различные взгляды относительно его определения, по нашему мнению, государственное управление образованием – это вид социального управления, обеспечивает целенаправленность и организованность государственного влияния на систему образования и способствует не только его функционированию, но и развитию; деятельность органов власти, направленная на достижение поставленных государством образовательных целей.
По состоянию на 2017 г. система высшего образования насчитывала 500 государственных вузов, из которых 451 университет находится в федеральном подчинении, 49 вузов оказываются в ведении субъектов РФ или муниципалитетов. Только треть регионов имеют вузы в своем подчинении, при этом большинство из них имеет только один такой вуз.
Федеральный отраслевой принцип управления вузами, характерный для советского периода, сохранился и в современной модели координации университетов. Сейчас система высшего образования включает в себя вузы, которые подведомственны более чем 15 федеральным органам исполнительной власти.
Россия характеризуется наиболее централизованной моделью управления в высшем образовании.
Бюджетная система РФ устроена таким образом, что регионы не получают из федерального бюджета средств на предоставление высшего образования. Согласно Конституции РФ, система высшего образования относится к сфере совместного ведения между Федерацией и регионами. Это означает, что регионы имеют право тратить только собственные средства на высшее образование. Учитывая, что 72 из 85 регионов являются дотационными , объективных стимулов для активного вмешательства (в т. ч. ресурсного) субъектов РФ в деятельность вузов практически нет. Более того, наличие университетов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, с экономической точки зрения выгодно для региональных правительств, которые получают преимущества от нахождения на своей территории вузов, финансируемых другим уровнем бюджетной системы .
Доля региональных бюджетов в общих государственных расходах на высшее образование составляет всего 3,8 %, остальные 96,2 % покрываются федеральным бюджетом. Региональные власти склонны рассматривать университеты как источник привлечения дополнительных государственных инвестиций в регион.