Курсовая теория Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая теория на тему Управление государственным имуществом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

 

Теоретические
основы управления государственным имуществом
. 7

 

1.1
Понятие и сущность права государственного имущества
. 7

 

1.2 Функции и виды государственного имущества как
объекта управления
. 10

 

Особенности управления государственным имуществом в
России
. 17

 

2.1 Система управления государственным имуществом в
России
. 17

 

2.2
Проблемы и пути совершенствования управления государственным имуществом
  23

 

Заключение. 26

 

Список литературы.. 28

 

  

Введение:

 

В современных непростых условиях развития российской
экономики особого внимания заслуживает сфера права государственной
собственностью, в частности, бюджетными средствами, которые, являясь
неотъемлемой частью государственного имущества, выступают в качестве важнейшего
управляющего рычага России, направленного на обеспечение безопасности граждан и
усиление экономических позиций государства.

Одним из основных
инструментов государственной политики в сфере управления государственным
имуществом на протяжении уже нескольких лет является приватизация, которая в
качестве своей цели подразумевает сокращение государственного сектора
экономики. При этом необходимо отметить, что Правительство РФ в качестве
основной задачи государственной политики обозначило увеличение доходов
федерального бюджета от управления государственным имуществом. Актуальность
данного направления неоспорима, особенно в сложившихся кризисных для
отечественной экономики условиях.

Становлению и
развитию института государственного имущества отводится особое место в
организации жизни общества. Государственное имущество является важнейшей составляющей экономической основы органов власти и
несет в себе огромный потенциал для решения задач инновационного развития
страны и улучшения уровня и качества жизни населения.
Государственное
имущество, как специфический объект управления,
требует инновационного подхода при построении системы управления. В настоящее
время каждым объектом г
осударственного имущества органы власти управляют отдельно, что, безусловно, сказывается на
состоянии экономики.

Проблемы государственного
имущества находятся в центре внимания современной науки и практики. Проводимые
преобразования в сфере отношений собственности в Российской Федерации
определили, что своевременное выявление проблем государственного имущества и
разработка мер, способствующих повышению качества управления объектами
государственного имущества являются основным направлением деятельности органов
государственной власти. Упорядоченные отношения субъектов в данной сфере
способствуют повышению качества управления государственным имуществом,
позволяют избежать неуправляемости и хаоса, которые всегда присутствуют в
переходном обществе при смене принципов, функций, форм и методов государственного
управления, при внедрении рыночного механизма в социально-экономические
отношения и позволяют обеспечить рост экономики страны.

Государственное имущество, выступая как национальное богатство. является не только
важнейшим экономическим и политическим фактором развития национальной
экономики, обеспечивает экономическую независимость страны, она также является
гарантом выполнения государством своих социальных функций, поэтому на
сегодняшний день
вопрос решения проблем государственного имущества в
Российской Федерации является актуальным. На сегодняшний день проблемы,
относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному
управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и
юридической наукой. 

В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко
исследованы вопросы государственного имущества и проблем управления
государственным имуществом. К числу ученых, проводивших свои исследования по
данным вопросам, относятся В.В. Бандурин, А.О. Воронцова, С.Г. Еремин, В.В. Касаткин,
О.В. Панина, С.Е. Прокофьев, Г.В. Пушкарева, О.С. Сухарев, С.В. Торопов[1] и др.
Однако, мировой экономический кризис, условия международной изоляции Российской
Федерации, введенные экономические санкции обусловливают динамичность
экономических изменений и появление новых проблем в анализе государственного
имущества, что требует их более глубокого изучения.

Объектом исследования курсовой работы выступают объекты
имущественного комплекса, находящиеся в государственной собственности.

Предметом исследования курсовой работы являются правовые
отношения, складывающиеся в процессе управления государственным имуществом в
России, а также нормативно-правовая база, регулирующая данные отношения.

Целью курсовой работы является выявление особенностей
управления государственным имуществом.

Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:

— раскрыть понятие и
сущность права государственного имущества;

— изучить функции и виды
государственного имущества как объекта управления;

— рассмотреть систему
управления государственным имуществом в России;

— выявить проблемы и пути
совершенствования управления государственным имуществом.

Методологическую основу курсовой работы составляют диалектический метод познания, предполагающий
объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных
методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из
числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу курсовой
работы составили международные правовые акты, Конституция РФ[2], ГК
РФ[3],
федеральные законы РФ.

Эмпирической основой
курсовой работы являются правовые акты российского и зарубежного
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики. Научная литература представлена современными авторами.

Теоретическая значимость
курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы
повышения эффективности управления государственным имуществом.

Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

Во
введении
курсовой работы обозначены
объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная основа и
значимость
курсовой работы.

В
первой главе курсовой работы изучены теоретические основы управления
государственным имуществом.

Во
второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей управления
государственным имуществом в России.

В
заключении обобщены результаты
курсовой работы.





[1] Бандурин В.В. Проблемы реформирования системы управления
государственной собственностью: монография / В.В. Бандурин, В.В. Касаткин, С.В.
Торопов — М. : Полиграфресурсы, 2000. — 336 с.; Воронцова А.О. Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации
[Электронный ресурс] / А.О. Воронцова // Современные научные исследования и
инновации. — 2013. — № 12. — Режим доступа: http://www.web. snauka.ru/issues/ 2013/12/30506; Панина О.В. Управление
государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость
и природопользование / О.В. Панина, С.Г. Еремин, С.Е. Прокофьев. – М.: Юстицинформ,
2014. — 390 с.;
Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных
решений: современные тенденции / Г.В. Пушкарева // Проблемный анализ и
государственно-управленческое проектирование. — 2009. — № 2. — С.128-139;
Сухарев О.С. Инстуциональная экономика
/ О.С. Сухарев. — М. : Юрайт, 2018. — 462 с.

[2]
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации от 30 декабря 2008
г
. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5
февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г.
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

[3]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
(ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) 
// Собрание законодательства РФ. 
– 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать
следующие основные выводы и положения.

Право
собственности в аспекте института собственности государства представляет собой
законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных
действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению
совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот.
Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем
многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права
принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона
независимо от правового основания возникновения права собственности.

Государственной
собственностью, в соответствии с действующим законодательством, является
имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономным областям, автономным округам и являющееся собственностью
субъектов Российской Федерации (ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 ГК РФ).

Управление государственным имуществом в широком смысле слова
охватывает деятельность многих структур и включает в себя ряд элементов прямого
и косвенного воздействия субъектов управления на объекты управления:
определение целей, правовое регулирование, управленческие решения,
распорядительные действия, иерархические команды в системах управления,
контроль.

Система управления государственным имуществом, являясь
упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное
функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности
включает: механизм управления (цели, принципы, методы); функциональную
подсистему (функции и органы управления государственным имуществом); процессы
управления собственностью; подсистему обеспечения (учет, оценка, кадровое
обеспечение, контроль эффективности и т. п.).

Для выполнения задач и достижения определенных целей
управления государственным имуществом при одновременном соблюдении определенных
принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой группе объектов
управления, к каждой из сфер управления, и после чего, основываясь на их
анализе, осуществлять соответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов
управления.

В отношении управления
каждым видом государственного имущества используются специфические инструменты
управления, выбор которых зависит от способов учета имущества, функций
управления имуществом, отдельных групп собственности и функционирования
имущества на макро- и микроуровнях. Формирование четкой и децентрализованной
политики государственного управления, позволят повысить эффективность
управления государственной собственностью.

Таким образом, концепция
эффективного управления государственным имуществом должна быть ориентирована на
обеспечение надлежащего уровня жизни населения, проживающего на территории
региона при максимальном извлечении полезности в процессе использования и
распоряжения имуществом — как одной из основных функций государства.

Учитывая ориентацию на
развитие рыночных отношений, интеграцию экономики РФ в систему мирового
хозяйства управление государственной собственностью должно осуществляться с
помощью таких методов, которые обеспечивали бы выполнение общегосударственных
программ экономического и социального развития и не противоречили рыночным
принципам.



 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

1.1 Понятие и сущность права государственного имущества

 

Российская
Федерация насчитывает миллионы богатейших гектаров земли, благодаря которым
обеспечивается развитие и благосостояние государства. Земельное
законодательство стремительно развивается, и такой вопрос как разграничение и
формирование земельных участков государственной собственности является
актуальным в современной земельной политике.

Государственная
собственность – это ключевая составляющая современной экономической системы,
так как она охватывает достаточно большой объем различных объектов, которые
являются основными инструментами для обеспечения устойчивого социально-
экономического роста страны в целом
[1]. От рациональности и эффективности управления государственной
собственности напрямую зависит общественно-экономическое развитие всего
государства в целом. Необходимо помнить о том, что государственная
собственность обеспечивает национальную безопасность страны, достижение
общенациональных целей, а также удовлетворение общественных интересов и потребностей
со стороны общества.

Государственная собственность — категория
имущества, которым владеет государство в единственном лице, на правах
совместной или долевой собственности.

Государственная
собственность на протяжении долгих лет имеет большую значимость. Наглядным
примером служит земельный строй СССР, направленный на национализацию земли, что
означало отмену частной собственности и установление государственной,
исключительной собственности Советского государства. Землей не могли
распоряжаться ни отдельные граждане, ни кооперативные и иные общественные
организации, все они являлись пользователями государственного единого
земельного фонда. С изменением государственного устройства страны, проведением
современной земельной реформы и принятием Конституции государственная
собственность перестала быть единой формой землевладения. Земля и другие
природные ресурсы, согласно статье 9 Конституции РФ, могут находиться в
частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности
[2].

Право собственности в аспекте института
собственности государства представляет собой законодательно установленные
правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по
присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного
круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как
субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления
правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству
как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового
основания возникновения права собственности.

Говоря о собственности нельзя не затронуть такое понятие, как
имущество. Согласно гражданскому праву Российской Федерации имущество
определяется, как набор имущественных прав и обязанностей на материальный и
нематериальный объект, которые принадлежат определенному лицу. Поэтому понятия
«отношения собственности» и «имущественные отношения» являются тождественными.

Государственная собственность – сложное
комплексное и многоотраслевое хозяйство, поэтому крайне необходима четкая
организация управления ею, а правовое обеспечение государственной собственности
служит важным условием ее эффективного использования.

Как отмечает в своих научных исследованиях Г.В.
Пушкарева, «об эффективности государственного управления можно говорить, если
государственные органы вовремя обнаруживают проблемы и находят рациональные
пути их решения». Управление государственной собственностью понимается как
управление ее воспроизводством, использованием и трансформацией.

Анализируя подходы к определению понятия
«государственная собственность», следует особенно отметить научное понимание, а
именно: «Государственная собственность — это набор прав (владения,
распоряжения, наследования эксплуатации и др.) принадлежащих государственным
учреждениям (правительству и другим органам власти)». Государственная
собственность — это совокупность всего материального и нематериального
имущества, находящегося в распоряжении государства. Распоряжение этой
собственностью осуществляется в интересах всего общества[3].

Государственная
собственность доминирует в тех отраслях хозяйства, которые обладают
приоритетным общеэкономическим значением. К ним относится:

1.               
непроизводственная сфера
(образовательные и медицинские учреждения, предприятия ЖКХ);

2.               
транспортная инфраструктура
(железные дороги, автомагистрали, портовые сооружения);

3.               
атомная, военная
и аэрокосмическая отрасли;

4.               
новейшие наукоемкие
производства.

Таким
образом, право собственности в аспекте института собственности государства
представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие
рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и
распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в
гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у
государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и
распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в
силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.

 



[1] Еремин С.Г. К вопросу о современном правовом
регулировании управления государственной собственностью РФ, находящейся за
рубежом // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и
муниципального управления. – 2016. – С. 110-113.

[2] Михадов С.С. О необходимости государственной собственности и
государственных предприятий // Актуальные
вопросы современной экономики. — 2018. — № 8. — С. 126-133.

[3] Закураева М.Х. Институт
государственной собственности в России // В сборнике: Проблемы
законотворчества в свете современных реформационных процессов  сборник
статей по итогам Международной научно-практической конференции. — 2018. — С.
70-72.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы