Курсовая теория на тему Унитарное государство — общая характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.Унитарное государство: общая характеристика. 6
1.1. Понятие унитарного
государства. 6
1.2. Признаки
унитарного государства. 10
2. Виды унитарного государства. 14
2.1. Централизованные
унитарные государства. 14
2.2. Децентрализованные
унитарные государства. 16
Заключение. 27
Список использованных источников. 29
Введение:
Актуальность
работы. История развития государства показывает, что простое, единое –
унитарное государство как форма государственного территориального устройства
себя не исчерпала и не потеряла на сегодняшний день своей актуальности. В
настоящем мире унитарные государства более прочные как в юридическом, так и в
жизненном плане, они более жизнеспособны, чем многие из федеративных
государств.
Несомненно то, что
каждое государство отличается от другого не только своими законодательными
актами, но и структурой власти. Неслучайно есть государства, где ведущую роль
играет монархия, а также имеется огромное число таковых, где структура власти
строится на основе республиканского управления. Бывает и так, что структура
государственной власти отличается неоднородностью и сочетает в себе несколько
форм правления. На сегодняшний день ведущие управленцы отводят вопросам
структуры государственной власти и политическому устройству немаловажную роль.
Ведь как бы мы этого ни хотели, события политической жизни, а также структура
государственной власти оказывает на нас существенное влияние. Как ни странно,
но на современном этапе события, которые происходят в нашей стране и за ее пределами,
оказывают на наш быт и финансовое положение огромное влияние. Для того чтобы
влиять и управлять, нужно детализировать процесс управления, придав ему вид определенной
цепочки, где каждое звено взаимосвязано. Так можно добиться существенных
результатов при управлении.
Понятие
территориальной формы государственного устройства подразумевает способ его
административно-территориальной организации. Такое государство может иметь
единые органы правления или же складываться из множества территорий, каждая из
которых будет подчинена собственному локальному правительству, имеющему широкие
полномочия. Унитарная форма имеет достаточно широкое распространение. Такое
государство характеризуется единством всех правительственных органов, правовой
системы и конституции, которые распространяются без каких-либо ограничений или
оговорок на территорию всей страны. Такими странами являются Швеция, Италия,
Польша, множество стран Африки и Азии. В юридической науке всегда большое
внимание уделялось форме организации власти. Данное исследование призвано
дополнить рассматриваемый вопрос аспектом функционирования общей модели
унитарной государственности с точки зрения «горизонтального» и «вертикального»
принципа разделения властей, деления административно-территориальных единиц на
естественные и искусственные.
Целью работы
является изучение общей характеристики унитарного государства.
Задачи работы:
1. Рассмотреть
понятие унитарного государства
2. Изучить признаки унитарного государства
3. Проанализировать централизованные унитарные государства
4.
Проанализировать децентрализованные унитарные государства
Объектом данного
исследования является форма государственного устройства как социальное,
общеправовое явление.
Предмет
исследования составляет унитарная модель формы государственного устройства.
Теоретическое
обоснование сущности унитарной формы государственного устройства сегодня не
возможно без анализа, идей и концепций западных и русских мыслителей,
посвятивших свои учения поиску оптимальной формы государства. Общетеоретические
и методологические проблемы унитарной формы государственного устройства
исследовались в трудах русских ученых: Антонов
М.В.[1], Косов
Р.В.[2], Морозова
Л.А.[3], Венгеров
А.Б.[4], Жеругов
Р.Т.[5], Вениаминов
С.С.[6], Марченко
М.Н.[7], Пиголкин
А.С.[8], Старков
О.В.[9] и
другие.
В современной
юридической науке значительный вклад в развитие учения об унитарной форме
государственного устройства внесли: Безрядин Д.М.[10],
Вишневский А. Ф.[11],
Кашанина Т.В.[12],
Мартышин О.В.[13],
Матузов Н.И., Малько А.В.[14], Мелехин
А.В.[15], Перевалов
В.Д.[16],
Шишкина Н.В.[17]
и другие.
Методологическую
основу работы составляет метод анализа и синтеза, индукции и дедукции,
обобщения, сравнения, в работе также
используется систематический подход.
Нормативная основа
исследования: общественный договор Руссо, Декларация прав человека и гражданина
1789 года, Конституция Франции, Конституция РФ, Конституция Великобритании и
другие.
Структура работы
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Антонов М.В. Теория государства
и права: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. — 497 с. [2] Косов Р.В. Теория разделения
властей: Учеб. Пособие / Р.В. Косов Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2017. — 80 с. [3] Морозова Л.А. Теория государства
и права Учебник. 4-е изд. М.: Российское юридическое образование, 2015. — 384
с. [4] Венгеров А.Б. Теория государства
и права: учебник. — М.: Дашков и К, 2019. — 608 с. [5] Жеругов Р.Т. Теория государства
и права: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный.
Москва-Нальчик: Изд. центр «Эльфа». – 2015. – 370 с. [6] Вениаминов С.С. Теория государства
и права: Учебник для вузов. М.: Спарк, 2017. — 529 с. [7] Марченко М.Н. Теория государства
и права: учебник. — М.: Проспект, 2019. — 640 с. [8] Пиголкин А.С. Теория государства
и права: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. — 516 с. [9] Старков О.В. Теория государства
и права: учебник. — М.: Дашков и К, 2018. — 371 с. [10] Безрядин, Д.М. Теория
государства и права: методич.рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
/ Д.Н. Безрядин, В.А. Слепцов. – Новосибирск: СибАГС, 2017. – 370 с. [11] Вишневский, А. Ф. Общая теория
государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2016. —
369 с. [12] Кашанина Т.В. Происхождение
государства и права: Учебник. М., 2016. – 370 с. [13] Мартышин О.В. Теория государства
и права. М.: Юристъ, 2017. – 382 с. [14] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. — М.: Дело, 2017. — 529 с. [15] Мелехин А.В. Теория государства
и права: учебник. – М.:Проспект, 2016. – 545 с. [16] Перевалов В.Д. Теория
государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5-е
изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 341 с. [17] Шишкина, Н.В. Теория государства
и права: Учебное пособие для дистанционного обучения / Н.В. Шишкина. –
Новосибирск: СибАГС, 2016. – 277 с.
Заключение:
В унитарном
государстве центральное или национальное правительство имеет полную власть над
всеми другими политическими подразделениями или административными единицами.
Например, Французская Республика является унитарным государством, в котором
французское национальное правительство в Париже имеет полную власть над
несколькими провинциями, известными как департаменты, которые являются
подчиненными административными компонентами национального государства. Местные органы
власти унитарного государства выполняют директивы центрального правительства,
но они не действуют независимо.
Федеральная
система политической организации является полной противоположностью унитарного
государства. Например, в отличие от унитарного государства Франция, Германия
является федеративной республикой, что означает, что национальное или
федеральное правительство в Берлине разделяет политическую власть с
правительствами нескольких ландеров, или политическими единицами в национальном
государстве. Однако, как и во всех федеральных штатах, включая Австралию, Индию
и Соединенные Штаты Америки, центральное или национальное правительство
Германии является верховным в сфере полномочий, предоставленных ему в
соответствии с конституцией.
Унитарные государства,
как и федеральные, могут быть конституционными демократиями или несвободными
недемократическими государствами. Например, как унитарная Республика Франция,
так и Федеративная Республика Германия являются конституционными демократиями,
но унитарные государства Алжир, Ливия и Свазиленд являются несвободными
недемократическими государствами.
Подводя итог
вышесказанному, можно заключить, что форма государственного устройства – это
его строение по национальному и административно-территориальному признакам,
характеризующее взаимоотношения составных частей страны и ее местных органов
власти. Она определяет внутреннюю структуру государства, правовое положение его
составных частей, взаимоотношения между центральными и местными органами
власти. Выделяют федеративную, конфедеративную и унитарную формы
государственного устройства. Первая основана на политических образованиях,
которые обладают определенной сферой государственной самостоятельности. Россия,
Мексика – федеративные государства. Чаще всего страны с этой формой государственного
устройства имеют большую территорию и численность населения. Вторая форма
представляет собой союз государств без политической централизации. Как правило,
единая конституция отсутствует, нет общих органов управления и власти.
Образуется конфедерация в политических, экономических или военных целях.
Конфедерациями, к примеру, являются Швейцария, Босния и Герцеговина.
А унитарное
государство – это форма государственного устройства, для которой характерно
разделение территории страны на административно-территориальные единицы, не
обладающие признаками государственного суверенитета, находящиеся в подчинении
органов центральной власти. К таким государствам можно отнести: Италию,
Францию, Беларусь и т. д. Современные буржуазные страны по большей части имеют
именно эту форму. Кроме того, она присуща и некоторым субъектам федеративного
государства (к примеру, республикам, входящим в состав РФ). Унитарное
государство обладает рядом признаков: единая конституция; составные части
государства (округа, области, департаменты) не обладают государственным суверенитетом;
одна учредительная власть; общая система законодательства; единая денежная
система, кредитная и налоговая политика; одно гражданство; единые высшие органы
государственной власти и вооруженные силы; внешние государственные сношения
осуществляются центральными органами; для малочисленных наций допускается
законодательная и национальная автономия.
Фрагмент текста работы:
1.Унитарное
государство: общая характеристика
1.1.
Понятие унитарного государства Когда государство
владеет только центром политического влечения и уникальным набором
государственных институтов, оно представляет собой простое или унитарное
государство. На эту форму отвечает большое количество нынешних политических
структур, в которых власть во всех своих атрибутах и функциях принадлежит
держателю, являющемуся государственным юридическим лицом. Все лица, находящиеся
под его суверенитетом, подчиняются единой державе, живут в рамках одного
конституционного режима и подчиняются общему правовому порядку.
Наименование
унитарного государства оправдано, потому что в этой политической форме державы
едины по своей структуре, по своему человеческому элементу и по своим территориальным
границам.
Особенности
унитарного государства в следующем:
а) Политическая
организация уникальна, потому что она состоит только из правительственного
аппарата, который выполняет все государственные функции. Также конституционный
порядок уникален.
б) Политическая
организация включает в себя единое сообщество, рассматриваемое на глобальном
уровне, без учета индивидуальных или корпоративных различий. Решения правителей
одинаково обязывают всех граждан.
в) Политическая
организация охватывает всю территорию государства одинаковым образом, то есть
без учета различий между различными местными образованиями[1].
Монохроматическое
единство предполагает концентрацию власти в руках одного или нескольких лиц, в
то время как унитарное государство совместимо с разделением властей и с
существованием множества органов, которые осуществляют унитарную власть
государства. Самодержавная система, которая отрицает какое-либо ограничение
целей для правителей, не имеет ничего общего с простой или сложной структурой
государства, но с теми же масштабами ее воздействия на отдельных лиц и общины.
Тот факт, что
автократические режимы (например, авторитарные, такие как фашизм и
национал-социализм) наложили на себя монократию, тоталитаризм и централизацию
(на самом деле, посредством связи единой партии), подчиняются необходимости
своей собственной политической логики, а не исторических обстоятельств[2].
Унитарная
политико-государственная форма, напротив, откликнулась на историческое
требование. Общества по известным историческим причинам нуждались в общей
организации и цели; имели тенденцию к организации единой юридической единицы.
Проблема заключается в том, чтобы указать уровень, которого должна достичь эта
единица. Абсолютные монархии были центром, вокруг которого формировались нации.
Унитарное
государство является одним из способов структурирования страны. Это
определение, которое включает в себя от территориальной организации до того,
как сконфигурированы законодательные, исполнительные и судебные полномочия.
Этот тип государства характеризуется централизацией власти с единым
правительством, которое контролирует всю территорию[3].
Могут быть
регионы, провинции или департаменты с несколькими полномочиями, но основная их
часть сосредоточена в центральном правительстве; судебная и законодательная власть
также централизована. На всей территории нет никаких различий в законах, и
обычно существует какое-то юридическое лицо, обладающее большей властью, чем
те, которые могут существовать на других уровнях.
Аналогичным
образом, существует только одна Конституция, а в некоторых федеральных штатах
их несколько. Среди унитарных государств, которые обычно происходят из бывших
абсолютных монархий, пример Франции выделяется. Централизация в европейской
стране очень высока, и даже в последние годы она восстановила компетенции,
присвоенные департаментам.
Унитарное
государство, также называемое простым государством, — это государство, в
котором суверенитет, население и территория описаны в их законах как
уникальные. Обычно страны с такой структурой происходят из бывших абсолютных
государств, хотя могут быть и исключения[4].
В этих
государствах территориальная, судебная и законодательная единицы едины без
внутренних администраций, обладающих собственными полномочиями.
Несмотря на то,
что эти территории могут существовать, называемые по-разному, их полномочия
ограничены и предоставляются центральным правительством.
Унитарные системы
характеризуются централизацией власти в руках центральных правительств. Таким
образом, исполнительная власть полностью ложится на эту центральную
администрацию, которая может навязывать свои решения на всей территории страны.
Суверенитет в
унитарных государствах уникален. По сравнению с федеративными, в которых этот
суверенитет используется совместно с государствами, которые свободно
объединяются для формирования страны, в унитарных нет такого множественного
понятия[5].
Как и в случае с
исполнительной властью, судебная и законодательная ветви также централизованы.
Выданные законы действуют по всей стране; следовательно, нет никаких шансов,
что какая-либо территория будет воздействовать на других самостоятельно.
В судебной сфере
обычно существует высший суд с юрисдикцией по всей стране. Несмотря на то, что
в провинциях, регионах или департаментах существуют суды, национальный орган
становится последней инстанцией для отправления правосудия[6].
Как и остальные
изданные законы, унитарные государства имеют только Конституцию, которая
применима ко всей стране. Это предполагает, что все граждане имеют одинаковые
права и обязанности, при этом на территориях страны не может быть введено
другое.
Примеры унитарного
государства:
Франция
Европейская страна
является наиболее распространенным примером унитарного государства. Несмотря на
то, что в административном отношении существуют департаменты, это одно из самых
централизованных государств в мире[7]. [1] Марченко М.Н. Теория государства
и права: учебник. — М.: Проспект, 2019. — 640 с. [2] Косов Р.В. Теория разделения
властей: Учеб. Пособие / Р.В. Косов Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
2017. — 80 с. [3] Венгеров А.Б. Теория государства
и права: учебник. — М.: Дашков и К, 2019. — 608 с. [4] Морозова Л.А. Теория государства
и права Учебник. 4-е изд. М.: Российское юридическое образование, 2015. — 384
с. [5] Шишкина, Н.В. Теория государства
и права: Учебное пособие для дистанционного обучения / Н.В. Шишкина. –
Новосибирск: СибАГС, 2016. – 277 с. [6] Кашанина Т.В. Происхождение
государства и права: Учебник. М., 2016. – 370 с. [7] Общая теория государства и
права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С.А. Комаров. 9-е изд., испр.
и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 506 с.