Курсовая теория на тему Уголовно-правовые гарантии независимости следственной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Гарантии независимости следственной деятельности 3
1.1. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации 3
1.2. Независимость следственной деятельности 7
Глава2. Законодательные нововведения, касающиеся деятельности СКР 17
2.1. Экспертиза от СКР: что поменяет новый проект Путина 17
2.2. Независимость экспертной деятельности 21
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
Актуальность. Восемь лет — срок немалый, и за эти годы подследственность следователей Следственного комитета существенно расширилась. В компетенцию СК были переданы налоговые преступления, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Кроме того, в Следственном комитете расследуется большинство преступлений коррупционной направленности.
В числе приоритетных и успешно выполняемых ведомством задач были и остаются борьба с коррупцией и экономической преступностью, защита прав детей, противодействие экстремизму и терроризму, активная работа с обращениями граждан, а также совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в целях обеспечения неотвратимости ответственности за совершенные преступления. В зоне нашего постоянного внимания находится также защита трудовых прав граждан.
Объект – следственная деятельность.
Предмет – гарантии независимости следственной деятельности.
Цель – исследовать уголовно-правовые гарантии независимости следственной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть гарантии независимости следственной деятельности.
2. Проанализировать законодательные нововведения, касающиеся деятельности СКР.
Заключение:
Поправки в Федеральный закон о государственной судебно-экспертной деятельности, в частности, уточняют соответствующую правовую базу, понятие судебной экспертизы и судебно-экспертных госучреждений.
Принятие поправок «ставит своей целью существенное сокращение сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, поскольку зачастую их долгие сроки как раз и связаны с большими сроками производства экспертиз в иных учреждениях». Инициатива главы государства будет способствовать соблюдению прав всех участников уголовного судопроизводства.
В апреле Федеральная палата адвокатов РФ выступила против принятия законопроекта, указав в своей правовой позиции, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности». Предлагаемые поправки повышают риск ситуаций, когда эксперт де-юре будет зависим от руководителя подразделения СК, а де-факто – от следователя, назначающего экспертизу. В этих случаях от его независимости ничего не остается.
При этом в правовой позиции обращается внимание на ошибочность мнения о том, что Конституционный Суд РФ признал конституционность толкования норм УПК и Федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности, допускающего отсутствие зависимости у ведомственного эксперта, проводящего экспертизу по требованию этого ведомства. Подчеркивается, что согласно Определению КС РФ от 23 октября 2014 г. № 2371-О наличие либо отсутствие зависимости лица, привлеченного в качестве эксперта по уголовному делу, от сторон или их представителей устанавливается органом или должностным лицом, в чьем производстве находится дело, на основе его фактических обстоятельств. «Для стороны защиты гарантии независимости эксперта являются критически важными, поскольку возможности защиты по оспариванию заключения эксперта сильно ограничены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Гарантии независимости следственной деятельности
1.1. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации
Создание Следственного комитета РФ как самостоятельного органа, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, — это давняя мечта как российских юристов, так и правоведов советских времен. Являясь самостоятельным правоохранительным органом со своими специальными званиями, материальным обеспечением и подследственностью, СК России принадлежит к числу государственных органов федерального значения, наделенных полнотой власти на всей территории страны. Основная цель деятельности ведомства — осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Но в полномасштабном объеме достичь намеченной концепции было бы сложно без постановки задач, реализация которых целиком зависит от фундаментальных принципов организации и деятельности органа государственной власти, коим является СК России. [15]
Под принципами организации и деятельности государственного органа надлежит понимать первостепенные идеи и наиболее важные положения, на которых базируется вся система и устанавливается круг деятельности органа; они отражают основные цели и задачи государственного органа, раскрывают его сущность, содержание и назначение. Принципы деятельности СК России определяются как совокупность выработанных практикой и содержащихся в правовых нормах правил поведения, сопоставляющих ее с закономерностями развития современного российского общества. Принципы совместно с целями и задачами формируют основу деятельности СК России и остаются незыблемыми при видоизменении методов, способов и форм реализации функциональной деятельности ведомства. Как отмечают Д.В. Соколов и Ю.В. Егоров, «фундаментальность принципов деятельности Следственного комитета РФ определяет то обстоятельство, что последние не только занимают ведущую позицию применительно к отдельно решаемым задачам, но и выступают в роли основного руководящего момента в процессе разработки отдельных норм и институтов, учитываются в процессе принятия нормативных правовых актов, которые затрагивают отдельные аспекты правового статуса сотрудников ведомства» [10].
Следовательно, принципы деятельности СК России являются определяющими для сотрудников СК России в процессе осуществления их профессиональной деятельности для реализации поставленных перед ними целей и задач, обеспечения законности и обоснованности порядка их достижения, а также специфики использования при этом методов и средств, которые нацелены на восполнение возможной дефектности правового регулирования деятельности ведомства.
Для определенного положения СК России с его многофункциональной и многогранной деятельностью характерен ряд правил. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее — Закон о СК России) [6] закрепляет принципы деятельности СК России, к которым относит принципы единства и централизации, независимости, гласности, внепартийности, недопустимости совмещения служебной деятельности с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, принцип юридического лица.
Однако считаем возможным отметить, что далеко не все представленные установки могут претендовать на статус основных, поскольку к таковым можно отнести только те, которые будут являться объективно необходимыми в осуществлении функциональной деятельности СК России.
Закон о СК России в п. 1 ст. 5 определяет, что СК России является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений СК России и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю СК России. Данная норма определяет базовый принцип организации и деятельности СК России — принцип единства и централизации.
Единство деятельности СК России выражается в единообразных формах организации и деятельности всех элементов структуры СК России, в единстве целей и общности решаемых задач. Деятельность органов и учреждений СК России осуществляется на основе единого для всех звеньев СК России законодательства. Централизованное построение системы позволяет сконцентрировать право принятия наиболее важных решений в руках представителей высших звеньев управления. Такое построение СК России позволяет ему действовать в едином направлении и решать поставленные задачи независимо от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц. Одновременно в силу единства системы для каждого звена органов и учреждений СК России на законодательном уровне четко определен объем полномочий, а каждый сотрудник СК России, действуя как представитель единой системы, сохраняет самостоятельность в принятии решений. Единство системы следственных органов отражается и в статусе сотрудников следственного ведомства, на которых распространяются общие требования к занимаемой ими должности и порядку прохождения службы в следственных органах. [16]