Курсовая теория на тему Уголовно-правовое противодействие террористическому акту
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Научно — теоретические аспекты исследования квалификации террористического акта 6
1.1 Понятие террористического акта в науке и законодательстве 6
1.2 Уголовная политика РФ в сфере противодействия терроризму 11
2 Основные направления противодействия террористическому акту путем использования уголовно-правовых норм 14
2.1 Отграничение терроризма от иных смежных составов преступлений 14
2.2 Оптимизирование уголовно-правовых норм об ответственности за преступления террористического характера как одно из направлений уголовно-правовой политики 22
Заключение 27
Список использованных источников 30
Введение:
Терроризм оправданно считается одним из самых опасных явлений современного мира. Постоянно развиваясь, он стал не только труднопрогназируемым, но и, выйдя из национальных рамок, приобрел международный характер, стал эффективным оружием для устрашения всего мира.
Для любого государства поддержание общественного порядка является одной из важнейших задач. Прикладываются огромные усилия для борьбы с уголовно наказуемыми формами нарушения правил поведения, но, несмотря на это количество посягательств на общественную безопасность не уменьшается, а наоборот возрастает. Россия как никто другой обеспокоена наличием повсеместной террористической угрозы национальной безопасности. Так, в Стратегии национальной безопасности нашей страны одним из приоритетных направлений является расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности, акцентируя внимание именно на борьбе с терроризмом, а также на необходимость совершенствования правового регулирования предупреждения преступности, повышения эффективности форм и методов борьбы с преступлениями террористического характера.
Следует отметить, что важность уголовных мер в борьбе с терроризмом не следует недооценивать; они имеют значительный превентивный характер как с точки зрения предотвращения совершения террористических преступлений, так и с точки зрения воздействия на преступников.
Большое количество совершенных преступлений террористической направленности, несовершенство внутреннего и международного законодательства, и неспособность правоохранительных органов всех стран все объемлемо контролировать и бороться с так называемым «невидимым преступником» создает фундамент для исследования выбранной нами темы. Изучение всей совокупности теоретических аспектов функционирования норм уголовной ответственности за террористическую деятельность актуально, имеет научное и практическое значение, и, как мы прогнозируем, останется перспективным направлением научных исследований в различных областях права на долгие годы.
Цель работы заключается в системном уголовно-правовом анализе преступлений террористического характера, ответственности за их совершение и на основе полученных данных, разработке рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства как направление уголовной политики.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
1. Исследовать исторические аспекты ответственности за преступления террористического характера
2. Проследить развитие законодательства о борьбе с терроризмом;
3. Проанализировать международные правовые акты, направленные на борьбу с терроризмом;
4. Рассмотреть виды преступлений террористической направленности по законодательству России;
5. Проанализировать объективные и субъективные признаки преступлений террористического характера, а также квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данных преступлений;
6. Разграничить терроризм от смежных преступлений.
7. Выявить пробелы и противоречия в правовом регулировании ответственности за преступления, связанные с террористической деятельностью и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в этой части, дать рекомендации по практике его применения.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, образующих уголовно-правовое содержание преступлений террористического характера в уголовном праве России.
Предмет исследования – уголовно-правовые нормы российского законодательства.
Основополагающими методами данного исследования являются: исторический; сравнительно-правовой; анализ действующего нормативного правового законодательства; теоретический анализ научной литературы.
Структура работы. Структура обусловлена поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Терроризм как социально-политический феномен представляет собой мотивированное различными обстоятельствами насилие, целью которого является воздействие на политику государств, их лидеров, других лиц, с целью создания ситуации психологического устрашения в процессе решения своих задач. Причиной терроризма могут быть субъективные (психологические) основания, объективные условия жизни людей, этнические и религиозные мотивы, политические и идеологические процессы, его стимулирующие. Национальные конфликты выступают крайней формой социальных противоречий, особенно, если с ними связана религия, так как эмоциональным накалом можно объяснить этническую и религиозную консолидацию граждан. Поскольку религиозные и межнациональные противоречия зачастую проявляются латентно, то практически любая ситуация с многоконфессиональным составом участников в условиях складывающейся этноконфессиональной напряженности может стать основанием для проявления агрессивного поведения.
В процессе становления и развития этнических конфликтов разделение противоборствующих сил по этноконфессиональному признаку имеет особенное значение, при этом в истоке таких конфликтов не обязательно будут нетерпимость к инакомыслию или межэтнические различия. Указанные факторы получают решающее значение в случае усиления непримиримости и их последующей трансформации в открытое противостояние в сфере религиозных воззрений. Чаще всего, к терроризму прибегают те группы населения, которые исключены из политического диалога, чувствуют себя ущемленными в правах, не имеют иных способов для протеста против существующего экономического порядка, распределения материальных ресурсов и благ.
Поэтому необходим анализ причин протестных настроений, чтобы предотвратить возникновение террористических группировок на почве неудовлетворенности населения проводимыми реформами, которые привели к снижению их социального статуса, уровня доходов или темпов экономического развития. Чтобы понять сущность терроризма, необходимо отличать его от террора, который имеет политический характер и направлен против части населения с тем, чтобы держать ее в постоянном страхе посредством репрессий и других мер легализованного насилия.
По результатам исследования сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства в части изученных преступлений и практики их применения:
1. В связи с тем, что нет законодательно закрепленного перечня преступлений, которые являются преступлениями террористического характера, предлагаем закрепить список таких преступлений в Федеральном законе «О противодействии терроризму» и отнести к таковым: ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 205.6, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361.
2. Исходя из высокой общественной опасности террористических преступлений, предлагаем снизить возраст наступления ответственности за совершение преступления террористического характера до 14 лет.
3. С учетом анализа террористического акта, считаем целесообразно изменить и дополнить ч. 1 ст. 205 УК РФ и изложить ее следующим образом: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органа власти, либо органа местного самоуправления, либо международной организации или воздействия на принятие, либо воздержания от принятия ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
4. Для урегулирования правовой коллизии необходимо охватить ч. 3 ст. 205 УК РФ неопределенное количество жертв, при совершении террористического акта, и сформулировать квалифицирующий признак ст. 205 УК РФ следующим образом: «совершение преступления в отношении двух и более лиц».
5. Предлагаем расширить круг субъектов ст. 205.3 УК РФ и рассмотреть следующую конструкцию нормы. Часть 1 статьи описывает деятельность лиц, проходящих соответствующее обучение, и лиц, его осуществляющих. А часть 2 — предусматривает ответственность лиц, организовавших или финансировавших обучение террористов, а также руководивших процессом обучения (т.е. руководителей центра обучения террористов).
6. С учетом возрастания показателей совершения и анализа последствий такого преступления, как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, требуется ужесточить уголовную ответственность по ст. 207 УК РФ, а именно ввести санкцию в виде лишения свободы.
Фрагмент текста работы:
1 Научно-теоретические аспекты исследования квалификации террористического акта
1.1 Понятие террористического акта в науке и законодательстве
Зачастую в научных исследованиях и в работах публицистического характера понятия «терроризм» и «террористический акт» используются как слова-синонимы. На наш взгляд, такой подход не верен, указанные понятия необходимо развести. Так, терроризм – это сложное общественное явление, а террористический акт – это уже конкретное преступление, напрямую связанное с терроризмом, вернее, одна из его форм практического проявления.
Понятие «терроризм» по сравнению с понятием «террористический акт» более сложное, так как носит не только юридический, но и общесоциальный характер. Дефиниция «терроризм» зачастую используется для обозначения социального феномена в целом, а не для рассмотрения конкретного деяния. Под терроризмом понимаются преступления, носящие террористический характер, терроризм включает в себя больше, чем просто преступное деяние. М. А. Комарова говорит о терроризме как о социально-политическом явлении: «системное, политически или социально мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия или угроз применения насилия». С другой стороны, «терроризм» с юридической точки зрения – это «грубое нарушение законности, общественно опасное деяние, совершенное с использованием крайних форм насилия» .
А. Г. Безверхов, говоря о терроризме как о антисоциальном феномене, указывает на то, что он включает в себя множество террористических актов. Даже отечественное уголовное законодательство включало в понятие «терроризм» несколько деяний террористической направленности – «диверсия», «террористический акт», «террористический акт против представителя иностранного государства» .
Таким образом, в понятии «терроризм» соединились не только политическая, юридическая и криминологическая, но идеологическая, нравственная, психологическая, этнокультурная сущности. Терроризм имеет неоднородный состав деяний, направленных на дестабилизацию социально-политической обстановки в обществе. Легальное понятие терроризма дается в ФЗ «О противодействии терроризму», где п. 1 ст. 3 указывает на то, что терроризм – прежде всего идеология насилия. Терроризм предстает перед нами как «практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» . В указанном Федеральном законе террористический акт рассматривается как деяние, выраженное в совершении «взрыва, поджога и иных действиях, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Аналогичное понятие дается и УК РФ в ст. 205 «Террористический акт» .
Основная отличительная особенность террористического акта от других преступлений, посягающих на общественною безопасность, – это цель: посеять страх в обществе, парализовать деятельность общественных и государственных структур. Понятие общественной безопасности раскрывается в ФЗ «О безопасности» и предполагает состояние защищенности населения, жизненно важных интересов и потребностей общества. Главными объектами посягательства в данном случае будут личность, ее права и свободы и общество в целом, его духовные и материальные ценности. Поэтому отдельные исследователи предлагают закрепить иную формулировку террористического акта в УК РФ и в ФЗ «О противодействии терроризму». Так, по мнению Б. В. Сидорова, ст. 205 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции: «Террористический акт – это устрашение населения путем совершения взрыва, поджога или совершения иных общеопасных насильственных действий, угрожающих жизни, здоровью людей или иным жизненно важным благам людей и интересам общества, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и безопасность Российской Федерации, носящих публичный характер, если они имеют целью принуждение органов власти к принятию решений или совершению действий либо к отказу от них в интересах виновного лица (лиц или организации)» .
Террористический акт является особо опасным преступлением, «поскольку в преобладающем большинстве основывается на достижениях технического прогресса и применении новых технологий» , но, как и другие виды преступлений, обладает особыми признаками, свойственными только данному виду:
— совершение общественно опасных деяний или угроза таковыми, что порождает общественную опасность;
— террористический акт отличается внезапным характером, направленным на дезорганизацию человека в социальном пространстве;
— как правило, это публичное преступление, претендующее на широкую огласку;