Курсовая теория Юриспруденция Уголовное право

Курсовая теория на тему Уголовная ответственность за шпионаж

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика шпионажа 5
1.1 История развития отечественного законодательства об ответственности за шпионаж 5
1.2 Шпионаж как преступление против внешней безопасности государства 11
Глава 2 Вопросы квалификации шпионажа. 18
2.1 Объективные и субъективные признаки шпионажа 18
2.2 Разграничение шпионажа с иными видами преступлений 25
Заключение 30
Список использованных источников 32

  

Введение:

 

Информация представляет собой важнейший стратегический ресурс общества. Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ предусматривает право каждого человека осуществлять поиски, получать и делать доступным для сведения иных лиц информацию любым законным способом. Вместе с тем, такое право не безгранично. Одновременно в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ указывается на ограничение распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Также в ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указывается на то, что федеральными законами могу быть установлены ограничения доступа к информации.
К такой информации относятся, в том числе, те или иные виды тайн. Обычно тайной считается информация о ком-либо, чем-либо, которая известна узкому кругу лиц и не предназначена для посторонних людей . Виды тайн закрепляются федеральным законодательством. Соответствующая информация доступа для работы с ней только конкретным лицам, в их интересах.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 г. № 134-О указывается, что соблюдение конфиденциальности информации необходимо, в том числе, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае, в первую очередь, идет речь о соблюдении законодательства о государственной тайне (далее – ГТ), несанкционированная передача которой иным лицам способна нанести огромный вред государству. Соответственно, она является объектом уголовно-правовой охраны. В том числе, ст.276 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за шпионаж, при совершении которого преступник работает на иностранные государства, и с этой целью выведывает, передает ему сведения, содержавшие ГТ, а также некоторые инее виды информации.
Актуальность настоящей работы объясняется тем, что исследование уголовно-правовых положений о шпионаже способно прояснить вопросы квалификации деяния как шпионажа – особо тяжкого преступления, максимальный срок лишения свободы за которое составляет 20 лет, с ограничением его от иных преступлений.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с применение уголовно-правовой ответственности за шпионаж.
Предмет исследования – нормы ст.276 УК РФ.
Целью работы является исследование специфики преступления, предусмотренного ст.276 УК РФ.
В соответствии с цель работы поставлены задачи:
— рассмотреть историю развития отечественного законодательства об ответственности за шпионаж;
— охарактеризовать шпионаж как преступление против внешней безопасности государства
— определить объективные и субъективные признаки шпионажа;
— исследовать разграничение шпионажа с иными видами преступлений.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания. Применяются формально-логический, системно-структурный, логико-юридический методы социально-правового исследования.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Законодательство об уголовной ответственности за шпионаж в нашей стране прошло долгий и трудный путь развития. Впервые упоминание об изменниках появилось в Псковской судной грамоте 1467 г. Соответственно, осознавалось, что любая неверность со стороны «своих» людей, их дружественный контакт с «чужими» людьми могли пойти по вред государству. В этом случае, например, не исключалась передача планов наступлений на вражеские войска, причинение вреда «своим» по сговору с «чужими», различного рода действия, обусловливающие неудачи в войне.
Постепенно законодательство о государственной измене развивалось. В частности, при Петре Iуже был выделен круг секретных сведений, и то, что пакеты, их содержащие, должны иметь гриф «Секретно». С дальнейшим развитием законодательства от государственной измены был отделен шпионаж.
Перечень видов секретной информации расширялся, появилось понятие государственной тайны, выделялись их новые виды, поскольку с развитием государств возникали новые и новые риски, связанные с обладанием конкретной информацией противодействующей стороной.
Нужно отметить, что традиционно наказание за шпионаж в России являлось очень суровым. В данном случае преступник внешне не наносит вреда благам людей, но его действия, между тем, способны вызвать, например, внезапное нападение на государство неприятеля, на основе имеющихся у него, переданных шпионом сведений, что привело бы к большим человеческим жертвам, уничтожению важных объектов и т.д.
В действующем УК РФ ст.276 УК РФ «Шпионаж» относится к разделу Х УК РФ «Преступления против государственной власти» и главе 29 УК РФ, где сгруппированы преступления против конституционного строя и безопасности государства.
Непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопасность Российской Федерации. Объективная сторона шпионажа состоит в определенных манипуляциях субъекта преступления со сведениями, составляющими ГТ, и иными сведениями, которые могут быть использованы против государственной безопасности России (передача таких сведений, их собрание, похищение, хранение, применительно к иным сведения, не относящимся к ГТ – собирание и передача). Представляется, что, если учесть специфику такого преступления как шпионаж, пути и способы добывания необходимой информации бывают заранее продуманными, многовариантными, рассчитанными именно на получение сведений, составляющих ГТ вопреки всем преградам. Во всех случаях преступник служит интересам иностранного государства.
Важной для квалификации преступления особенностью шпионажа является также то, что нормы ст.276 УК РФ по отношению к российскому гражданину применены быть не могут, иными словами, он не рассматривается как субъект преступления. Данное преступление может совершить только иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Обязательным признаком субъективной стороны шпионажа является его цель как представление лица о преступном результате, которого оно стремится достичь своими действиями, применительно к собиранию, похищению или хранению сведений – передаче их иностранному государству, то есть любому государству, не являющемуся Российской Федерацией.
Что касается передачи или собирания по заданию иностранной разведки , а также лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности России, то здесь прослеживается цель выполнить возложенное на субъекта задание, для использования сведений против безопасности Российской Федерации.
Шпионаж имеет отличительные особенности, позволяющие разграничить его с другими преступлениями, главным образом, вследствие того, что шпионаж посягает на внешнюю безопасность государства, а субъектом данного преступления может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика шпионажа
1.1 История развития отечественного законодательства об ответственности за шпионаж

Первым законом, в котором упоминалось об изменниках (преветниках), является Псковская судная грамота 1467 г. Очевидно, в тот период необходимость выделения данного преступления была вызвана войной с литовцами. Соответственно, осознавалось, что любая неверность со стороны «своих» людей, их дружественный контакт с «чужими» людьми могли пойти по вред государству. В этом случае не исключалась передача планов наступлений на вражеские войска, причинение вреда «своим» по сговору с «чужими», различного рода действия, обусловливающие неудачи в войне.
С образованием Московского централизованного государства усилилась власть князя. Под властителем стали понимать одного человека, власть которого считается богоустановленной . Появился централизованный аппарат управления. Как следствие, потребовалось принятие общерусского правового документа — Судебника 1497 г., где измена была выделена в числе наиболее опасных преступлений. На одном уровне с изменой находились причинение смерти господину и крамола – бунт. То есть преступления против власти, государства стали рассматриваться как имеющие наибольшую степень общественной опасности. Это объяснимо, поскольку они подрывали основы всего государства.
В дальнейшем Судебники царя Иоанна IV 1550 г. и царя Федора Иоанновича 1589 г. дополнились иными преступлениями, в том числе, в них содержалось указание о сдаче города неприятелю. Необходимость устрашения лиц, не склонных к верности своему государству, не вызывает сомнений, если учесть, насколько опасно иметь в своем кругу изменника, который служит интересам иного государства и способен своими действиями свести на нет все усилия по укреплению государства.
В свою очередь, в Соборном уложении 1649 г. были выделены преступления против государства, обусловленные необходимостью охраны «Государской чести», а также, в частности, с соблюдением требований о «проезжих грамотах в иныя государства», что говорило о регулировании на государственном уровне отношений, связанных с передвижение граждан. Также в Уложении шла речь о «службе всяких ратных людей Московского государства» (то есть укреплялись основы государственной, военной службы).
Кроме того, в Соборном уложении 1649 г. указывалось: «А будет кто, будучи на государеве службе.. в неприятельских полках сказывати про вести и про государевых ратных людей». То есть в данном случае шла речь о передаче неприятелю информации, которую запрещено предавать. Из этого можно сделать вывод, что такие «вести» уже были определены, хотя и без отображения их в законодательном акте. Был также определен запрет передавать «вести» кому бы то ни было из военных людей другого государства, иными словами, воспрещалась информационная помощь врагу. Поскольку такая информация представляла интерес для государства, и, вместе с тем, недоведение ее до сведения людям, находящимся на службе, оказывалось, невозможным, вставал вопрос о назначении наказания за ее разглашение.
Можно отметить, что необходимость выделение секретных вестей еще связывалась только с военными действиями, как имеющими особую актуальность для воюющего государства.
В целом, термина «измена» с самого его появления рассматривался как совместная деятельность «своих» и «чужих» против «своих» (то есть властных фигур), которым «свои», в силу различных причин, обязаны были хранить верность .
Указ Петра I от 4 апреля 1714 г. определил особый порядок рассмотрения секретных дел такого рода. В данном случае учитывалось, что широкая огласка такого рода дел лишь увеличит круг лиц, которые узнают секретную информацию. За этим последовали Указ Императора 1724 г. «О написании секретных дел в партикулярных письмах», «О поручении секретных дел в Сенате благонадежным людям». Представляет интерес то, что был введен порядок проставления особых надписей на пакетах, которые содержали секретные дела (это связывалось с проставлением пометки «Секретно»). Примечательно, что в России подобный порядок применяется до настоящего времени.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы