Курсовая теория на тему Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2 Понятие и общая характеристика преступлений в сфере
компьютерной информации
3 Особенности конструкции составов и квалификация
преступлений в сфере компьютерной информации
Список
использованных источников
Введение:
Преступления в сфере
компьютерной информации обладают определенной спецификой – высокой
латентностью, сложны в своевременном выявлении, подобные преступления возможно
совершать на значительном расстоянии и могут возникать трудности в сборе и
оформлении доказательной базы. Возникают вопросы уголовно-правового характера
преступлений в сфере компьютерной информации, например, правоприменитель иногда
сталкивается со значительными затруднениями при юридической квалификации
общественно опасных деяний данного вида.
До
принятия и вступления в действие уголовного законодательства Российской
Федерации, в нашем государстве не было механизмов качественного противостояния
компьютерным преступлениям. Несмотря на очевидную общественную опасность,
подобного рода преступления не обозначались, как противозаконные и даже не
упоминались уголовным законодательством. Однако еще до вступления в силу
законодательства в сфере уголовного права отмечена актуальность правового
противостояния компьютерной преступности. А именно, приняты нормативные акты,
внесшие конкретику в целом в явление компьютеризации нашего общества вообще и
проблему компьютерной преступности в частности. И наряду с другими
законодательными актами, тем самым определен был пласт, называемый «законодательством
в сфере информатизации», охватывающий в настоящее время несколько сотен
нормативно-правовых актов. Непосредственно законодательство России в области
информатизации начало формироваться с 1991 года.[1]
В последнее время особую
остроту приобрела проблема борьбы с преступлениями в сфере компьютерной
информации, так как появились необходимые предпосылки, обусловленные постоянным
совершенствованием компьютерных технологий и международных компьютерных сетей, которые
в значительной степени способствуют облегчению в совершении подобных преступных
деяний как внутри государства, так и на международном уровне. Совершение
информационных преступлений возможно на значительном расстоянии от объекта
преступления буквально за несколько секунд.
Законодательство
Российской Федерации, в частности Уголовный кодекс Российской Федерации[2], предусматривает уголовную
ответственность за преступления в сфере компьютерной информации (Глава 28),
хотя содержит всего три статьи (ст. 272 – 274 УК РФ).
На основании изложенного, следует сделать вывод о том, что актуальность
обозначенной проблемы определяется тем, что компьютерные преступления приобрели
в странах с развитой телекоммуникационной инфраструктурой настолько широкое
распространение, что для борьбы с ними в уголовное законодательство были
введены специальные составы преступлений. И становится очевидна
актуальность рассмотрения уголовно-правовой характеристики преступлений в сфере
компьютерной информации.
Степень разработанности
проблемы. Вопросы уголовной ответственности за преступления в сфере
компьютерной информации исследовались российскими
учеными. Однако отсутствуют комплексные научные разработки по указанной
тематике. Общетеоретическую основу курсовой работы по данному направлению
составили научные труды А.Н. Попова, Д.В. Пучкова,
В.Г. Степанова-Егиянца и др. Большой
вклад в изучение отдельных вопросов преступлений в сфере компьютерной
информации и ответственности за них внесли Р.В. Амелин, С.Е. Чанов, А.В. Туликов
и многие другие. Вместе с тем становится очевидным, что
назрела потребность в детальном изучении особенностей данного вида преступлений
и наступлении ответственности в современных условиях. Это имеет немаловажную
теоретическую и практическую значимость.
Объектом курсовой работы является уголовная
ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.
Предмет исследования представлен Конституцией Российской
Федерации[3],
Уголовным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами, в которых нашли отражение
особенности уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации.
Цель работы состоит в
характеристике сущности, значения и особенностей уголовной ответственности за
преступления в сфере компьютерной информации.
Достижение поставленной цели возможно при
решении следующих задач:
—
охарактеризовать
этапы развития уголовного законодательства об
ответственности за преступления в сфере компьютерной информации;
—
рассмотреть понятие
и общую характеристику преступлений в сфере компьютерной информации;
—
проанализировать особенности
конструкции составов и квалификацию преступлений в сфере компьютерной
информации.
В работе использованы
метод системного анализа на основе принципов объективности и научности, общенаучные
методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и определения.
Нормативную базу курсовой работы составили
Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации иные федеральные законы и
др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения
и списка использованных источников.
[1]
Комплексный анализ состояния преступности
в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор /
Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. – М.: ФГКУ «ВНИИ МВД
России», 2018 – 86 с.
[2] Уголовный кодекс Российской
Федерации: федеральный закон от
24.05.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. –
1996. – № 25. – Ст. 2954.
[3] Конституция
Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]: с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ //
«Собрание законодательства РФ. – 2014. – №31. – Ст. 4398.
Фрагмент текста работы:
1 Развитие уголовного законодательства об
ответственности за преступления в сфере компьютерной информации
Развитие
уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере
компьютерной информации, являющееся направлением правового обеспечения
современного развития государства, можно условно разграничить на два основных
этапа.
Что
касается первого этапа, то здесь данное законодательство регулировалось такими нормативными
актами, как и сфера информационного обеспечения инновационной деятельности.
Как, пожалуй, в любой другой отрасли законодательства, где началами
регулирования отношений является Основной закон государства, база представлена
ст. 29 Конституции РФ[1], где закреплено
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ). Но это не
единственная статья. Кроме того, ст. 23,24,56 Основного закона регламентирует
защиты прав граждан, организаций и государства на тайну. Это дает основание
утверждать, что требуется с завидным постоянством обеспечивать равновесие между
такими категориями, как тайна и обеспечение права на информацию. Информационное
обеспечение инновационной деятельности в правовом аспекте осуществлялось посредством
действия Федеральных законов, принятых в феврале 1995 г.: «О связи» и «Об
информации, информатизации и защите информации» (в настоящее время оба закона
утратили силу).[2]
Статьей второй последнего упомянутого закона утверждалось, что «информация –
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо
от формы их представления».
Если говорить в целом, то
оба эти закона регламентировали нормативные отношения в сфере информационного
обмена и обработки информации с использованием средств новых информационных
технологий. И тот и другой содержат правовое определение. Они давали
юридическое определение главенствующих составляющих информационной технологии
как объектов правовой охраны, устанавливали порядок доступа некоторых субъектов
к определенной разновидности информации, являлись основой для следования правам
и обязанностям собственником на объекты правовой охраны.
Глядя со стороны
нормативности, превалирующую роль для формирования системы мер борьбы с
преступностью в сфере компьютерной информации имел Указ Президента РФ «О мерах
по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации
шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования
информации» № 334 от 3 апреля 1995 г.[3]
Этот законодательный акт
нацелен на увеличение сопротивления организованной преступности и на рост
усиления безопасности информационно-телекоммуникационных систем органов
государственной власти, российских кредитно-финансовых структур, предприятии и организаций.
Во исполнение данного Указа Президента РФ, было принято Постановление
Правительства РФ № 608 от 26 июня 1995 г. «О сертификации средств защиты
информации».[4]
В Постановлении устанавливалась обязанность министерств и правительственных
ведомств разработать и ввести в действие собственные Положения, при помощи
которых установлена система сертификации,
основные средства зашиты информации,
подлежащие лицензированию в конкретной системе сертификации, порядок
производства средств, порядок оплаты услуг по их разработке, установке и эксплуатации
и т. д.
Довольно пристальное
внимание было приковано к международному сотрудничеству России в сфере
регулирования безопасности в сфере компьютерной информации. В частности, здесь
можно указать Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном
обмене» принятый 4 июля 1996 г. (в настоящее время утратил силу).[5] При помощи этого закона
регламентирована ответственность за распространение недостоверной, ложной
иностранной документированной информации, полученной в результате
международного обмена (ст. 14) и определены такие виды ответственности, как
гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за незаконные
деяния в сфере исполнения международного информационного обмена на территории
Российской Федерации (ст. 20). Но, отмечая достоинства, принятых на начальном
этапе, законодательных актов, нельзя ну отметить, что, только начиная с 1997
года, в нашем государстве была организована действенная правовая система защиты
компьютерной информации. В первую очередь, это объясняется тем, что не начала
действовать одна из главных ее составляющих, а именно, уголовно-правовые
способы зашиты.
Начиная с 1996 года, в
связи с появлением в Уголовном кодексе Российской Федерации[6] главы 28, которая
предусматривает ответственность за преступления в информационно-компьютерной
сфере, обозначился второй этап развития законодательства в рассматриваемой
сфере. Данная глава содержит три, так называемые, уголовные статьи и указано, что
общими для всех трех составов объектом преступления являются общественные
отношения, связанные с использованием компьютерной информации.
В 2000 г. Главой
государства РФ была утверждена «Доктрина Информационной Безопасности Российской
Федерации»[7]. При помощи этой Доктрины
определены:
—
национальные интересы РФ в информационной
сфере и их обеспечение;
—
виды и источники угроз в сфере
информационной безопасности;
—
способы обеспечения информационной
безопасности РФ касаемо разных сфер жизни людей;
главные постулаты
политики государства
[1] Конституция Российской Федерации: [принята
всенародным голосованием 12.12.1993]: с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от
05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ. –
2014. – №31. – Ст. 4398.
[2] Чебыкина К.Л. Развитие
законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной
информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в
России / К.Л. Чебыкина, К.В. Молдаванов // Молодой ученый. – 2014. – № 6 (65).
– С. 575-578. – URL: https://moluch.ru/archive/65/10627/ (дата обращения:
05.05.2020).
[3] О мерах по соблюдению законности в
области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных
средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации: указ
Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 334 (ред. от 25.07.2000)
// Собрание законодательства РФ. –
1995. – № 15. – Ст. 1285.
[4] О сертификации средств защиты
информации»: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995
г. № 608 (ред. от 21.04.2010) // Собрание
законодательства РФ. – 03.07.1995. – № 27. – Ст. 2579.
[5] Дугинова А.О.
Международное сотрудничество в области обеспечения информационной безопасности
// Политика, экономика и инновации. – 2017. – № 3(13). – С. 1-6.
[6] Уголовный кодекс
Российской Федерации: федеральный закон
от 24.05.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 04.11.2019) // Собрание
законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
[7] Ищенко А.Н.,
Прокопенко А.Н., Страхов А.А. Новая доктрина информационной безопасности
Российской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в
информационной сфере // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2017. – №
2. – С. 55-62.